18+
вторник, 24 мая
Экономика

Молочный гамбит

Во всех рыночных играх в России проигрывает покупатель

  
7230

Производители молока взбунтовались против диктата торговых сетей. Устав сводить концы с концами, они подготовили пиар-обоснование для роста отпускных цен. Обычные покупатели, правда, уже пребывают в постоянном стрессе от магазинных ценников на их продукцию. Однако животноводы устами председателя правления Национального союза производителей молока «СОЮЗМОЛОКО» Андрея Даниленко не стесняются нагнетать страсти: мол, их товар по своей цене уже в ближайшие месяцы станет исключительно товаром класса «люкс». Это заявление на днях прозвучало в эфире федерального телеканала «Россия 1».

Сегодняшнюю открытую фазу, в которую вошел многолетний затяжной конфликт фермеров и торговых сетей можно назвать пиар-войной. Проигравшая в ней сторона известна заранее — это население. Но, похоже, никого из участников конфликта такого рода соображения не останавливают: своя рубашка ближе к телу. Государство, обязанность которого немедленно пресекать такие схватки, до сих пор лишь вяло наблюдает за разборками издали, время от времени подыгрывая одной из сторон.

Так, Госдума предлагала несколько месяцев назад на законодательном уровне ограничить торговую наценку на продукты первой необходимости, включая молоко. Однако этот проект отложен в долгий ящик, к объективной выгоде торговых сетей.

Правда, на этой неделе Минсельхоз подыграл своим подопечным, сельхозпроизводителям сырого молока, опубликовав предупреждение о грядущем дефиците и подорожании молочных продуктов. На искусственный характер этой акции указывает то, что она проводится в период «высокого молока» — традиционно летом надои намного выше. Так откуда дефицит?

Завесу приоткрывает видеозаявление Андрея Даниленко (на сайте Национального союза производителей молока):

— Когда в прошлом году мы готовились ко вступлению в ВТО, государство сказало: «Не получается конкурировать с импортом по цене — он стоит на 10−15% дешевле — ничего страшного». Торговые сети нам сказали: «Не можете укладываться в тот же ценовой уровень, что зарубежные поставщики, ничего страшного — мы импортное возьмем». Тогда производители молока решили, что раз выпускаемые объемы сырого молока у них все равно не будут выкупаться, надо сокращать надои, сокращать поголовье коров, чтобы избежать убытков.

Как следствие, по официальным оценкам, с прошлого года произошло падение производства сырого молока более чем на 5%. Правда, по оценкам «СОЮЗМОЛОКО», падение превысило 10%. В результате возник дефицит, спровоцировавший рост цен на молочное сырье уже на 25% только с начала 2013 года. Импортеры также обрадовались этому, решив, что рынок проглотит повышение цен и на их продукцию.

Вроде бы, все звучит логично. Однако — вот незадача! — данные Росстата свидетельствует, что с января средние закупочные цены на сырое молоко в России снизились на 4,74% до 14,78 руб./кг. Снижение же поголовья скота в целом по стране произошло за год с прошлого июля всего на 2%, в основном вследствие засухи, уничтожившей корма в Поволжье.

Получается, животноводы пожертвовали 2% поголовья — фактически пешкой — ради выигрыша всей партии. А на кону, как заявлено, повышение отпускных цен на 25%! Правда, пока и жертва вымышленная — на самом деле сокращение поголовья произошло не по плану, а из-за засухи — и выигрыш, как показывает, статистика, дутый. По данным Института конъюнктуры аграрных рынков, средняя закупочная цена на молоко в июле прошлого года была в среднем на рубль меньше сегодняшней, что соответствует темпам инфляции.

Правда, нельзя сказать, что борьба эта совершенно напрасна. Вести с полей доносят реляции о победах в целых регионах. На сегодняшний день уже полностью перешла под контроль взбунтовавшихся животноводов Ульяновская область. Достигнутый ими на переговорах с переработчиками уровень цены в 17,20 рублей за литр воспринимается ими как настоящая победа.

С кем же воюют молочные животноводы? Послушаем Даниленко:

— В основе ценообразования лежит диктат розничных сетей: «Ничего не знаем, выше этой цены покупать не будем», — говорят они перерабатывающим заводам. Основываясь на заданной цифре, переработчик формирует цену закупки, которую «спускает» производителям. Именно они и оказываются в положении между молотом и наковальней. Ведь фермеры не могут назначить стоимость электроэнергии, газа и горюче-смазочных материалов поставщикам этих товаров и услуг. Так что диктуемые по всей производственной цепочке тарифы и цены становятся их личной проблемой. Так при закупочной цене на селе в 13−14 рублей за литр молока розничная в столичных магазинах не эконом-сегмента в прошлом году составляла 60 рублей и более. А средняя по России потребительская цена, по данным Минсельхоза, на 1 июня 2013 года достигла 29,9 руб./литр. То есть, розничные цены постоянно понемногу растут.

Положение вечной падчерицы торгово-рыночных отношений и вынудила «молочников» на бунт. Да и покровительство профильного министерства, скорее, снисходительно-небрежно, а хочется истинной отеческой заботы. Правительство регулярно обещает субсидии производителям, но назначает их в очень урезанном объеме, да и выделенные лимиты в полном объеме частенько не перечисляются. Всего несколько дней назад Ассоциация животноводов Липецкой области подробно написало письмо-отчет об этом премьер-министру Дмитрию Медведеву, указывая, что отрасли угрожает полная потеря конкурентоспособности перед зарубежными поставщиками.

Вот и сейчас Минсельхоз не предлагает государственных субсидий, но помогает своими публичными заявлениями о дефиците раскручивать потребительские цены в расчете на то, что поддержку целой отрасли своим кошельком окажет не государство, а население.

Расчет этот довольно циничный, в его основе лежит резкий рост мировых цен на сырое и сухое молоко из-за засухи и резкого падения производства сырья в США. На фоне поддерживаемых биржевыми спекулянтами высоких цен работающие на российском рынке иностранцы уже не могут сбивать на 10−15% уровень предложения наших производителей, как в прошлом году. А, стало быть, у всех участников рынка есть шанс заработать.

Но, если фермеры стоят перед объективной необходимостью повысить свою рентабельность вследствие роста тарифов и других расходов за истекший год, то розница просто играет в спекуляцию, повышая цены на слухах о дефиците — и у нас, и на мировом рынке.

Так что Даниленко совершенно прав, когда фактически указывает на несостоятельность концепции эффективной саморегуляции рынка: «Ключевой вопрос сегодня — разобраться с ценообразованием в торговле, наценках и стоимости всех дополнительных услуг, которые торговые сети выставляют производителям молочной продукции». Описанная им схема производственно-торговых отношений наглядно доказывает необходимость активного вмешательства государства. Не зря и производители, и крупные переработчики ссылаются на опыт развитых стран, где государство активно регулирует и ежегодно дотирует на колоссальные суммы местных производителей молока — иначе в глобализированном мире им не выжить. Поэтому и российские производители могут быть конкурентноспособными на открытом перед иностранцами рынке только при финансовой поддержке государства: «Защита производителей во всем мире ведется через обеспечение их дохода», — заключает Даниленко.

Собственно, разбудить наше правительство — и есть настоящая цель развязанной фермерами пиар-войны. Ведь под занавес представитель «СОЮЗМОЛОКО» признается, что, скорее всего, резкого роста цен этой осенью не будет — иначе потребитель начнет сокращать долю молочных товаров в ежедневной продовольственной корзине, если будет перейден некий пороговый уровень. Похоже, «СОЮЗМОЛОКО» хорошо осознает, что выбранный путь протеста довольно скользок, и рынок уже осенью при начале сезонного сокращения производства может уйти в неконтролируемый занос — массовое сокращение сбыта вследствие роста цен сулит значительные убытки.

Однако вслух представитель производителей говорит о том, что высвободившаяся эконом-ниша молочных товаров быстро заполнится фальсификатами. Правда, предшествующее развитие рынка показывает, что перерабатывающие компании начинают частично замещать молочные компоненты в различных относительно дешевых товарах маслами растительного происхождения, в первую очередь пальмовым и кокосовым. Нельзя говорить, что это и впрямь фальсификаты — ведь информация об этом обычно содержится на этикетках, а замещающие компоненты являются полностью натуральными. Просто они — не молоко.

Так, что фраза о фальсификатах — всего лишь часть театральной постановки, так же как и заявление о том, что молоко будет стоить как люксовый товар. Разница лишь в том, что чиновники и коммерсанты попадут в этот театр абсурда по контрамаркам, а потребители купят входные билеты по спекулятивной стоимости.

Ведь независимо от дальнейшего развития событий, уже сегодня понятно, что на все перипетии борьбы между фермерами и торговыми сетями рынок все равно отреагирует ростом розничных цен. А это для потребителей молочных продуктов — определенно плохая новость.

Фото: Игорь Зарембо/ РИА Новости

Рамблер новости
СМИ2
24СМИ
Комментарии
Первая полоса
Рамблер новости
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
Миртесен
Цитаты
Руслан Хасбулатов

Экономист, экс-председатель ВС России

Аждар Куртов

Политолог

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Юг
СП-Поволжье
Жестокая правда без любви Жестокая правда без любви

Никита Михалков в Пензе говорил о «Ельцин-центре», травле «Утомленных солнцем» и потерянных поколениях