Экономика

Эксперты: Отказ «Аэрофлота» от монополии — революционный шаг для отрасли

  
35

Отечественный рынок авиаперевозок готовится стать рынком свободной конкуренции. Российский национальный авиаперевозчик «Аэрофлот» планирует отказаться от своей монополии на международных направлениях, сообщил гендиректор авиакомпании Виталий Савельев, во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным.

«Мы либерализовали рынок авиаперевозок внутри России, у нас здесь нет монополии ни у кого. Но у многих авиакомпаний, в том числе и у „Аэрофлота“, есть монопольные направления на зарубежных направлениях. Мы хотим выйти с инициативой и показать всем пример — мы готовы отказаться от монополии на 34 рейсах за рубеж. И мы считаем, что если на наши маршруты будут назначаться другие российские авиакомпании с целью снижения цен, мы это будем поддерживать, но за счет дополнительных частот, которые мы должны будем получать по этим направлениям», — пояснил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев.

Данное решение — шаг поистине революционный. Дело в том, что во всем мире статус национального авиаперевозчика автоматически предполагает наличие определенных преференций в виде монопольного права на выполнение ряда международных рейсов. Это право, впрочем, с лихвой уравновешивается многочисленными социальными обязательствами для национальной авиакомпании. Речь, в частности, идет об обязанности в круглогодичном режиме летать также и на экономически невыгодных для авиакомпании направлениях. До настоящего момента во всем мире всего только один национальный авиаперевозчик решился отказаться от своего монопольного права на международных линиях. Компания British Airways открыла свои маршруты для других британских авиаперевозчиков. «Решение „Аэрофлота“ нужно не только приветствовать, но и всемерно пропагандировать, прежде всего, в транспортной отрасли, где монопольные настроения все еще велики. „Аэрофлот“ пошел навстречу не столько партнерам-конкурентам, сколько всем пассажирам, так как после снижения тарифов межстрановые коммуникации станут доступнее. — считает Никита Кричевский, д.э.н, проф. председатель экспертного совета „Опора России“ — Инициатива „Аэрофлота“ особенно актуальна в условиях высоких цен на авиабилеты, растущих вследствие значительных топливных расходов авиакомпаний».

Аналитики рынка отмечают, что если «Аэрофлот» откажется от своей монополии на международных рейсах, то российский рынок авиаперевозок станет по-настоящему конкурентным и прозрачным. «Компания, которая получает, казалось бы, грозного конкурента, в принципе в ряде случаев только лишь выигрывает. Потому что, с одной стороны, она, конечно, теряет возможность завышать цены монопольно, но, с другой стороны, за счет заметного увеличения числа клиентов даже при меньшей марже она выигрывает на гораздо большем масштабе - соглашается Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства „Авиапорт“. —  И возможность увеличить свое присутствие на тех или иных линиях, даже с учетом появления конкурентов, может дать лучший финансовый результат. И, естественно, это будет по достоинству и с благодарностью оценено самими пассажирами». Напомним, что руководство российского национального перевозчика уже не один год заявляло о своей готовности работать по принципу «открытого неба». Однако конкретного решения до недавнего времени так и не было принято. Вместе с тем, очевидно также и то, что по-настоящему открытым наш рынок может стать только в том случае, если примеру «Аэрофлота» последуют и другие игроки рынка. В первую очередь компании «Трансаэро» и S7, которые также имеют свои монополии на ряде международных направлений.

Как сообщает источник в авиационной отрасли, «Аэрофлот» планирует закупить порядка 100 Sukhoi Superjet для эксплуатации на внутренних линиях. Таким образом, отечественный авиапром автоматически получает крупного заказчика внутри страны. «Гражданские самолеты Сухого должны будут вывести на рынок самолеты с увеличенной дальностью полета, и, возможно, что и эти машины будут представлять для „Аэрофлота“ определенный интерес», — отмечает Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт».

Помимо готовящихся изменений на рынке международных авиаперевозок, во время встречи обсудили создание компании-лоу-костера, которая будет выполнять рейсы на внутрироссийском рынке. Проект тем более актуальный, если учитывать, что сегодня в России существует острый дефицит региональных перевозчиков. Савельев сказал, что «Аэрофлот» готов создать национального лоу-костера максимум за год, но для этого надо внести поправки в Воздушный кодекс. «Есть несколько поправок, которые мы должны сделать. Первое — пассажир должен за багаж платить, если мы говорим о лоу-костере. Сегодня же 10 килограммов багажа пассажир везет бесплатно. Мы также должны разрешить лоу-костеру не кормить пассажира на рейсах. Пока нам это запрещают те же федеральные авиационные правила», — сказал Савельев.

С необходимыми переменами в Воздушном кодексе согласны и эксперты. «Что касается национального лоу-костера и того, что у „Аэрофлота“ есть достаточное количество ресурсов, для того, чтобы создать еще одну компанию, специализирующуюся на именно такой бизнес-модели говорит Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства „Авиапорт“. — Нету, к сожалению, возможности объективно заметно снизить издержки для того, чтобы это стало ощутимым и для клиентов, чтобы снизить стоимость билетов. Во всем мире лоу-кост-перевозчики предлагают определенную конструкцию, когда за минимальную базовую цену продается собственно услуга перевозки. Все сопутствующие сервисы включаются в цену дополнительно».

Савельев предложил создать для лоу-костера специальный аэропорт на базе существующих. «Вокруг Москвы есть ряд аэропортов, которые могут базировать лоу-костеров, потому что должны быть очень дешевые аэропортовые сборы», — добавил глава компании.

Президент со своей стороны отметил, что все эти вопросы можно обсуждать, но «есть некоторые вещи, действительно, чувствительные, прежде всего касающиеся рынка труда». «К этому нужно подойти особенно внимательно и с профсоюзами этот вопрос нужно обсуждать. Но подумать на этот счет и создать такого перевозчика, мне кажется, было бы правильно, многие пассажиры пользовались бы наверняка этими рейсами. Они стали бы более приемлемыми, доступными по цене для целой группы граждан с небольшими доходами. Я думаю, что и для авиакомпании этот был бы большой плюс», — заявил В.Путин.

Тот факт, что за реализация проекта берется именно «Аэрофлот» — компания, которая во всем мире известная своими высокими стандартами по качеству обслуживания — свидетельствует о том, что первый российский лоу-костер сможет предложить своим клиентам действительно качественные услуги при этом еще и по доступным ценам.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня