Россия может столкнуться с долговым кризисом, подобным греческому, если она не сократит государственные расходы, заявил экономист московского офиса Всемирного банка Сергей Улатов. Правда, по его прогнозам, это случится не раньше 2030 года.
Если бездумная политика наращивания госрасходов не изменится, то уровень задолженности России станет непосильным, как у Греции, заявил Улатов в своем интервью журналу Euromoney на форуме по рынкам капиталов России и СНГ, который проходил в Лондоне. «Сейчас России в первую очередь помогают цены на нефть, а не благоразумная экономическая политика правительства», — приводит слова Улатова агентство Bloomberg. Однако, даже если нефть удержится на нынешнем безубыточном уровне в 115 долларов за баррель, уже к 2015 году Россия не сможет покрывать часть расходов, например, компенсировать дефицит Пенсионного фонда, полагает Улатов.
На прошедшей неделе министр финансов Алексей Кудрин призвал правительство ограничить годовой рост расходов 4%, чтобы «стабилизировать государственные финансы и избежать государственного патернализма в управлении экономикой России». Но это уже далеко не первое заявление об ограничении роста госрасходов. «Собака лает — ветер носит», а расходы продолжают расти. Впрочем, до 2030 года еще долго — у нас в России так далеко никто не планирует…
Доходы минус нефть
В своем заявлении Всемирный банк подтвердил, что Россия — крупнейший экспортер энергоносителей, в этом году и следующем, вероятно, будет иметь финансовые излишки и активное сальдо по текущим операциям, благодаря высоким нефтяным ценам. «Россия сейчас не сталкивается с проблемой финансовой устойчивости, так как у нее маленький госдолг, и она обладает валютными резервами на сумму свыше 520 млрд долларов. Тем не менее, не нефтяной бюджетный дефицит, который имеет большое значение для долговременной финансовой устойчивости России, по-прежнему велик, говорится в заявлении ВБ.
— Дело в том, что в составе поступлений бюджета отдельной строкой выделяются нефтегазовые доходы, которые состоят из экспортной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых, — пояснил «СП» старший научный сотрудник Института развития ГУ-ВШЭ Андрей Чернявский. — Они полностью зависят от мировых цен на нефть, и если нефть упадет, то дефицит бюджета будет гораздо больше, чем сейчас. Но я думаю, что сравнение России и Греции — это своего рода «страшилка». Конечно, теоретически так может быть, но если проводить благоразумную политику, такая ситуация маловероятна.
Во-первых, государственный долг России пока еще очень маленький, он гораздо меньше, чем у европейских стран. Тем не менее, нам нужно отказаться от искушения наращивания госрасходов, в особенности расходов федерального бюджета, за счет конъюнктурных поступлений от нефтегазового сектора. Сейчас соотношение расходов бюджета и ВВП существенно растет: в 2007 году оно было равно 18%, а в прошлом году выросло уже до 22%. Но конъюнктура мирового рынка в любой момент может измениться — для этого есть много предпосылок, и правительству будет нечем оплачивать заявленные расходы на повышение пенсий и пособий.
Тогда придется или сокращать расходы, или занимать деньги на внешнем рынке. Сейчас внешний госдолг составляет 11% ВВП, что вполне вписывается в нормы, определенные Маастрихтским соглашением стран. Но, скорее всего, Россия не станет занимать деньги на мировом рынке и наращивать внешний долг, а пойдет по пути плавного сокращения госрасходов. Расходы будут сокращаться за счет отказа от набранных за эти годы соцобязательств, что, естественно, будет иметь плохие социальные последствия.
Так что, я вполне согласен, что правительству нужно вести благоразумную бюджетную политику и не наращивать обязательства перед пенсионерами, бюджетниками за счет текущей конъюнктуры, потому что это очень опасно, — считает эксперт.
Впрочем, к тому времени и думские, и президентские выборы уже пройдут, и об обязательствах народу можно будет забыть как минимум на три года. «Мавр сделал свое дело»…
Пирамида из евробондов
А вот еще одна страшилка. Совокупный внешний долг России — государственный и корпоративный, в 2050 году достигнет 585% ВВП, если она не проведет структурные реформы, полагают аналитики агентства Standard & Poor’s. По их мнению, он вырастет в десятки раз и достигнет уровня, по сравнению с которым нынешний долг Греции или даже США будет казаться не слишком большим.
По данным Международной организации кредиторов (WOC), внешний долг России в 2010 году достиг 480,2 млрд долларов, и составил 32,5% ВВП страны. По сравнению с «коллегами» из БРИК, у России самая большая величина внешнего долга и его отношения к ВВП. Хотя, по мнению экспертов WOC, этот негатив немного нивелируется за счет резервного покрытия внешнего долга. Дело в том, что международные резервы России по своей величине — третьи в мире, их размер достигает 522 млрд долларов, и полностью покрывает объем внешних долгов. Ни Бразилия, ни Индия таким достижением похвастаться не могут.
Да, государственный долг России в общем объеме внешнего долга невелик. В середине апреля прошлого года Россия впервые после государственного дефолта 1998 года вышла на внешний рынок заимствований. Минфин выпустил евробонды на общую сумму 5,5 млрд долларов, сроком на пять и десять лет. Целью выпуска стало финансирование дефицита бюджета после финансового кризиса. В итоге размер госдолга страны, с учетом остатка по прежним заимствованиям, составил около 40 млрд долларов.
Однако корпоративный внешний долг России постоянно растет, при этом около 20% приходится на долю государственных компаний — «Газпрома», «Роснефти» и госбанка ВТБ. В пятерку крупнейших российских должников также вошли государственные «Российские железные дороги» и Россельхозбанк. В рейтинге крупнейших корпоративных должников России, который составил Deutsche Bank, госкомпании занимают восемь позиций из пятнадцати, среди них «Транснефть», «Газпром нефть» и ВЭБ. В рейтинге также присутствуют частные компании ЛУКОЙЛ, Evraz Group, «Русал», «Вымпелком», «Северсталь» и Nord Stream.
Фактически на протяжении последнего десятилетия происходит перераспределение внешнего госдолга страны от государства к государственным и частным компаниям и банкам. По информации замминистра финансов Дмитрия Панкина, в начале 2006 года внешний долг госкомпаний составлял 68,7 млрд долларов, к октябрю кризисного 2009 года он достиг 148,4 млрд долларов, а теперь задолженности госкомпаний составляют треть от всего внешнего долга страны.
По мнению ведущего научного сотрудника Института экономики РАН Александра Потемкина, рост внешнего корпоративного долга является одним из важнейших показателей, негативно влияющих на развитие экономики страны. К примеру, в 1998—1999 годах объем внешнего корпоративного долга не превышал 30 млрд долларов, и это позволило экономике быстро оправиться от кризиса после дефолта. Но потом он стал быстро увеличиваться, и уже в 2007 году превысил уровень 1999 года в 13 раз и достиг 400 млрд долларов.
По словам Потемкина, в настоящее время сложилась ситуация, при которой целый ряд российских государственных и частных корпораций по объему своих зарубежных долгов превысил пороговые значения экономической безопасности, разработанные Маастрихтским соглашением. А ведь помимо долгов перед нерезидентами, те же корпорации имеют и крупные долги перед российскими банками.
В прежние годы в структуре внешних займов России доминировали государственные ценные бумаги, сейчас свыше 70% приходится на корпоративные еврооблигации. Между тем, долги по корпоративным обязательствам менее надежны, чем государственные, так как котировки евробондов в последние годы испытывают существенные перепады. По словам Потемкина, особая опасность заключается в том, что в настоящее время происходит интенсивное строительство пирамиды корпоративных еврооблигаций. Сегодня она существенно выше пирамиды ГКО перед дефолтом 1998 года, при этом свыше 50% корпоративных еврооблигаций приходится на государственные компании и банки. Другой опасностью является чрезмерно высокая концентрация корпоративных еврооблигационных займов: на 15 крупнейших заемщиков приходится около 71% всего объема корпоративных еврооблигаций. А ресурсная база для погашения займов после финансового кризиса необычайно низка.
Правительство России уже занялось мониторингом задолженности госкомпаний. Центробанк сейчас имеет право напрямую ограничить объемы заимствований банками, но на госкомпании регулятор может воздействовать только административными методами. А представителей власти из руководства госпредприятий не так давно вывели.