Пекин, похоже, всерьез рассчитывает сэкономить на покупке российской нефти. Поэтому китайская государственная нефтегазовая корпорация CNPC с начала этого года в одностороннем порядке снизила выплаты за поставляемые углеводороды. Китай считает, что транспортировка нефти стоит на гораздо дешевле, чем заявляют их российские партнёры, а потому он намерен требовать скидку в размере 7% от стоимости российского сырья. Таким образом, общая сумма «скидки» на российскую нефть составит около 30 млрд. долларов в течение 20 лет, что Москве совершенно не выгодно. Таким образом, Пекин пытается втянуть Россию в «нефтяную войну». Но добиться этого Китаю не позволит «нефтяной кардинал» российского правительства, вице-премьер Игорь Сечин. Или, по крайней мере, попытается это сделать.
О том, что Китай собирается потребовать скидку, сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на осведомленные источники. Пекин считает, что транспортировка нефти до пункта Сковородино, откуда идет ответвление газопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» на Китай, стоит на 7% меньше, чем установлено контрактом. Российская сторона применяет общую для всего ВСТО тарифную ставку. Кроме того, Китай рассчитывает добиться от Москвы удвоения объемов поставок нефти: с 15 до 30 млн. тонн в год.
Таким образом, Китай, видимо, рассчитывает на услугу со стороны России. Ведь российские компании, «Роснефть» и «Транснефть», в начале 2009 года получили от Китая кредит на 25 млрд. долларов. Погашать задолженность компании рассчитывали в течение 20 лет за счет льготной цены на нефть и части выручки от ее поставок по ответвлению от ВСТО на Китай. Ветка начала функционировать в начале 2011 года, и сразу же в одностороннем порядке Пекин начал сокращать выплаты. С начала года CNPC задолжала российским компаниям уже 100 млн. долларов. Пекин, видимо, считает это добрососедской уступкой за предоставленный кредит.
Однако российская сторона никаких уступок, похоже, делать не собирается. «Главный по нефти» в правительстве, вице-премьер Игорь Сечин в конце апреля уже говорил о том, что ситуация может быть разрешена в судебном порядке. Впрочем, как это полагается по этикету, чиновник выразил надежду в «досудебном урегулировании». Действительно, стороны, несмотря на конфликт, заинтересованы в долгосрочных отношениях — именно с таким расчетом и тянули трубу до Китая. «Но если Китай внезапно потребовал скидку, значит, он почувствовал силу, и прекращение поставок нефти по этому трубопроводу не является для него критичной проблемой, — говорит в интервью „СП“ аналитик ТКБ-Капитал Сергей Карыхалин. — Например, если у Китая есть возможность компенсировать поставки, скажем, заменив их морскими, то он, само собой, будет настаивать на более выгодных для себя условиях». Эксперт уверен: столь большую скидку — в 30 млрд. долларов до 2030 года — Пекин выторговать не сможет. «Они могут попробовать договориться на какую-то фиксированную цену на долгосрочный период, ведь сегодня цена стоимость нефти определяется на основе котировок в порту Козьмино», — рассуждает эксперт.
Не получится уговорить Россию и насчет удвоения объема поставок, говорит «СП» аналитик LoginFX Алексей Жуков. «Этот нефтепровод заработал только с начала года, и рассчитан на 15 млн. тонн нефти в год, — рассуждает Алексей Жуков. — Строить еще одну ветку России невыгодно, поскольку есть альтернативные рынки сбыта».
С другой стороны, портить отношения с таким стратегическим партнером, как Пекин, Россия не готова. Особенно это важно накануне подписания контрактов на поставку в Китай российского газа. И хотя напрямую эти ситуации не связаны, Россия может пойти на незначительные уступки в цене, считает Алексей Жуков. «Но это, конечно, будут не 7%, как хотят китайцы, может — 3%, — говорит аналитик. — В любом случае, российская сторона сначала заставит Пекин выплатить уже накопленную задолженность, и только потом будет вести переговоры».
Впрочем, не исключен и вариант локальной «нефтяной войны» между Москвой и Пекином. Россия в случае отказа Китая заплатить, может воспользоваться традиционным инструментом — перекрыванием вентиля. «Но долго это продлиться не может: слишком долгосрочный контракт, и расторгать его не выгодно ни одной стороне», — комментирует Алексей Жуков. В целом, рассуждает эксперт, Россия может сделать скидку при двух вариантах развития ситуации: если переговоры зайдут в тупик (но тогда скидка будет далеко не 7%, и действовать будет ограниченное время, максимум — год), или если мировые цены на нефть будут слишком уж высокими — более 130 долларов за баррель.
Ситуация для России осложняется тем, что кроме Китая нефть из трубопровода ВСТО продавать больше некому. И если Кимтай откажется её покупать, Россия потеряет больше, чем приобретёт.
Так или иначе, но, по неофициальной информации, уже в конце мая Игорь Сечин намерен встретиться со своим китайским коллегой Вань Цишанем для обсуждения конфликтной ситуации. И каким бы ни был результат переговоров, Китай обозначил свое желание диктовать России свои условия в нефтяных контрактах. И это — при высоких мировых ценах на энергоносители. Если в мире будет падать цена и спрос на нефть, Китай сможет настаивать на еще более выгодных для себя параметрах.