Одним из главных тезисов либеральных экономистов из правительства стало утверждение о «слишком быстром увеличении зарплат в России». К примеру, начальник управления оплаты, нормирования и производительности труда Министерства труда и социального развития Ильин в 2004 году пугал общество: «С 2000 года зарплата в России росла опережающими темпами. Дальше проводить такую политику опасно. Это может привести к скачку цен, и вся прибавка пойдет насмарку. Таковы законы экономики: упасть легко, подниматься очень трудно. Словом, чтобы наверстать отставание и восстановить уровень оплаты, остается только один путь — рост производительности труда». Стоит напомнить, что средняя зарплата в России в 2004 году была 237 долларов в месяц, и даже такую мизерную сумму чиновник Ильин считал для работающих россиян избыточной.
До наступления кризиса осенью 2008 года о слишком высоких зарплатах у россиян не говорил только ленивый госслужащий. Так, в начале того года только что избранный президент Медведев пугал: «За последние восемь лет номинальная зарплата выросла почти в 8,8 раза, в то время как прирост ВВП за этот период был значительно скромнее — это повод, чтобы призадуматься о том, что делать». Ему вторил первый зампред Центробанка Улюкаев: «Мы их (зарплаты) повышаем очень быстро. Я бы сказал, слишком быстро».
После кризиса эти разговоры приутихли — власть всё же побаивалась упрекать народ, что тот слишком жирует. Более того, 15 декабря текущего года на встрече с профсоюзными деятелями президент Медведев и вовсе признал, что «зарплаты в России маленькие».
«Свободная пресса» решила разобраться, действительно ли в России низкие зарплаты и насколько, и соответствует ли она мировым нормам — исходя из ряда сопоставимых параметров. Мы решили сравнить зарплаты в России и в странах, в которых ВВП на душу населения сопоставим.
Трудятся больше, зарабатывают меньше
Но для начала мы захотели понять, миф это или реальность — упрёк либеральных экономистов в отношении слишком быстрого увеличения зарплат в России на фоне не поспевающей за ней по темпам роста производительности труда.
Вычисления на эту тему делал доктор экономических наук, директор Института теории и практики профсоюзного движения Фонда рабочей академии и Федерации профсоюзов России Золотов. «Уровень производительности труда 1991 г. был превышен в современной российской экономике в 2005 г. — на 4,7%. Между тем в 2005 г. реальная зарплата оставалась ниже предкризисной на 18,2%.
В 2006 г. производительность труда по сравнению с 1991 г. выросла на 11%, зарплата — на 0,9%.
Рост производительности в 2007 г. на 7,9% обеспечил превышение уровня 1991 г. на 19,8%, а рост зарплаты за тот же год на 16,2% — превышение исходного значения на 17,2%.
Таким образом, несмотря на более высокие темпы роста зарплаты в последние годы, в целом за период трансформации российской экономики производительность труда опережала рост зарплаты, закономерность опережения продолжала действовать", — пишет он.
Таким образом, в конце 2000-х среднестатистический работник по сравнению с последним годом советской власти стал работать больше, а получать меньше
Польский работник получает в 2,5 раза больше россиянина
Теперь посмотрим на несколько стран, где ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) схож с российским. Из этой таблицы видно, что по итогам 2009 года ВВП на душу населения в России был 15,2 тысячи долларов. Нашими соседями оказались Литва (15 тысяч), Польша (17,8 тысячи), Чили (14,7 тысячи), Ливия (14,6 тысячи).
В том же 2009 году средняя зарплата по России составила 18 тысяч 795 рублей, или примерно 630 долларов.
В Польше, где ВВП на душу населения примерно на 15% выше, чем в России, средняя зарплата в 2009 году составила 4178 злотых, или примерно 1530 долларов. Отнимем эти 15% и получим около 1300 долларов. Таким образом, среднестатистический польский работник за тот же выполненный труд получает в 2 раза больше россиянина.
Стоит добавить, что в 2008 году средняя зарплата поляка выросла на 12%, а в 2009 году, когда уже бушевал кризис — ещё на 6%.
В Литве ВВП на душу населения практически один в один как в России. Но вот средняя зарплата там в 2009 году составила 933 доллара — или примерно в 1,5 раза выше, чем у нас (если быть точным — то на 48%).
Ливия по структуре экономики очень схожа с Россией — подавляющая часть ВВП и экспортных доходов там приходится на нефтяной и газовый сектора. Но вот средняя зарплата в Ливии составляет 1050 долларов — это на 66% выше, чем в России. Стоит упомянуть и такой экзотический доход ливийца, как ежемесячное пособие от лидера страны Каддафи в размере 500 долларов на каждого работающего. Вместе с этой доплатой доход среднестатистического ливийца вообще окажется в 2,5 раза выше, чем у россияна.
Единственная страна со схожим уровнем ВВП на душу населения, где средняя зарплата ниже российской — Чили. Там работник в 2009 году в среднем получал около 430 долларов, или примерно на 30% ниже, чем у нас. Стоит напомнить, что в Чили царит неолиберальная экономика (которую мечтает построить в России нынешний президент Медведев), а основные экспортные доходы даёт медная промышленность (на втором месте — сельское хозяйство).
Альтернативный метод сравнения зарплат
Мы решили проделать такое же сравнение для стран со схожим с Россией ВВП на душу населения по т.н. «методу экономиста Андрея Илларионова». Бывший советник президента объясняет его так: «Поскольку за эти 6−8 лет надулся колоссальный флюс почти 10-кратного роста цен на энергоносители, то структура и размеры ВВП стран — нефте- и газоэкспортеров — оказались существенно искажены. Поэтому предпочитаю пользоваться ценами 2002 г., когда цены на нефть тоже были уже не очень низкими, но более близкими к долгосрочным средним».
По этому методу в России ВВП на душу населения составляет 11 тысяч 474 доллара (или примерно на 28% ниже нынешнего значения в 15,2 тысячи). Нашими ближайшими соседями оказываются Туркменистан с 11,889 тысячи, Малайзия с 12.213, Саудовская Аравия с 11.340 долларов. Мы решили посмотреть в первую очередь на Туркменистан.
В 2009 году в Туркменистане средняя заработная плата в пересчёте на рубли составила 25 тысяч рублей, или около 810 долларов. Это примерно на 28% выше, чем в России. Кроме того, в этой среднеазиатской «энергетической сверхдержаве» существует множество дополнительных выплат. Так, президент Гурбангулы Бердымухамедов до 2030 года гарантировал своим гражданам бесплатные природный газ, электроэнергию (90 кВт на человека в месяц), воду и соль. Также гражданам Туркменистана бесплатно выделяется по 120 литров бензина ежемесячно для владельцев легковых автомобилей, по 200 литров — хозяевам автобусов и грузовых машин и по 40 литров — мотоциклисты. Литр бензина в этой стране стоит около 5 рублей.
К слову, в пересчёте на доллары минимальная заработная плата в Туркмении составляет 205 долларов, а в России — 145 долларов (4330 рублей).
Даже в Москве зарплаты небольшие
Критики могут указать, что Россия — слишком неоднородная страна по уровню доходов. Поэтому решили дополнительно рассмотреть один регион — Москву.
ВРП в Москве на душу населения в 2009 году был около 800 тысяч рублей на душу населения, или примерно 26,5 тысяч долларов. Средняя зарплата в городе в тот год была 31,8 тысячи рублей, или примерно 1050 долларов.
Ближайшие соседи по этому показателю — Чехия (25,1 тысячи долларов) и Новая Зеландия (27,7 тысячи). Средняя зарплата в Чехии в том году составляла 24328 крон, или 1280 долларов. Как мы видим, этот показатель в Чехии был на 20% больше, чем в Москве. При этом стоит учесть, что ВРП на душу населения в Москве был примерно на 5% больше, чем в Чехии.
Средняя зарплата в Новой Зеландии, чей ВВП на душу населения больше московского ВРП примерно на 5%, составляет 3504 новозеландских доллара, или примерно 2380 американских долларов. То есть, среднестатистический новозеландец зарабатывает почти в 2,3 раза больше, чем среднестатистический москвич.
Стоит добавить, что в Новой Зеландии подоходный налог на годовой заработок с 14 до 48 тысяч новозеландских долларов в 2009 году составлял 20% (в 2010 году он снижен до 17,5%), а в России (и Москве) — только 13%. Однако понятно, что за чуть бОльшие налоговые выплаты новозеландец по сравнению с москвичом получает хорошую экологию, более высокую продолжительность жизни (примерно на 10 лет), меньшую преступность (примерно в 8 раз, чем в Москве из расчёта на 100 тысяч населения).
«Бери больше, кидай дальше, получай меньше»
Из приведённых нами примеров видно, что среднестатистическому россиянину по сравнению с иностранными работниками (при схожей выработке на человека) недоплачивает от 2−2,3 раз (Польша и Новая Зеландия) до 20−28% (как в Чехии и Туркменистане).
Но прежде, чем остановиться на этом выводе, развеем еще один миф. Среди либеральных экономистов укоренилось мнение, что «зарплатная нагрузка» слишком велика для нашей экономики. Вот образец таких размышлений:
«Рост зарплат в России грозит сорвать восстановление экономики. Доля зарплат в ВВП достигла 40% для России, подсчитали эксперты ФБК. Сейчас показатель зарплатоемкости ВВП у России выше, чем у Бельгии (39%), Норвегии (37,5%), Италии (31,3%) и других развитых стран. Средняя доля зарплат в ВВП стран Евросоюза, по подсчетам экспертов, составила в 2009 году 39,3%.
Меньше всех на зарплаты ВВП расходует Греция — 27,7%. Это, впрочем, не помогло стране избежать проблем с госдолгом. Самый высокий показатель — у Дании и Швейцарии — 53,6% и 53,3% соответственно. А наиболее близкие к российским показатели зарплатоёмкости ВВП у Австрии, Голландии, Ирландии, Люксембурга и Мальты, чья доля зарплат колеблется от 39,3% до 41% в ВВП страны".
А это уже выводы Росстата:
«В I квартале 2007 года впервые с 1998 года доля оплаты труда в ВВП России перешла барьер в 50%, следует из опубликованных данных Росстата. По данным Росстата, максимальный уровень доли оплаты труда (53,6%) был зафиксирован ровно девять лет назад в I квартале 1998 года, а минимальный в 36,3% - вскоре после августовского кризиса 1998 года, в III квартале 1999 года. В последние четыре года этот показатель колебался в диапазоне между 41% и 49% без отчетливой тенденции к повышению».
То есть вывод для нас делают такой: в России зарплаты уже почти такие же, как Бельгии — с поправкой на меньший у нас ВВП. Но посмотрим, верны ли эти цифры, и нет ли в них лукавства.
Вот статистика председателя комитета ГД по труду и социальной политике Андрея Исаева, видного единоросса, которого трудно заподозрить в симпатии к простому народу:
«Проблему составляет чрезвычайно низкая доля легальной заработной платы. Доля зарплаты в ВВП постоянно снижается, 22% составляла в 2006 году заработная плата в ВВП при том, что за рубежом этот показатель составляет 60%. Задача, как сообщил Исаев, состоит в том, чтобы повысить долю зарплаты в ВВП до 35%, повысить зарплату до 25 тысяч рублей».
Тему развивает социолог Наталья Зубаревич: «Точность учета заработной платы в России очень относительна. У нас только 2/3 зарплаты „белые“, треть — скрытая. В легальном поле у нас зарплаты только примерно 40 млн человек из 65 млн занятых. И Росстат дооценивает среднюю зарплату по своим методикам, учитывая скрытые доходы».
Вот мы и разобрались в чём дело — в статистику наших зарплат Росстат и либеральные экономисты включают «нелегальную зарплату». Грубо говоря, заплатили киллеру за его работу 300 тысяч рублей, а проститутке за вызов к клиенту 10 тысяч рублей — Росстат по известной только ему методике включает эти суммы в общую «копилку» наших с вами зарплат. А потом громко вещает, что что-то слишком жируют на своих зарплатах россияне. Ну конечно, у подавляющего числа простых работников зарплаты в разы меньше, чем у киллера и проститутки.
Вывод из этих лукавых цифр делает заведующий кафедрой экономической теории и политики Академии народного хозяйства Абел Аганбегян:
«Я считаю, что главная реформа, которая должна быть стержнем — реформа зарплат. Не рыночная зарплата. На нее человек достойно жить не может. У нас самая низкая доля зарплаты в ВВП. На эту зарплату невозможно купить квартиру. Это же рынок, государство не должно вам покупать. На эту зарплату невозможно организовать нормальный отдых — надо вернуться к профсоюзам, оплате путевки. Нам нужно зарплату повысить в 1,5−2 раза».
Уже упоминавшийся нами в начале статьи доктор экономических наук Золотов даже разработал методику, по которой на примере докера посчитал, какова же должна быть справедливая зарплата квалифицированного рабочего в России:
«В процессе переходного периода объем благ, предоставляемых работникам в форме социальных льгот и гарантий, неуклонно снижался. Так, бесплатное получение жилья для большинства работников стало практически невозможным, стоимость данного товара вошла в стоимость рабочей силы. В значительной степени то же самое происходило и происходит с услугами медицины, с получением высшего образования. Соответственно, зарплата как форма стоимости рабочей силы должна теперь обеспечивать приобретение и отмеченных благ…
…Стоимость рабочей силы докера-механизатора составит приблизительно 125 тысяч рублей в месяц. Уменьшив эту величину на 15 тысяч рублей (с учётом более низких цен на жилье в нестоличных городах), можно получить среднюю стоимость рабочей силы квалифицированных рабочих России — 110 тысяч рублей в месяц".
Готовы ли платить такие зарплаты власти и частный бизнес? Судя по тому, что в Россию продолжается массовый завоз гастарбайтеров, которые готовы работать за зарплату (и так небольшую — как мы посчитали) в разы меньшую, чем россияне — очевидно, нет.