Владимир Путин на форуме «Деловой России» заявил о необходимости серьёзного «налогового маневра». По словам премьер-министра, деньги идут туда, где выгодно, где высокая норма прибыли, то есть в сырьевой сектор. В другие отрасли при нынешней налоговой системе деньги «палкой не загонишь».
Путин попросил Министерство финансов оптимизировать эту систему и сделать привлекательным для инвесторов не только сырьевой сектор. Также к 2014 году Минфин должен снизить долю доходов бюджета от сырьевого сектора.
Вместо уходящей в небытие медведевской модернизации премьер-министр выдвинул тезис о «новой индустриализации», которая выведет экономику России на передовые позиции в мире и устранит в ней сырьевой перекос. Россиянам также обещано 25 миллионов «современных рабочих мест». Правда, только через 25 лет.
Насколько осуществимо это новое «планов громадьё»? Об этом рассуждают эксперты «СП».
Алексей Вязовский, директор по связям с общественностью финансовой группы «Калита-Финанс»
-Выступление Путина на форуме «Деловой России» оставило впечатление беспомощного и предвыборного. Путину надо раздать обещания кому-то, кто будет поддерживать его. Возможно, «Деловая Россия» и получит какие-то преференции. Однако ничего серьёзного от таких заявлений ждать не приходится. Модель российской экономики принципиально не изменится. Если мы хотим бороться с сырьевой зависимостью, нужно проводить демонополизацию отрасли, дробить «Газпром», крупнейшие нефтяные компании, вести правильную тарифную политику, вводить повышенную шкалу налогов на энергопредприятия. То есть надо сделать так, чтобы этот сектор экономики перестал быть сверхприбыльным. Однако я не верю, что всё это будет сделано.
«СП" — На чём основан такой пессимистичный прогноз?
— Я вижу какую пирамиду возглавляет Путин. Кто его основные партнёры. У нас 65 процентов бюджета формируется топливно-энергетическими и металлургическими компаниями. Им не нужно Сколкова. Им нужны трубы и перевалочные терминалы. Там есть свои передовые внедрения, но это, условно говоря, 2 процента модернизации.
А кто будет заказчиком новой индустриализации, какие предприятия? Кто будет обеспечивать спрос на инновации? На самом деле власть по-прежнему хочет манипулировать общественным мнением. Создавать видимость деятельности.
«СП" — К чему приведёт дальнейшая зависимость России от сырьевого экспорта?
— Средний класс будет продолжать суживаться. Мы сейчас находимся в состоянии второй волны кризиса — это очевидно. По итогам года фондовый ранок у нас в минусе на 20 процентов. Рано или поздно кризис придёт и в реальный сектор экономики. Начнутся проблемы с кредитованием. Банки перестанут выдавать кредиты. Наоборот потребуют возврата задолженности. Мы всё это проходили в 2008 году. Когда возвращать было нечего, банки забирали залоги, многие предприятия банкротились. Сейчас этот процесс происходит более плавно. Всё-таки кое-что было сделано Центральным банком для смягчения кризисных явлений. Но в целом ситуация ухудшается. ТЭК у нас полностью зависит от цен на внешних рынках. По прогнозу компании «Калита-Финанс», цены на нефть упадут до уровня 90 долларов за баррель, что уже не очень хорошо для российской экономики. Может быть Путину повезёт, как в начале нулевых годов. Цены на нефть тогда резко подскочили. Сейчас в результате нестабильности на Ближнем Востоке эта ситуация может повториться. Тогда путинский режим ещё просуществует несколько лет. В противном случае делигитимизация Путина пойдёт полным ходом и социальные протесты населения станут неуправляемыми.
Марат Мусин, заведующий кафедрой антикризисного и стратегического менеджмента Российского государственного торгово-экономического университета, доктор экономических наук
— Научное сообщество возмущено. Путин на форуме повторял идеи, которые «Деловая Россия» украла у профессора Сергея Губанова. Ещё в 2003 году профессор опубликовал свою концепцию «новой индустриализации». Она широко печатается, изучается во всех аналитических центрах СНГ. Однако господа из «Деловой России» вычленили из этой концепции отдельные положения, например, о 25 миллионах рабочих мест в рамках новой технотронной индустриализации, и при этом выкинули главное: необходимость вертикальной интеграции. Они просто предлагают отобрать часть доходов олигархов, чтобы успокоить народ, а всё остальное по-прежнему будет уходить в офшоры.
Между тем закон вертикальной интеграции говорит о необходимости вернуться к здравому смыслу. Например, отказаться от коммерциализации медицины и образования. Врач должен лечить — и чем лучше он лечит, тем реже к нему приходит пациент. Здоровье — вот критерий, по которому надо оценивать профессионализм врача, а не потому, сколько он заработал денег на залечивании больного. Также и — учитель. Мы должны выкинуть из цепочки управления экономикой всех паразитов, чтобы получить конкурентоспособную продукцию. А для этого надо национализировать транспорт, энергетику, нефтяные компании, землю. Новая индустриализация невозможна в условиях чиновнически-олигархического государства. Сам же Путин во время совещания на Саяно-Шушенской ГЭС сетовал, что собственники энергетических компаний выводят громадные деньги в офшоры. Но ведь это стало возможно благодаря проведённой с его ведома реформы Чубайса, уничтожившей РАО ЕЭС.
«СП» — То есть даже если отобрать у олигархов часть их доходов, это не поможет новой индустриализации?
— Налогами невозможно запустить новую промышленность. Вот уже 10 лет «мантры» о налогах нам повторяют люди из экономического блока правительства. И что в итоге? В условиях «экономики трубы» перекладыванием из кармана в карман ничего не добьёшься. Инфраструктурные отрасли экономики, такие как транспорт и энергетика должны обеспечивать промышленность, а не пытаться на всех нас зарабатывать. Вот тогда-то построенные с помощью дешёвого электричества предприятия будут давать конкурентоспособные товары по приемлемой цене. При этом у нас появятся резервы, чтобы усиливать наиболее слабые звенья в экономической системе.
«СП" — Как вы расценили выступление премьер-министра на заседании комиссии по развитию электроэнергетики в Хакасии, на которой он потребовал от крупных компаний выйти из «оффшорной тени»?
— При олигархической системе выгодно брать деньги от прибыли и загонять их оффшоры. Бессмысленно лечить следствие, не устранив причину. На смену одним уволенным руководителям энергетических компаний придут другие. Я понимаю, почему Путин прошёлся именно по электроэнергетическим компаниям. Стараниями Чубайса сторонники дикого капитализма всю свою компрадорскую ренту материализовали в виде акций энергетических предприятий. Однако надеяться, что они вернут деньги из оффшоров, наивно. Мало того, у всех этих ребят счета в иностранных банках и дети в Лондоне. И если им на Западе скажут: нам разонравился Путин, помогите его убрать, они, конечно, не смогут отказаться.