18+
четверг, 29 сентября
Экономика

Минус газификация всей страны

Пока «Газпром» гонит топливо в Европу, половина российских селян вынуждена обходиться углем и дровами

  
4584

На днях заместитель председателя правления «Газпрома» Валерий Голубев заявил о том, что к 2020 году Россия будет газифицирована «до идеального уровня». То есть труба дотянется до 85% населённых пунктов страны. В то время как сейчас уровень газификации составляет 63,2%. Доступ к голубому топливу имеет 70% городских жителей и меньше половины (46,8%) — сельских.

Между тем, ещё в 2006 году премьер-министр Дмитрий Медеведев объявил газификацию России «пятым нацпроектом».

— Такая мощная газовая держава, как Россия не может допустить, чтобы уровень газификации ее граждан оставался таким низким. Поэтому «Газпром» реализует программу газификации регионов как социальную, — сказал тогда Медведев.

А в 2009 году уже будучи президентом, он пообещал закончить всеобщую газификацию к 2015 году. По его словам, главная цель программы — подать газ во все деревни и города до 2015 года.

«У нас есть просто очень удаленные места, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, деревни, которые расположены на расстоянии сотен километров. Но все равно газ нужно тянуть и туда», — рассуждал Дмитрий Анатольевич.

Однако, как водится, наступление светлого газифицированного будущего отодвинули до очередной круглой даты.

Причём газ до сих пор не пришёл не только в глухие деревни «в три дома», но и в довольно крупные населённые пункты. Отсутствие газа является смертным приговором для некоторых из них. Например, на густонаселённой Кубани можно наблюдать, как пустеют хутора и станицы, куда не пришло голубое топливо — люди стремятся переехать туда, где есть газ, а, значит, и минимальный набор бытовых удобств.

Валерий Голубев пообещал, что «Газпром» в наступившем году потратит на «пятый нацпроект» около 37 миллиардов рублей. Между тем, как стало известно во вторник, дополнительные вложения этой компании в строительство газопровода «Южный поток» составят 509 миллиардов рублей. А общая стоимость этого довольно сомнительного проекта достигла уже 40 миллиардов долларов. Как говорится, почувствуйте разницу.

Почему же газификация «энергетической сверхдержавы» постоянно откладывается?

— Проблема здесь концептуальная, болезненная, причин — масса. — Говорит руководитель аналитического управления фонда «Национальная энергетическая безопасность» Александр Пасечник. —  Главный аспект — неумение расставлять приоритеты. Сопряжено это в первую очередь с тем, что экспорт газа приносит «Газпрому» больше выгоды, чем продажа его на внутреннем рынке. Соответственно, и главные инвестиции газовый монополист делает на «европейском направлении». Хотя с точки зрения социальной политики, государственной стратегии концерн должен развиваться равновелико, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Сам глава «Газпрома» Алексей Миллер, когда возникали сложности на внешних рынках, не раз заявлял, что у компании есть огромный потенциал для роста газового рынка внутри страны.

«СП»: — Почему же этот потенциал так слабо используется?

— Здесь ключевой момент — принцип равнодоходности, на который прежде делалась ставка. Иначе говоря, пытались выравнять цены на газ, продающийся на внешнем и внутреннем рынках. Этот принцип отложен в дальний ящик. Если раньше говорили о том, что он начнёт работать в 2014 году, то теперь речь о 2019−2022 годах. Причём делаются заявления о том, что это выравнивание будет происходить в том числе и за счёт снижения цен на экспортный газ. Но пока тенденции удешевления голубого топлива в Европе не просматривается.

В сухом остатке — «Газпром» сейчас совсем не так заинтересован, как ещё несколько лет назад, в развитии внутрироссийской газотранспортной системы.

Кроме того, у компании огромные расходы не только на западном направлении, но и на восточном. Например, на программу развития газового месторождения Чаянда требуется более 1,2 триллиона рублей. Деньги, как вы понимаете, немаленькие. «Газпром» не может синхронно вести все эти программы одновременно.

«СП»: — А насколько необходимы огромные расходы на новые газотранспортные системы?

— Да, здесь у экспертов немало вопросов. Например, «Южный поток» строят для того, чтобы снизить зависимость от Украины. Но если с Украиной удастся договориться о приобретении её газотранспортной системы, вложения в «Южный Поток» могут не оправдаться. К слову сказать, сегодня и «Северный поток» не загружен полностью, а его пропускная мощность будет ещё расширяться. В итоге у нас может получиться колоссальный избыток газопроводных мощностей. Есть прогнозы, что, все они пригодятся лет через двадцать. Но даже если прогнозы сбудутся, до этого времени необходимо будет держать их на балансе, обслуживать. А это тоже немалые расходы. Во многом потому и развитие внутренней газотранспортной системы России происходит так медленно.

— Надо понимать, что заявление Медведева о газификации всей страны к 2015 году было скорее популистским, чем подкреплённым какими-то реальными расчётами, — говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Вся эта история — головная боль для «Газпрома». Основную свою прибыль он делает на продаже газа зарубеж, а российскому населению топливо идёт по цене порой ниже себестоимости. Поэтому «Газпром» и ведёт газификацию России, откровенно говоря, по остаточному принципу. К тому же система у нас в стране выстроена так, что газ выгодно продавать в районах близких к месту его добычи, а чем дальше находится населённый пункт от месторождения, тем больше прибыли съедается транспортировкой. Поэтому даже в некоторых достаточно населённых районах России многие сёла и даже города остаются без газа.

— В России 153 тысячи населённых пунктов, тянуть газ в каждый из них — неразумная трата денег, — считает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. — Медведева кто-то ввёл в заблуждение, что можно газифицировать всю территорию Россию. Этого не произойдёт ни в 2015, ни в 2020 году. А на Дальнем Востоке это нереально в принципе. Там просто нет газопроводов, если не считать недавно построенного из Владивостока на Сахалин. Да, есть регионы, где практически каждый населённый пункт газифицирован. Их всего два — Татарстан и Подмосковье. И там это в основном оправдывает себя благодаря высокой плотности населения и большому газопотреблению.

Между тем, на практике всё чаще можно наблюдать парадоксальную ситуацию: газ подводят к посёлку или деревне, но жители не спешат воспользоваться долгожданным «подарком» газовиков.

В интервью порталу «Политсиб.ру» директор института энергетической политики Владимир Милов высказал мнение, что повышение цен на газ в последние годы делает актуальным вопрос: а нужна ли вообще россиянам такая газификация? Ведь в некоторых районах перевод электростанций и котельных на газ становится бессмысленным — уголь там стоит дешевле «голубого топлива».

В свою очередь, растущие цены на газ тянут за собой вверх стоимость электроэнергии, тепла, услуг водоснабжения.

Но есть и другая неподъёмная для бедного сельского населения России проблема — стоимость подключения к газовой «трубе».

— Подводку газа непосредственно к домам у нас вынуждено оплачивать само население. Поэтому полно историй в той же Тверской области, когда труба доходит до посёлка, а жители не подключаются. — Рассказывает Наталья Зубаревич. — Откуда у бедной деревенской бабки 30−40 тысяч рублей, чтобы заплатить за такое удовольствие?! В Подмосковье стоимость подключения дачного товарищества — 20 тысяч долларов. Куда это годится?! Необходимо либо вообще избавить людей от платы за подключение газа, либо сделать эту процедуру менее болезненной для их кошельков.

Ведь система поддержки граждан, которые не могут потянуть расходы на газификацию, в России фактически отсутствует. На Западе, например, широко применяется кредитование населения на подобные нужды. У нас же ставки по «газовым» кредитам составляют до 18 процентов годовых. Кто пойдёт на такие кабальные условия? Стране необходима продуманная схема газификации небогатых регионов и районов. Иначе ситуация так и останется тупиковой.

— Сама концепция развития трубопроводов «Газпрома» внутри страны должна быть изменена, — соглашается Александр Пасечник. — Приведу упрощённую, но показательную аналогию: допустим некая нефтедобывающая компания строит автозаправочную станцию. Она же не собирает деньги с автолюбителей за право в будущем заправляться на ней! Потому что сама заинтересована в том, чтобы люди покупали её продукт. Так надо поступать и с газом. Сегодня с людей через субструктуры за подводку газа берутся колоссальные деньги. А ведь это вопрос развития территории в целом. Земля стоит на порядок дороже там, где есть газ. Всю посредническую систему надо убирать и за счёт «Газпрома» делать трубопроводы от начала и до конца. Правда, в этом случае у газового монополиста появится очередной повод для продавливания принципа равнодоходности, то есть, фактически для повышения цен на газ, как для промышленных предприятий, так и для населения.

Пока же «Газпром» мало заинтересован во внутреннем российском рынке. И все его «социальные» программы по газификации ведутся только из-за постоянного давления государства. В регионах, возглавляемых активными губернаторами с большим административным ресурсом эти программы хоть как-то идут. А там, где с губернатором не повезло, никакого движения нет. Иллюстрацией парадоксальности ситуации может служить Ямало-Ненецкий автономный округ. Там, как известно, находится крупнейшее в мире месторождение газа. Но сам округ не газифицирован даже на половину.

Фото ИТАР-ТАСС/ Александр Колбасов

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Манойло

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Ложный след «Боинга» Ложный след «Боинга»

Международное «расследование» проигнорировало предоставленные факты и назначило Россию виновной в катастрофе MH17

Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье