
6 июля 2010 года вступил в силу Кодекс Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана. В этом документе три государства договорились о правилах взаимной торговли между собой. Отдельный пункт в этом документе был и для автомобилей: купленные в Белорусии машины разрешили продавать в России без доплаты разницы в растаможке. Для этого, правда, есть некоторые условия. Автомбили должны быть ввезены в Белоруссию до 1 января 2010 года и соответствовать экологическим нормам Евро-4.
Правила продажи автомобилей из Белоруссии в Россию были сформулированы в письме Федеральной таможенной службы РФ от 19 июля т.г. № 01−11/35237 «О совершении таможенных операций и таможенном контроле автомобилей для личного пользования, перемещаемых через российско-белорусский или российско-казахстанский участки государственной границы Российской Федерации». Затем общественности пояснили: оформляя автомобили, ввезенные в Белоруссию до 2010 года, российские таможенники «не вправе требовать доплату разницы в растаможке между белорусскими и российскими ставками». Но придется доплатить разницу между ставками за «автомобили, которые были ввезены и растаможены в Беларуси с 1 января 2010 г. до 1 июля 2011 года».
С тех пор в Белоруссии появились объявления с пометками: «Эко-4», «Проходная на Россию», «Ввезена до 1 января 2010 года»
— Сейчас все, кто надеется продать свежую машину, обязательно пишут в объявлениях, подходит ли она для России. Потому что понимают: единственный способ «слить» машину — найти россиянина, — отмечает продавец Андрей, который в день общения с корреспондентом продал гражданам России два автомобиля Ford Galaxy и BMW 3-ей серии.
Началась распродажа с того, что российские чиновники, которые оказались наиболее расторопными, скупили в РБ все автомобили 2008−2009 годов выпуска, предлагаемые официальными белорусскими дилерами. Момент оказался более чем удачным: продавцы объявили серьезные скидки на свою продукцию из-за внезапно упавшего спроса со стороны местных жителей. Затем россияне потянулись за подержанными машинами. И раскупили практически все авто, соответствующие экостандарту «Евро-4».
Напрямую у дилеров машины особо сейчас не покупают. Дело в том, что заключение договора купли-продажи с иностранным гражданином для автосалона — прямое нарушение дилерского контракта. В этом случае автопроизводитель может налагать на своего партнера в Белоруссии определенные санкции. Поэтому распространена следующая схема: машину покупает белорус, а затем перепродает россиянину. Бизнес идет: в прошлом году из-за кризиса многие продавцы новых автомобилей смогли добиться серьезных скидок от своих европейских партнеров, но этого не удалось сделать их российским коллегам.
Уравняют пошлины на импортные автомобили Россия и Белоруссия 1 июля 2011 года. Правда, в свете последних перипетий в отношениях между Александром Лукашенко и руководством российского государства, однозначно утверждать, что это случится, все же нельзя. Но в любом случае мы бы рекомендовали собираться в Белорссию побыстрее.
Вот необходимый перечень документов, необходимый для регистрации машин в России:
— Свидетельство о регистрации транспортного средства, выданное
— Наличие сведений о соответствии транспортного средства экологическому классу Евро-4. Присваивается на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, «Одобрениях типа транспортного средства» и «Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям». Ежемесячно обновляются, размещаются на сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (www.gost.ru) и Федеральной таможенной службы (www.customs.ru). При невозможности определения экологического класса транспортного средства на указанных сайтах к работе подключаются таможенные органы на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.
Если ввозимый автомобиль получает допуск к участию в дорожном движении, таможенные органы оформляют паспорт транспортного средства (ПТС).