Экономика / Тарифы ЖКХ

Горячий счет

От жалоб на раздутые платежки в Общественной палате разрываются телефоны

  
7344

В четверг в Москве были официально повышены тарифы на коммуналку, а Общественная палата России в этот же день открыла «горячую линию» (тел. 8−800−700−8-800 с 9:00—18:00 мск) по приему жалоб на необоснованный рост тарифов ЖКХ. Как сообщили «СП» в пресс-центре Общественной палаты, уже к часу дня на телефон поступило более шестидесяти претензий из самых разных регионов страны, включая столицу. Люди жаловались на повышение цен на воду, электроэнергию, газ, содержание и ремонт помещений — практически на все пункты стандартных коммунальных платежек. В ОП предлагают обращаться на «горячую линию» и впредь — для граждан звонки бесплатны, их прием проводится без выходных.

— Мы записываем точные адреса звонящих и сумму счета за коммунальные платежи за июнь и сравниваем их с теми, что начали приходить за июль. Будем разбираться с каждой конкретной жалобой. У нас в субъектах работают региональные центры общественного контроля за ЖКХ, которые будут эти обращения проверять: повышены эти тарифы в соответствии с законом, и если это так, то будем разъяснять такие ситуации гражданам, или же это какие-то махинации. В последнем случае будем обращаться в контрольно-надзорные органы субъекта, а также в Министерство регионального развития, Федеральную службу по тарифам, Счетную палату и Генпрокуратуру, — сообщила инициатор «горячей линии», председатель Комиссии по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Общественной палаты Светлана Разворотнева.

«СП»: — Какие у вас впечатления от первого дня работы?

— Я ожидала, что обращений будет меньше, потому что по итогам нашей работы в прошлом году было вынесено много решений в отношении злоупотребляющих компаний. Однако оказалось все наоборот.

Уже с 29 июля, когда еще не начала официально работать наша телефонная линия, стали поступать первые звонки. Около половины жалоб — и это удивительно — из Москвы. Казалось бы, здесь контроль самый пристальный, но нарушений вопиющее количество.

Вот пример из самых первых столичных звонков. Еще до августа к людям пришла платежка за июль, в которой тарифы указаны абсолютно те же, что и за июнь, а вот сумма платежа на 2 тысячи рублей больше. Мы связались с эксплуатирующей организацией, нам пояснили, что это были приплюсованы возросшие расходы за общедомовые нужды. Но это — незаконно. Потому что, даже если это и правда общедомовые расходы, то они должны указываться отдельной строкой, и должно быть понятно, сколько денег, за что именно начислено. Но ничего этого нет. Это прямое нарушение прав потребителей.

Второе ноу-хау было нами обнаружено в Орловской области. Там вывели водоснабжение из подлежащих регулированию тарифов, назвали обычной услугой, стоимость которой можно устанавливать свободно. В результате буквально за один день стоимость горячей воды повысилась на 30%! Это абсолютно незаконно. Бывает, что в соседних регионах платежи отличается буквально в десятки раз — как по водоснабжению, так и по канализации. В отношении таких территорий будут вестись тщательные расследования, им предстоит обосновывать свои тарифы или снижать их

Все подобные случаи мы будем собирать, обобщать и передавать прессе, потому что публичность — это обязательное условие нашей работы.

«СП»: — Дмитрий Медведев подписал постановление о социальной норме потребления электричества. Аналогичное изменение нас ждет с 2015 года и по воде. Там есть пункт о том, что в эту норму будет включен и расход света и воды в подъезде. Не противоречит ли это смыслу коммунальной реформы, ведь было обещано, что счетчики устанавливаются для того, чтобы жильцы оплачивали лишь свое реальное потребление, а не протечки в подвалах и подъездах?

— Вал возмущения по массовым случаям злоупотребления в части общедомовых расходов был в начале этого года, когда вступило в силу постановление правительства № 291. Были реальные случаи, когда житель квартиры, полноценно пользовавшийся стиральной машиной и ванной, платил по своим счетчикам 100 рублей в месяц, а по общедомовому расходу на воду этот же гражданин платил 700 рублей ежемесячно. Как правило, эти случаи — результат воровства со стороны коммерческих организаций, работающих в подъезде, или же со стороны соседей, поселивших к себе 15 таджиков, а платящих по нормативам за 1 прописанного человека.

В итоге обработки собранной нами информации в этом году вышло корректирующее постановление правительства № 344, которое привязало платеж за отопление подъезда пропорционально к количеству квадратных метров у собственника, а на расходы по электроэнергии и воде ввело нормативы: сколько расходуется воды в месяц на мытье лестничной клетки, промывку батарей и тому подобное.

«СП»: — Повышение тарифов в рамках реформы ЖКХ производится ежегодно уже на протяжении ряда лет ради сбора денег на ремонт изношенных и аварийных инженерных сетей в нашей стране. За последние годы платежи выросли очень сильно, а есть результат — изношенность сетей снижается?

— Процент изношенных коммуникаций в жилищно-коммунальном хозяйстве России только увеличивается. Как показывает статистика Минрегиона, в среднем по стране сегодня этот показатель достигает уровня 60%, а в некоторых регионах зашкаливает и за 80%.

Мы действительно сегодня намного больше платим, чем пять лет назад. Но наши платежи никак не привязаны к надежности и качеству коммунальных услуг. В стране полностью отсутствует учет и контроль в этой сфере. Абсолютно никто не сможет сказать, какой уровень тарифов является обоснованным — все эти тарифы нарисованы на глазок, взяты с потолка. Даже сегодня в стране более 40% регионов не оснащены квартирными счетчиками воды. Единственная попытка в стране просчитать реальную стоимость водоснабжения была предпринята водоканалом Санкт-Петербурга, да и та ничего не прояснила. И еще очень важно не только установить умеренный уровень платежей, но сделать их начисление абсолютно прозрачным и понятным.

Ежегодное повышение тарифов никак не привязано к программам модернизации коммунальных сетей в стране. Есть регионы, где реально у коммунальщиков нет денег, есть субъекты федерации, где тарифы взвинчены в десятки раз.

Из досье «СП»

По решению федерального правительства в этом году, по образцу прошлого, повышение регулируемых тарифов разбито на два этапа: с 1 июля и 1 сентября. Совокупно максимальный рост, по решению Федеральной службы по тарифам (ФСТ), допускается до 12%. «Между тем, как показала практика 2012 года, реальный рост платежей граждан (итоговая сумма в платежной квитанции), зачастую значительно превышает установленные правительством ограничения», — отметили в Общественной палате.

Фото Илья Питалев/РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня