Владимир Путин подписал перечень поручений правительству Дмитрия Медведева по итогам конференции Общероссийского народного фронта (ОНФ) 29 марта в Ростове-на-Дону. Его опубликовала пресс-служба Кремля.
Вот ключевые пункты списка:
— к 1-му мая утвердить стандарты медицинской помощи;
— к 1-му июня определиться с вопросом «о введении должности уполномоченного при президенте по делам инвалидов» и проработать законодательные нормы по введению школьной формы;
— до 1-го июля «представить предложения о введении нормативными правовыми актами РФ ограничений, касающихся размеров компенсационных выплат руководителям госкорпораций и иных организаций», другими словами — разработать меры по ограничению «золотых парашютов» для руководителей госкорпораций;
— до 1-го июля провести общественное обсуждение страхования медицинских рисков, разработать предложения о мерах социального, жилищного и материального обеспечения приемных и многодетных семей;
— до 1-го сентября проработать вопросы о медицинском, педагогическом сопровождении семей, взявших на воспитание детей-сирот, и создании системы ранней поддержки семей с детьми-инвалидами;
— к 1-му ноября разработать профессиональные стандарты для специалистов опеки;
— к 1-му декабря представить единую концепцию курса истории России для общего образования.
Всего в перечень вошли 23 поручения.
Похоже, Путин всерьез готовит «Фронт» к возможному переформатированию в новую партию власти к думским выборам-2016. Недаром член ОНФ, депутат Госдумы от «Единой России» Михаил Старшинов поспешил заявить, что «„Фронт“ изначально создавался как эффективный механизм взаимодействия общества и власти», а после путинских поручений «можно сделать вывод, что этот механизм реально работает».
С другой стороны, объемность пакета поручений заставляет думать, что Медведев получил заведомо невыполнимое задание. Это значит, Путин создает дополнительный повод списать неудачи на неэффективного, теряющего популярность премьера.
Что на самом деле означает «список Путина»?
— Вряд ли «Фронт» в ближайшее время заменит «Единую Россию», — считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Думаю, ее судьба зависит от региональных выборов 2013—2014 годов. Если партия власти выступит на них более-менее прилично, она пойдет и на думские выборы, если провалится — появится новая партия на основе «Фронта». Но сейчас об этом говорить рано. Кремль, насколько я понимаю, хотел бы сохранить «Единую Россию». Она для него более понятна, там не надо создавать новых управленческих механизмов, как в случае с «Фронтом». Плюс, у единороссов есть значительный опыт участия в избирательных кампаниях.
Если уж делать проект новой партии власти, нужно заниматься этим ближе к выборам-2016. Иначе проект рискует износиться — партия утратит в глазах избирателей эффект новизны, растеряет кредит доверия.
Кроме того, у «Фронта» есть свои задачи. Он должен осуществлять обратную связь между властью и обществом по ряду вопросов — обозначать неполитические проблемы, которые могут представлять опасность для Кремля, вызывать социальное напряжение. С электоральной точки зрения власть сейчас больше интересует, как контролировать оппозицию и бороться с ней. «Фронт» должен, с одной стороны, разъяснять политику партии и правительства, с другой — обращать внимание на общие вопросы, которые волнуют сторонников Путина: состояние дорог, закон о платной рыбалке.
Но главное, «Фронт» должен решать электоральные задачи. Сейчас мы переходим к выборам по смешанной системе, и есть регионы, где по одномандатному округу невыгодно выдвигать кандидата под флагом «Единой России». Там лучше, чтобы одномандатник был самовыдвиженцем, или выступал от партии с красивым названием — «Российской партии пенсионеров», «Родины» или «Патриотов России». Такие одномандатники станут выдвигаться при поддержке «Фронта». Им разрешат ругать чиновников и бюрократию — но при этом не сильно критиковать «Единую Россию». Ну а дальше, в парламенте такие одномандатники смогут спокойно объединиться в какой-нибудь «Народный блок», и голосовать в унисон с единороссами.
«СП»: — Можно ли сказать, что на Медведева наваливают заведомо невыполнимый пакет поручений?
— Думаю, на Медведева постепенно наваливают ответственность за все. Получается так: с одной стороны есть Кремль, который заботится о гражданах, но окружен нерадивыми чиновниками. И есть правительство, которое почему-то не исполняет благие пожелания президента. Такой подход обозначился сразу после формирования кабинета — стало ясно, что президент забирает себе всю популярную составляющую, а правительству оставляет негатив.
На мой взгляд, Путин сегодня хочет еще больше ослабить Медведева и отдельных министров, но отправлять правительство в отставку прямо сейчас ему невыгодно. Иначе придется искать, на кого списывать новые неудачи.
Есть еще момент, связанный с перечнем путинских поручений. Практически все они касаются социальных программ. Разворачивание таких программ еще сильнее столкнет Медведева с либеральной частью элиты, которая последовательно выступает за сокращение расходов на социалку. Либералы — даже умеренные — и без того настроены крайне скептичически к Медведеву после его «рокировки» в сентябре 2011 года. А тут у них появится еще один повод для недовольства премьером.
Думаю, аккурат к думским выборам 2016 года правительство Медведева станет ответственным за все грехи действующей власти. Ему припомнят и неисполнение майских президентских указов 2012 года, и неисполнение нынешних поручений. После чего кабинет, наконец, отправят в отставку.
— Чтобы избавиться от Медведева, никаких новых неисполнимых поручений ему давать не надо, — возражает политолог Федор Крашенинников. — У нас по Конституции президент может сменить премьера в любой момент, и оснований для этого у Путина и сейчас выше крыши.
Скорее, нынешние поручения — попытка вдохнуть в «Народный фронт» — политического Франкенштейна, сшитого из тысячи кусков — хотя бы какую-то жизнь. На мой взгляд, никакого «Фронта» реально не существует — есть соответствующие чиновничьи структуры на местах, и только. Такой имидж Кремль не устраивает, и поручения Путина призваны показать, что «Фронт» — организация вполне реальная.
Делается это так: «Фронт» вроде бы формулирует народные чаяния, прежде всего социальные, а президент их слышит и тут же поручает правительству их выполнить. Посыл ясен: давайте дружно поддерживать «Народный фронт», потому что это реальный способ докричаться до власти — а бюрократия побоку. По сути, Кремль пытается создать альтернативную вертикаль власти.
Однако в результате Владимир Путин поневоле демонстрирует, что он вроде и не президент всей России, а президент, прежде всего, «Народного фронта». Что его волнуют в первую очередь люди, которые готовы играть по правилам «Фронта». Мол, хотите общаться с властью — ступайте в ОНФ, не хотите — митингуйте на улицах, где вас никто не услышит. В этом заключается главный сигнал, который посылает обществу президент…
— Я не думаю, что «Народный фронт» собираются превращать в партию власти, — уверен директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. — «Фронт» — часть общей модели «власть-общество». Согласно этой модели, есть президент, он же царь, и есть чиновники, они же нерадивые бояре. А есть народ, который вместе с царем борется с нерадивыми боярами, чтобы они больше думали о благе народном. В этом смысле «Фронт» — структура, которая должна символизировать широкую общественную поддержку президента, более широкую, чем просто партийная поддержка.
Что касается невыполнимости нынешних поручений Путина — я не вижу в этом большой проблемы. У нас беда даже с исполнением майских указов президента, у нас пенсионная реформа буксует. Одной претензией к правительству Медведева больше или меньше — особой роли для кабинета не играет. Думаю, пропагандистская роль поручений Путина состоит в том, что их придумали не кремлевские умники, а они взяты из гущи народной. Это выставляет президента в выгодном свете. А правительство списывать со счетов рано — оно еще пригодится Кремлю, и на него поработает…
Фото: Александр Коряков/Коммерсантъ