Накануне выборов премьер-министр Владимир Путин, похоже, примеряет на себя мантию «газового короля» — на прошедшей неделе он дал старт сразу двум стратегически важным газопроводам.
В конце недели, в ходе своей поездки в Дальневосточный федеральный округ, премьер принял участие в церемонии запуска в эксплуатацию первой очереди магистрального газопровода «Сахалин-Хабаровск-Владивосток» на острове Русский. А в начале недели Владимир Путин пустил газопровод «Северный поток», наполнив трубу технологическим газом на компрессорной станции «Портовая». Как передает ИТАР-ТАСС, прилетев на станцию «Портовая» на границе с Финляндией на вертолете, Путин прошел в операторскую и сел за монитор компьютера. Затем при помощи компьютерной «мыши» глава правительства нажал кнопку на экране, пустив тем самым установку, которая начала подавать газ.
После этого Путин поспешил заявить, что с запуском газопровода «Северный поток», по которому российский газ напрямую будет поставляться в Германию по дну Балтийского моря, Украина теряет «эксклюзивное положение транзитера».
А следом глава «Газпрома» Алексей Миллер прозрачно намекнул, что Украине придется попрощаться с «халявным» газом. «Наши украинские коллеги сели в поезд под названием „дешевый российский газ“, но не знают, на какой станции выйти, и не знают, что могут заехать в тупик», — заявил Миллер. Однако газ для Украины обходится вовсе недешево — по европейским расценкам, и кому, как ни главе «Газпрома» этого не знать.
Другое поспешное заявление Путина прозвучало в Приморье. «Сегодня газ приходит в Приморье и будет развивать регион, будет напрямую служить интересам граждан России, которые проживают здесь», — передает слова премьера информагентство REGNUM. Однако, судя по информации в региональной печати, глава «Газпрома» Миллер поторопился пригласить премьера на открытие газопровода — голубое топливо вряд ли скоро появится в Дальневосточном крае. Строительство газопровода «Сахалин-Хабаровск-Владивосток», согласно плану, должно завершиться лишь в четвертом квартале 2011 года, а на острове Русском пока еще не сданы объекты, необходимые для принятия газа.
Поэтому Приморские журналисты сомневаются, что Путин запускал на Русском весь магистральный газопровод «Сахалин-Хабаровск-Владивосток». По их мнению, премьер «нажал кнопку» только на межпоселковой ветке газопровода, которая идет от газораспределительной станции бухты Горностай на полуостров Назимова, а оттуда через пролив Босфор Восточный в бухту Аякс, где возводятся объекты для проведения саммита АТЭС. К тому же, за несколько дней до визита премьера ОАО «Газпром газораспределение» в своем пресс-релизе предупреждало население о наполнении межпоселкового газопровода на этом участке, а об испытании всего газопровода «Сахалин-Хабаровск-Владивосток» в нем не было сказано. В общем, сплошные накладки…
Для того, чтобы прояснить ситуацию с газовыми магистралями, запущенными премьером, «СП» побеседовала со старшим экспертом Института экономической политики им. Гайдара Сергеем Жаворонковым.
— Давайте начнем по порядку — с «Северного потока». Во-первых, Украина вовсе не была эксклюзивным транзитером газа, потому что значительная часть сырья — более 10%, идет в Европу через Беларусь. К тому же, открытие «Северного потока» не избавляет нас от необходимости пользоваться украинским транзитом, так как он составляет около 70% европейского газа, даже с учетом «Голубого потока». Транспортная трубопроводная система была построена еще в советские времена таким образом, что газ с основных — Ямальских месторождений идет через Украину, часть его направляется через Беларусь, и переделать ее сейчас сложно. В конце 90-х был построен «Голубой поток», но он до сих пор остается мало заполненным, и «Северный поток» ситуации не изменит.
«СП»: — То есть, получается, что его построили зря?
— «Северный поток» немного снижает зависимость России от Украины, но она все равно остается крупнейшим транзитерем российского газа. И на протяжении лет десяти, даже при самом активном старании российских властей, с учетом всех возможных новых веток газопроводов, эта ситуация, я думаю, не изменится.
«СП»: — Сейчас уже идут разговоры, что Украина может разорвать газовый контракт с Россией, это реально?
— Действительно, та формула контракта, которую подписало прежнее украинское правительство, оказалась для нее весьма невыгодна. Сейчас она платит за газ порядка 380 долларов за тыс. кубометров, что выше не только бывших советских Беларуси и Молдавии, но и многих европейских стран советского блока, таких как Польша. Конечно, украинские власти совершили ошибку, когда подписывали этот контракт, но если юридическое право находится на стороне России, то реальное право силы — на стороне Украины. Потому что российский газ с северных месторождений физически не сможет обойти украинский транзит.
«СП»: — Кстати, «Северный поток», вообще-то, будет чем заполнять?
— В принципе, сейчас «Северный поток» есть чем заполнить, но здесь Россия находится в зависимости от Туркмении, Казахстана и Узбекистана, потому что без их газа не обойтись. Больше всего поток зависит от Туркмении, которая поставляет в Россию львиную долю среднеазиатского газа. Без закупок этого газа Россия свои контракты выполнять просто не в состоянии, и среднеазиатские страны понимают это. Сейчас они увеличивают цену газа, к тому же у главного поставщика — Туркмении, появилась альтернативная возможность продажи сырья, так как уже запущен трубопровод в Китай. Поэтому в будущем могут возникнуть большие проблемы с заполнением «Северного потока», но уже сегодня можно с уверенностью сказать, что третьей его нитки не будет, а строительство второй пока под вопросом. Ну а «Южный поток», я уверен, вообще не будет построен.
«СП»: — Теперь поговорим о дальневосточном газопроводе, который Путин, якобы, запустил буквально вчера. Говорят, это очередная «утка»?
— Газопровод «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» еще в августе не был готов к запуску, планировалось, что возведение всех необходимых объектов инфраструктуры закончится только в конце четвертого квартала. Кроме того, трубопровод был протянут до Приморского края, но еще не был дотянут до Хабаровска. И то, что Владимир Путин, приехав с визитом, нажал кнопку, вовсе не говорит о том, что заработал весь газопровод. Возможно, его пустили в ограниченном режиме на Приморье, чтобы потом, уже отчитавшись перед премьером, спокойно тянуть его дальше.
«СП»: — А как обстоят дела с дальневосточным газопроводом в сторону Китая, о котором говорили уже не первый год, а сейчас что-то затихли?
— Пока построили нефтепровод, который уже действует, но с газопроводом большая проблема. Россия не может согласовать с Китаем цену на газ, причем расхождение носит фундаментальный характер, китайцы хотят платить на сто долларов меньше, чем просит «Газпром»: не 300, а 200 долларов за тыс. кубометров. И хотя предварительные декларации о строительстве подписаны еще в 2006 году, дело с мертвой точки так и не сдвинулось. А визит китайского премьера в Россию в начале лета, на который так сильно надеялись, тоже закончился ничем. Историческое соглашение о строительстве газопровода так и не было подписано, потому что подписанты по-прежнему не сошлись в цене. Так что это дело даже не перспективы, оно, по-видимому, просто безнадежно.