Во вторник, 30 октября, президент Владимир Путин подсказал чиновникам еще одну статью дохода: он предложил правительству «проработать» вопрос повышения акцизов на топливо. Что автоматически приведет к росту цен на бензин.
На встрече Союза транспортников России представители автодорожной отрасли напомнили президенту, что ранее принятое решение о поднятии акцизов на топливо на один рубль на трехлетний период было отменено. Это произошло после того, как цены на топливо резко пошли вверх.
По словам транспортников, сокращение темпов роста акцизов приведет к тому, что в 2013—2015 годах финансирование дорожной отрасли уменьшится на 100 млрд рублей, а в 2016 году — на 200 млрд рублей. Кроме того, упадет и собираемость средств в региональные дорожные фонды на 75−80 млрд рублей. А значит, не будут построены новые дороги к сельским населенным пунктам, где проживают более 220 тыс. человек.
Путин с доводами согласился. Президент также не исключил увеличения акцизов на бензин стандарта Евро-4 и Евро-5. Правда, при этом Путин как-то не учел, что нынешняя ситуация с осенним ростом цен на топливо не сильно отличается от прошлогодней, когда было принято решение не поднимать акцизы.
В сентябре автомобильное топливо подорожало сразу на 9% в оптовой и на 4% в розничной продаже, сообщил Росстат. И это еще средний результат по России — в отдельных регионах рост цен гораздо выше. К тому же то, что большой скачок произошел в опте, весьма тревожный звоночек, потому что розница, как правило, отыгрывает это многократным ростом цен в течение двух месяцев. То есть до конца года цены на топливо однозначно будут расти и никак не меньше чем еще на 9%.
Рост потребительских цен на бензин уже зафиксирован в 78 регионах страны и лишь в пяти стоимость литра осталась неизменной, подсчитали в Росстате. Больше всего топливо подорожало в республике Тыва — на 6,1% процента. Оптовые цены производителей в сентябре выросли только в 18 регионах, но они повысились значительнее, чем в рознице. Например, в Красноярском крае нефтеперерабатывающие заводы подняли стоимость отпускаемого топлива сразу на 22%.
Так куда же еще поднимать акцизы, которые нефтяники автоматически закладывают в цены на топливо для покупателей? Или для того, чтобы построить дороги, нужно обобрать всех автовладельцев России?
Акциз: «вместо» или «вместе»?
На прошлогодней встрече с транспортниками тогда еще премьер-министр Владимир Путин говорил, что правительство будет увеличивать акцизы на топливо, но в компенсацию будет снижен, а потом и вообще устранен транспортный налог. То есть деньги на строительство дорог будут поступать от растущих акцизов, но взамен автомобилистов освободят от налога на авто. При этом Путин заметил, что транспортный налог введен по просьбе регионов, хотя первоначально планировалось увеличить акцизы. «Регионы уговорили не поднимать резко акциз, — цитирует Путина РИА „Новости“. — Но это не значит, что транспортный налог останется навсегда».
И что же происходит сейчас? На днях директор столичного департамента экономической политики и развития Максим Решетников предложил повысить транспортный налог в Москве, который, по его мнению, «минимален». «Мы повысили плату за парковки в центре — надо повышать и плату за владение машиной», — заявил Решетников. На сколько надо повысить налог и к какому сроку — этого чиновник не уточнил.
Не отстают от столицы и регионы: министр экономического развития и торговли Саратовской области Владимир Пожаров на заседании рабочей группы по бюджету в облдуме предложил депутатам поддержать инициативу правительства о повышении транспортного налога. Если этот закон будет принят, то транспортный налог в Саратовской области подскочит в два раза — с 7 до 14 рублей для автомобилей с мощностью двигателей до 100 лошадиных сил. По мнению министра, это не станет непосильной ношей для населения.
А недавно были опубликованы поправки в Налоговый кодекс, которые повышают налог на автомобили с двигателями мощностью свыше 410 лошадиных сил. Для таких машин ставка с 1 января следующего года повысится с 150 до 300 рублей за каждую силу. На данный момент этот законопроект согласован с ведомствами и в ближайшее время будет внесен в правительство. Вот и выходит, что повышение акцизов на топливо будет происходить не вместо, как обещал Путин, а вместе с ростом транспортного налога на автомобилистов.
Чтобы напомнить президенту про его обещания, в середине октября активисты межрегиональной общественной организации Федерация автовладельцев России (ФАР) обратились к россиянам с просьбой поддержать инициативу по отмене транспортного налога. По словам председателя Красноярского отделения ФАР Павла Стаброва, транспортный налог «необоснованный и несправедливый», потому что он никак не привязан к расходу топлива и автомобильному пробегу, исчисляется в лошадиных силах, а это нелогично, так как не имеет отношения к дорогам. К тому же некоторые автовладельцы пользуются транспортом только в летнее время, а платить налог должны за весь год.
Для сбора поступлений от транспортного налога в прошлом году были возрождены региональные дорожные фонды, но направляются ли собранные средства именно туда — это вопрос. Как заявил во вторник президент Путин, не все регионы «осваивают» средства, которые поступают в дорожные фонды, а некоторые из них даже обращаются с просьбой дать им право перераспределить деньги на другие цели. «И я надеюсь, что правительство не позволит эти деньги тратить на другие цели», — заявил президент. Но об обещанной отмене транспортного налога, взамен роста тарифов, увы, даже не упомянул…
Сладкий мед устами ФАС
Возможно, в ближайшее время государство примет решение о том, что цены на бензин будут регулироваться «в автоматическом режиме», что предотвратит резкие скачки стоимости литра на бензоколонках, заявил на электронной торговой площадке EOIL.RU глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Как говорится, его бы устами да мед пить. Но почему же все-таки сейчас, несмотря на все меры правительства, цены на бензоколонках растут?
— Что касается роста цен на бензоколонках сейчас, то традиционно, в конце лета — начале осени усиливается влияние сезонного фактора, обуславливающего повышенный спрос на светлые нефтепродукты, — поясняет Игорь Артемьев. — В такой ситуации правительство должно использовать рычаги влияния за счет созданных в достаточных объемах запасов топлива. Таким рыночным способом государство защищает рынок от необоснованного роста цен. Тем самым, сезонному фактору мы не даем возможности превратиться в спекулятивный.
Что же касается предложений по стабилизации ситуации цен на бензин, то мы подготовили три законопроекта, посвященных рынку нефти и нефтепродуктов. Среди них — законопроект о рыночном ценообразовании, вводящий три индикатора для установки цен на нефтепродукты, поправки в Налоговый кодекс, касающиеся механизма взимания акцизов. А также законопроект об обороте нефти и нефтепродуктов, который предполагает обособление участников рынка по видам деятельности. Подобные меры позволят сдержать рост цен на бензин в будущем, а также существенно улучшат конкуренцию на рынке нефтепродуктов.
Фото: РИА Новости/Денис Гуков