
В четверг в Москве были официально повышены тарифы на коммуналку, а Общественная палата России в этот же день открыла «горячую линию» (тел. 8−800−700−8-800
— Мы записываем точные адреса звонящих и сумму счета за коммунальные платежи за июнь и сравниваем их с теми, что начали приходить за июль. Будем разбираться с каждой конкретной жалобой. У нас в субъектах работают региональные центры общественного контроля за ЖКХ, которые будут эти обращения проверять: повышены эти тарифы в соответствии с законом, и если это так, то будем разъяснять такие ситуации гражданам, или же это какие-то махинации. В последнем случае будем обращаться в контрольно-надзорные органы субъекта, а также в Министерство регионального развития, Федеральную службу по тарифам, Счетную палату и Генпрокуратуру, — сообщила инициатор «горячей линии», председатель Комиссии по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Общественной палаты Светлана Разворотнева.
«СП»: — Какие у вас впечатления от первого дня работы?
— Я ожидала, что обращений будет меньше, потому что по итогам нашей работы в прошлом году было вынесено много решений в отношении злоупотребляющих компаний. Однако оказалось все наоборот.
Уже с 29 июля, когда еще не начала официально работать наша телефонная линия, стали поступать первые звонки. Около половины жалоб — и это удивительно — из Москвы. Казалось бы, здесь контроль самый пристальный, но нарушений вопиющее количество.
Вот пример из самых первых столичных звонков. Еще до августа к людям пришла платежка за июль, в которой тарифы указаны абсолютно те же, что и за июнь, а вот сумма платежа на 2 тысячи рублей больше. Мы связались с эксплуатирующей организацией, нам пояснили, что это были приплюсованы возросшие расходы за общедомовые нужды. Но это — незаконно. Потому что, даже если это и правда общедомовые расходы, то они должны указываться отдельной строкой, и должно быть понятно, сколько денег, за что именно начислено. Но ничего этого нет. Это прямое нарушение прав потребителей.
Второе ноу-хау было нами обнаружено в Орловской области. Там вывели водоснабжение из подлежащих регулированию тарифов, назвали обычной услугой, стоимость которой можно устанавливать свободно. В результате буквально за один день стоимость горячей воды повысилась на 30%! Это абсолютно незаконно. Бывает, что в соседних регионах платежи отличается буквально в десятки раз — как по водоснабжению, так и по канализации. В отношении таких территорий будут вестись тщательные расследования, им предстоит обосновывать свои тарифы или снижать их
Все подобные случаи мы будем собирать, обобщать и передавать прессе, потому что публичность — это обязательное условие нашей работы.
«СП»: — Дмитрий Медведев подписал постановление о социальной норме потребления электричества. Аналогичное изменение нас ждет с 2015 года и по воде. Там есть пункт о том, что в эту норму будет включен и расход света и воды в подъезде. Не противоречит ли это смыслу коммунальной реформы, ведь было обещано, что счетчики устанавливаются для того, чтобы жильцы оплачивали лишь свое реальное потребление, а не протечки в подвалах и подъездах?
— Вал возмущения по массовым случаям злоупотребления в части общедомовых расходов был в начале этого года, когда вступило в силу постановление правительства № 291. Были реальные случаи, когда житель квартиры, полноценно пользовавшийся стиральной машиной и ванной, платил по своим счетчикам 100 рублей в месяц, а по общедомовому расходу на воду этот же гражданин платил 700 рублей ежемесячно. Как правило, эти случаи — результат воровства со стороны коммерческих организаций, работающих в подъезде, или же со стороны соседей, поселивших к себе 15 таджиков, а платящих по нормативам за 1 прописанного человека.
В итоге обработки собранной нами информации в этом году вышло корректирующее постановление правительства № 344, которое привязало платеж за отопление подъезда пропорционально к количеству квадратных метров у собственника, а на расходы по электроэнергии и воде ввело нормативы: сколько расходуется воды в месяц на мытье лестничной клетки, промывку батарей и тому подобное.
«СП»: — Повышение тарифов в рамках реформы ЖКХ производится ежегодно уже на протяжении ряда лет ради сбора денег на ремонт изношенных и аварийных инженерных сетей в нашей стране. За последние годы платежи выросли очень сильно, а есть результат — изношенность сетей снижается?
— Процент изношенных коммуникаций в жилищно-коммунальном хозяйстве России только увеличивается. Как показывает статистика Минрегиона, в среднем по стране сегодня этот показатель достигает уровня 60%, а в некоторых регионах зашкаливает и за 80%.
Мы действительно сегодня намного больше платим, чем пять лет назад. Но наши платежи никак не привязаны к надежности и качеству коммунальных услуг. В стране полностью отсутствует учет и контроль в этой сфере. Абсолютно никто не сможет сказать, какой уровень тарифов является обоснованным — все эти тарифы нарисованы на глазок, взяты с потолка. Даже сегодня в стране более 40% регионов не оснащены квартирными счетчиками воды. Единственная попытка в стране просчитать реальную стоимость водоснабжения была предпринята водоканалом Санкт-Петербурга, да и та ничего не прояснила. И еще очень важно не только установить умеренный уровень платежей, но сделать их начисление абсолютно прозрачным и понятным.
Ежегодное повышение тарифов никак не привязано к программам модернизации коммунальных сетей в стране. Есть регионы, где реально у коммунальщиков нет денег, есть субъекты федерации, где тарифы взвинчены в десятки раз.
Из досье «СП»
По решению федерального правительства в этом году, по образцу прошлого, повышение регулируемых тарифов разбито на два этапа: с 1 июля и 1 сентября. Совокупно максимальный рост, по решению Федеральной службы по тарифам (ФСТ), допускается до 12%. «Между тем, как показала практика 2012 года, реальный рост платежей граждан (итоговая сумма в платежной квитанции), зачастую значительно превышает установленные правительством ограничения», — отметили в Общественной палате.
Фото Илья Питалев/РИА Новости