Как свидетельствует статистика Росстата, с конца июля начали плавно расти оптовые цены на бензин. К сентябрю, по прогнозам экспертов, ценники на моторное топливо начнут быстрее раскручиваться и на АЗС. По сообщениям СМИ, два нефтеперерабатывающих завода - Московский и белорусский Мозырский, активно поставляющий бензин в Россию, решили закрыться на ремонт. Хотя топлива и без этого не хватает. Минэнерго ищет варианты по уменьшению его дефицита, однако неясно, насколько в силах этого ведомства удержать цены от резкого взлета.
Из года в год стоимость автомобильного топлива в России росла быстрее темпов общепотребительской инфляции. Так, в конце 2000 года 1 литр Аи-92 стоил 8,05 рубля, в начале 2003 года — 10,75 рубля, а сегодня средняя цена по стране — уже 28,81 рубля. В 2011 году инфляция составила 6,1%, а бензин подорожал на 15%; в 2012 году при инфляции в 6,6% средняя стоимость бензина выросла на 7,6%.
Если брать год текущий, то с начала года до 1 июля накопленная инфляция выскочила за планку 3,5%, а вот бензин подорожал лишь на 1%. Однако с конца июля все возвращается на круги своя. По данным Росстата, за неделю с 30 июля по 5 августа бензин подорожал сразу на 1,4%, причем наибольший рост был зафиксирован по самым популярным маркам: АИ-92 и АИ-95 (в среднем по России 31,74 рубля за литр). Плавный рост копеек по 15 за литр в неделю на фоне дефицита стал более резким — копеек по 50. Несмотря на предельную загрузку нефтеперерабатывающих заводов, на биржах, торгующих нефтепродуктами, спрос намного превышает предложение.
В этой ситуации Минэнерго попросила нефтяников вести экспортную торговлю по остаточному принципу, отправляя за рубеж лишь излишки, оставшиеся после насыщения отечественного рынка. Была установлена и норма насыщения — запасы бензина в стране должны быть подняты с сегодняшних 1,25 млн. тонн до 1,75 миллиона тонн. Федеральная антимонопольная служба не преминула демонстративно помахать дубинкой перед носом нефтяников, обещая им серьезные штрафы. Те в свою очередь пообещали увеличить поставки на российский рынок на 200 тысяч тонн в месяц. Однако это мизер, да и производство осенью будет сокращаться.
— В сегодняшних условиях цены на моторное топливо неизбежно будут быстро расти, — комментирует спикер информцентра ИАЦ «Кортес» по российскому рынку бензина Александр Шкурин. — В начале года мы делали прогноз, что до конца 2013 года розничные цены вырастут процента на 4 выше уровня инфляции, это немногим более 10% в год.
На чем мы базировали свой прогноз? Нефтяники еще в начале года объявили о том, что хотят компенсировать в ценах на автомобильное топливо возросшие тарифы на железнодорожные перевозки, как сырой нефти, так и нефтепродуктов. Кроме того, «Транснефть» в этом году осуществляет масштабные инвестиции в свою трубопроводную систему, и уже заранее объявила о том, что будет повышать тарифы на прокачку нефти по трубам. Это тоже будет закладываться нефтяниками в стоимость бензина.
Далее, государство резко увеличило акцизы на моторное топливо 4 и 5 класса — это классы экологической чистоты. Только эти классы сегодня разрешено продавать на московских АЗС, и именно на них государство увеличивает налоговую нагрузку. Так, с 1 июля акциз на топливо 4 класса вырос на 4,7%. По 5 классу - на 11,8%. Бухгалтерия такова: если акциз растет на 500 рублей за тонну, то литр бензина дорожает на 2%.
Вот эти изменения акцизов и тарифов были известны заранее, и именно их мы закладывали в итоговый рост цен на бензин. Чего мы не знали заранее, так это то, что Минфин будет активно скупать доллары в августе. Сегодня курс улетел к 34 рублям и, видимо, это не предел. Курс рубля сегодня очень существенно играет на повышение цен на нефтепродукты, в том числе внутри страны.
Второй момент, который можно было предположить, но нельзя было закладывать заранее в расчеты, — это стоимость самой нефти. Если к январю этого года российский баррель стоил в среднем 102 доллара, теперь же он подрос до 109 и довольно долго держится на этом уровне, что также заставляет повышать рублевые цены на нефть и нефтепродукты.
«СП»: — Учтены ли в этих прогнозах закрытие на ремонт Московского и Мозырского НПЗ?
— Что касается столичного предприятия, то буквально сегодня утром из Минэнерго была получена информация, что его закрытие будет отложено примерно на месяц, до конца сентября, чтобы не создавать резкого дефицита во время уборочной. На ценах это все равно скажется, но не так резко.
Что касается Белоруссии, то она должна была в этом году по межправительственной договоренности поставить в Россию чуть более двух миллионов тонн автомобильного топлива, по факту за первое полугодие поставила 480 тысяч тонн. То есть к концу года вряд ли завезет и миллион. Во всяком случае, в третьем квартале импорт из Белоруссию заметно снизился. Но в России месячное потребление около 3 миллионов тонн в среднем по году, так что этот дефицит не так велик. Да и закрытие Мозырского НПЗ может быть нивелировано выдавливанием белорусов с украинского рынка.
Дело в том, что в рамках Таможенного союза белорусы получают нефть из России без таможенных пошлин, а Украина должна платить и за них. Поэтому Белоруссия имела меньшую себестоимость и могла демпинговать как на Украине, так и в России. Но Украина сейчас ставит перед белорусами административные барьеры. Это значит, что какую-то часть своего бензина Минск перебросит на российское направление.
«СП»: — И каков же сегодняшний прогноз на конец года?
— Я не хочу называть конечную цифру, потому что могут вмешаться ФАС или правительство, как это было не раз. Особенно в 2012 году, но тогда сказались выборы сначала в Госдуму, а потом президентские. Однако вводя на некоторое время ценовой мораторий для нефтяников, впоследствии правительство всегда дает им повысить стоимость продукции и заработать. Часть этого механизма по компенсации потерь от мораториев состоит в том, что нефтяники не снижают розничные цены на бензин, когда падает стоимость нефти. Поэтому в рознице сглаживаются всевозможные колебания рынка, но цена всегда растет.
И в этом нет большой вины нефтяников. С одной стороны, номинальные цены на нефть в мире постоянно подрастают, потому что обесцениваются сами деньги. С другой стороны, в России государство планомерно увеличивает налоговую нагрузку на нефтянку. Вот с июля акциз плюс НДС составляют в розничной цене литра бензина не менее 40%. Это очень высокая нагрузка.
Поскольку очень сложно предсказать действия самого государства, то можно вспомнить, что с начала этого года само Минэнерго не меняет прогноз по росту средней цены бензина за 2013 год — на 13%. Таким образом, еще на 11−12% до конца этого года бензин может подорожать.
Фото ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Максим