Экономика

2013 — рост цен, инфляция, обнищание

Оксана Дмитриева о свежем бюджете

  
2362

Через две с половиной недели, 16 ноября, Государственная дума РФ во втором чтении обсудит проект федерального бюджета на 2013−2015 годы. Параметры нового бюджета, предложенного правительством, уже известны. В 2013 году доходная часть прогнозируется в размере 12 865,9 млрд рублей, расходная — в 13 387,3 млрд рублей. Заложен дефицит — 521,4 млрд рублей. Для пополнения дохода правительство собирается занять 606,5 млрд рублей и продать госсобственности на 427,7 млрд рублей.

Что касается расходов, здесь все сложнее. Лоббисты со всей страны через «своих» депутатов намерены поучаствовать в дележе реальных денег. Между тем от того, куда будут направлены средства, зависит жизнь каждого гражданина, бедного и богатого: построят ли в рамках расходов на здравоохранение, к примеру, районную детскую поликлинику в каком-то провинциальном городке, или возведут вертолетную площадку для высокого чиновника. По сути дела сталкиваются интересы простых граждан и толстосумов со связями на Старой Площади. К примеру, расходы на Олимпиаду к 2014 году составят 1 триллион рублей. На эти деньги в рамках программы «Доступное жилье» можно было построить квартиры для пятисот тысяч семей, и сбить рост цен на рынке недвижимости.

Судя по всему, утвержденный вариант бюджета будет продолжением нынешней финансовой политики. С этим категорически не согласна парламентская оппозиция, предлагающая свое видение формирования бюджета. Заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме, член комитета ГД по бюджету и налогам Оксана Дмитриева пояснила корреспонденту «СП» суть альтернативных предложений.

«СП»: — Оксана Генриховна, чем вызвана необходимость разработки альтернативного бюджета — документа, требующего чрезвычайно трудоемкого экономического труда?

— Мы это делаем регулярно, поскольку считаем, что монополизм бюджетной политики правительства приводит к просчетам, последствия которых уже невозможно закрыть даже за счет дополнительных доходов от растущих цен на нефть и другое сырье. Из года в год открываются новые государственные программы, не завершив до логического конца уже начатые проекты. Достаточно вспомнить предшествующие годы. В 2007 году начались реализовываться национальные проекты — «Здравоохранение», «Доступное жилье» и «Образование». Эффект был налицо, но уже в бюджетах 2011 и текущего года эти проекты постепенно сворачивались или вообще замораживались. Более того, важнейший национальный проект «Здоровье» в будущем году практически не будет финансироваться.

«СП»: — Вы говорите об отсутствии четкой многолетней бюджетной политики правительства?

— Достаточно вспомнить пенсионную реформу, которая была бюджетным приоритетом 2010 года. Однако год спустя правительство уже столкнулось с проблемой финансирования дефицита Пенсионного фонда. Такая же история была с модернизацией промышленности, о которой много говорилось в 2009 году, когда признавалась необходимость серьезных вложений в реальную экономику. А уже в 2011—2012 году инвестиции в промышленность не были приоритетом бюджета. В следующем же 2013 году, забыв о промышленности, будут финансировать уже село — статья сама по себе важная, но нет никакой гарантии, что в будущем не переключатся еще на что-то. Единственная бюджетная последовательность проявляется лишь в реализации закона о полиции, а также в повышении денежного довольствия военнослужащих. К этому списку в 2013 году прибавят еще сотрудников Генпрокуратуры и Следственного комитета РФ.

«СП»: — Отчего такие бюджетные шатания?

— От неспособности традиционными бюджетно-налоговыми рычагами решать поставленные задачи, и связано это с тем, что приходится финансировать различные ошибочные и прямо противоположные проекты, от которых логично было бы отказаться. В то же время есть социальные программы, которые категорически нельзя не финансировать в необходимых объемах, но их-то и сокращают.

«СП»: — Можете ли вы перечислить эти ошибочные проекты?

— Это, конечно же, многомиллиардные траты на Олимпиаду, форум АТЭС (в этом году) и ряд аналогичных проектов, связанных уже с непрямым финансированием, а через вложения в уставные фонды некоторых ОАО, например, ОАО «Открытые экономические зоны», ОАО «Туристический кластер Северного Кавказа», и тому подобное. Далее, как я уже говорила, это - провальная пенсионная реформа, с её накопительной системой и регрессивной шкалой обложения средств на плату труда. В этом году цена этой ошибки составит в виде дотаций астрономические 1,94 трлн рублей. Но самая большая ошибка бюджетного планирования — это ежегодное занижение реальных доходов бюджета на 1,5−2,3 трлн рублей и пополнение ими Резервного фонда. Здесь важно отметить, что цена на нефть в расчетах бюджета, как правило, значительно занижается по сравнению даже с самыми пессимистическими оценками. Так, на следующий год доходы рассчитываются при цене нефти в 91 доллар, хотя макроэкономический прогноз составляет, как минимум 97 долларов. Излишки средств просто уйдут в Резервный фонд и в конечно счете — в облигации США. Об этом прямо говорит прогнозируемая оценка Резервного Фонда и Фонда национального благосостояния, которые в 2013 году по планам правительства составят 3 173,8 млрд рублей и 2 769,8 млрд рублей соответственно. Эти средства могли быть направлены на решение социальных и инвестиционных программ. В итоге мы имеем совершенно ненужные нагрузки на федеральный бюджет порядка 3−4,5 трлн рублей. В результате нет никакой реальной возможности направлять средства на все народные программы, приходится маневрировать. Как следствие, «оптимизируют» бюджет за счет сокращения статей в области здравоохранения, образования, инфраструктуры.

«СП»: — Вы говорите о занижении доходов бюджета, имея в виду нефтяной экспорт, поскольку правительство занижает среднюю цену барреля нефти при расчете доходной части, в среднем на 10−15 долларов. Может, они перестраховываются?

— Скорей ошибаются. Мы говорим не только о нефти, что, конечно, важно, но и о занижении индекса-дефлятора ВВП за счет прогноза уровня инфляции в размере 5.5% в следующем году. Признание более высокой инфляции автоматически означает более высокие налоговые поступления. Это не те методы борьбы с инфляцией, когда народу просто говорят, что «она такая, потому, что мы так считаем». Эффективно бороться с инфляцией можно и нужно, прежде всего, через обуздание высоких темпов роста тарифов естественных монополий. Помимо тарифов, растут еще всевозможные акцизы, в том числе и на бензин, что автоматически приводит к переписыванию ценников на товары и, в конце концов, к инфляции. Тем самым, неправильная бюджетно-налоговая политика ведет к дальнейшему обнищанию народа.

«СП»: — Понятно, что бюджет, налоги и инфляция взаимосвязаны. На ваш взгляд, что помимо роста тарифов еще является причиной столь высокой инфляции, ведь правительство сдерживает рост доходов населения?

—  Вторая причина высокой инфляции — это высокие издержки бизнеса, опять-таки связанные с ошибочным налоговым регулированием. Мы предлагали уменьшить налоговую нагрузку на бизнес и одновременно увеличить налоги на доходы и на богатство олигархов. Это было бы правильно и справедливо, особенно в период вступления России в ВТО. Высокие доходы населения не являются источником инфляции, достаточно напомнить пример Западной Европы и Америки, где люди получают высокие зарплаты, а инфляция практически нулевая. Напротив, достойный уровень жизни стимулирует покупательный спрос и рост экономики.

«СП»: — Что вы предлагаете?

— Мы предлагаем создать трехсторонние комиссии (в том числе и с фракцией КПРФ), с тем, чтобы увеличить расходы на народные проекты и отказаться от проектов, необходимые только олигархам и топ-менеджерам госкомпаний. Приоритетом считаем «адресное решение социальных программ» и «повышение качества муниципальных» услуг. Для этого нужно сформировать рациональную сеть государственных учреждений. Кроме того, необходимо преодолеть отставание доходов населения от фактической инфляции, прежде всего, в части пенсий, зарплат бюджетников и монетизированных льгот. Так, индексации ЕДВ (ежемесячные денежные выплаты, которые в соответствии с федеральным законодательством получают участники и инвалиды ВОВ, инвалиды I, II, III степени, дети-инвалиды и инвалиды с детства, ветераны труда и т. д.— ред.) за 2011−2012 годы составили 12,3%, а фактическая инфляция за эти годы превысила 16%. Можно ли после этого говорить о «социальной направленности» бюджета?

Фото ИТАР-ТАСС/Trend/Денис Вышинский

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня