Реагируя на инициативу представителей пропутинского ОНФ вернуть под контроль государства якобы «нерентабельные» частные активы, «алюминиевый король» Олег Дерипаска решил сыграть на опережение. Как пишет «Коммерсант», одному из таких хронически проблемных производств, заводу «Базэлцемент-Пикалево», срочно подобрали антикризисного менеджера. Возможность проявить себя в этом качестве получит экс-гендиректор «Фосагро» Максим Волков.
При этом г-н Дерипаска идет ва-банк. В случае, если новый управляющий предприятием выведет его на безубыточный уровень, олигарх готов поделиться с ним 35% акций компании. Впрочем, «неожиданная» щедрость собственника на самом деле имеет рациональное объяснение. Дело в том, что перед Олегом Дерипаской в полный рост замаячила перспектива распрощаться с «Базэлцемент-Пикалево» в добровольно-принудительном порядке. По информации «Известий», «фронтовики» из пропрезидентского движения ОНФ готовы объявить главу группы «Базэл» неэффективным менеджером и потребовать изъятия в пользу государства предприятия в Пикалево.
В Центральный штаб ОНФ обратились активисты Ленинградского отделения фронта с просьбой взять под контроль ситуацию на главном производстве в печально знаменитом моногороде с тем, чтобы не допустить ее развития по сценарию четырехлетней давности. Напомним, летом 2009 года рабочие «Базэлцемент-Пикалево» перекрыли федеральную трассу, протестуя против начавшихся массовых увольнений. В условиях набиравшего обороты кризиса ситуация в Пикалево могла сыграть роль детонатора социально-политического взрыва. Причем, в общероссийском масштабе. Тогда премьер Владимир Путин в своем фирменном ручном режиме «разрулил» ситуацию, вызвав на ковер главного «виновника торжества».
Осадив бизнесмена, глава кабмина заставил Дерипаску подписать договор в пользу бастовавших рабочих и заявил: «Считаю, что вы сделали заложниками своих амбиций, непрофессионализма, а может быть, и просто жадности тысячи людей». На этом сеанс публичного унижения не закончился. Подписав невыгодное для себя соглашение, олигарх напоследок услышал брошенную ему в спину короткую фразу: «Ручку-то верни!». Как выясняется, урок не пошел впрок — градообразующее предприятие Пикалево, находящееся под чутким руководством наемных управляющих г-на Дерипаски, снова находится на пороге масштабного финансово-экономического кризиса, в результате которого сотни работников завода могут остаться без работы. Из-за накопленных долгов за потребленный газ предприятие может снизить объем производства в два раза. Из шести печей спекания будут работать только три.
«В условиях постоянного повышения цен со стороны монопольных поставщиков и сохранения необоснованно низких цен для монопольных потребителей, а также отсутствия господдержки, „БазэлЦемент-Пикалево“ не имеет средств для выполнения обязательств перед коллективом, контрагентами и бюджетами всех уровней», — активно «переводят стрелки» на объективные обстоятельства в пресс-службе компании.
Чтобы разобраться в ситуации на месте, в Пикалево по сигналу с инспекцией отправится делегация ОНФ. «Мы не позволим нерадивым собственникам жить за счет людей и потом выбрасывать их как отработанный материал на улицу» — цитирует издание главу российского независимого профсоюза работников угольной промышленности «Росуглепроф», члена центрального штаба ОНФ Ивана Мохначука.
Председатель комитета Госдумы по промышленности Сергей Собко заявил корреспонденту «СП», что ему импонирует идея заставить неэффективных собственников расстаться со своими производственными активами. Однако, все упирается в механизм реализации.
«СП»: — Руководство «БазэлЦемент-Пикалево» ссылается на объективные трудности…
— Знакомая картина. Когда в 2008 году экономика страна была в кризисе, Дерипаска за 9 месяцев выписал себе любимому дивидендов на 8 млрд. 985 млн. с одного Красноярского алюминиевого завода. Что составило 103% от чистой прибыли. Прибыли не хватило, так он еще и резервный фонд завода прихватил и увел все на Кипр. После чего в Пикалево произошли известные события, когда президенту пришлось приезжать и разруливать ситуацию в ручном режиме. Власти тогда согласились оказать помощь «бедному» Дерипаске для того, чтобы работники его завода не перекрывали трассу Москва-Санкт-Петербург. Вместо того, чтобы заплатить людям заработную плату в размере около 40 млн. из полученных 9 миллиардов, олигарх морочил голову разговорами про кризис. Если не умеешь управлять предприятием, нечего было браться за этот гуж.
«СП»: — Наши частники действуют по известной формуле «приватизация прибыли, национализация издержек»?
— Конечно, убытки покрываются из средств налогоплательщиков, а прибыль кладется в карман.
«СП»: — Что вы имеете в виду, когда говорите о трудностях в части реализации?
— Руководство четко заявило, что все неправедные приватизационные процессы не подлежат пересмотру. Хотя лет пять-шесть назад наша фракция выходила с предложением принять закон о пересмотре итогов залоговых аукционов. Но как только законопроект был внесен в Думу, тут же появилась его правительственная версия, согласно которой срок давности по залоговым аукционам сокращался с 10 до 3 лет. А прошло уже, допустим, пять. Закон был принят. Согласно нему, срок давности по приватизационным сделкам давно истек. Сейчас можно вбрасывать популярные идеи о ренационализации, но для их осуществления нужна законодательная база. Если мы, конечно, стремимся к правовому государству. Исполнительная власть к жестким мерам не готова. Эта инициатива упрется в мощный лоббизм со стороны тех, кому это не нужно.
«СП»: — При этом сами представители олигархата чуть ли не открыто признают, что выступают всего лишь в качестве временных распорядителей активов. Это своего рода «общак» правящей верхушки, с которым они в любой момент морально готовы расстаться
— Такие разговоры из серии «обещать, это еще не значит жениться». В России вообще много людей, которые говорят правильные вещи. На практике получается совсем другое. Другое дело, что правящие элиты просто вынуждены совершать какие-то шаги в ситуации, когда страна находится на пороге обвального падения производства.
«СП»: — Вы считаете, эта инициатива просто пиар со стороны «фронтовиков»?
— Не исключено, что эти люди не знают об отсутствии законодательной базы. В стране принимается такое количество законов, что даже многие депутаты не знают об их существовании. В условиях, когда «контрольный пакет» в процессе принятия решений в Думе принадлежит послушному большинству, рассчитывать на корректировку законодательства не приходится. Пока власти явно не готовы жертвовать корпоративными интересами ради умиротворения широких слоев общества.
Автор идеи о возвращении под контроль государства активов неэффективных частных собственников председатель российского независимого профсоюза работников угольной промышленности «Росуглепроф», член центрального штаба ОНФ Иван Мохначук в беседе с корреспондентом «СП» уточнил, что выступает за изъятие всех предприятий г-на Дерипаски с их последующей передачей другим собственникам.
«СП»: — Аргументируйте, пожалуйста…
— По моему мнению, уровень менеджмента на его предприятиях трудно назвать эффективным. Когда в 2008—2009 гг. действительно разразился кризис, и государство нашло возможность поддержать крупных собственников, последние крайне бездарно распорядились этим шансом. Вместо модернизации предприятий, они просто растранжирили те ресурсы, которые заработали люди. Сегодня частники, как ни в чем ни бывало, опять стоят с протянутой рукой. Спекулируя на теме кризиса, они опять пытаются играть людскими судьбами, выгоняя рабочих на улицу. В таких случаях государство должно срочно вмешиваться. Изымать предприятия, заниматься их оздоровлением, чтобы они стали эффективными.
«СП»: — Кто, в конечном итоге, получит эти активы? Они останутся в распоряжении государства или обретут новых «эффективных» собственников?
— Я считаю, что государство не должно выполнять несвойственные ему функции в рыночной экономике. Так что в идеале надо стремиться к тому, чтобы предприятия получали эффективных управленцев.
«СП»: — Представители «Базэла» ссылаются на объективные обстоятельства. По их словам нерентабельность производства связана с завышенными тарифами на газ и сырье
— А что, в Европе цены на газ или сырьевые ресурсы дешевле, чем в России? Отнюдь. Тем не менее, европейские предприятия эффективны, а наши нет. Наши бизнесмены сами накручивают стоимость своих товаров. В результате приобретение дорогих алюминиевых проводов, произведенных на предприятиях Дерипаски, энергетики закладывают как часть своих издержек. Как следствие, цена на электроэнергию тоже растет. Это замкнутый круг, который кто-то должен разорвать. Если Дерипаска у нас такой великий комбинатор и бизнесмен, то должен найти выход из ситуации, а не просто наживаться на рабочих, ссылаясь на всякие «непреодолимые» обстоятельства. По принципу, чем больше вас сейчас разбежится, тем меньше издержек я понесу при закрытии «нерентабельных» производств.
«СП»: — Обращает внимание, что такой подход соответствует антикризисной формуле, озвученной премьером. Дмитрий Медведев недавно предложил соотечественникам проявлять трудовую мобильность
— Граждане у нас и так достаточно мобильны. И всегда готовы ехать на новые рабочие места в другие регионы. Есть только одно но. Я-то соберусь и поеду, но что будет с моей семьей? Детям нужен садик и школа, а жене нужна работа. Наконец, моей семье где-то нужно жить. Если я продам в Москве жилье, то смогу переехать, но обратное уже проблематично. Например, если я продам квартиру в Инте, то в столице вырученных денег не хватит даже на то, чтобы купить душевую кабину. Так что о мобильности граждан говорить не приходится.
Финансовый аналитик, экономист Степан Демура отмечает, что «фронтовики» отличаются популизмом. Тот же Дерипаска, конечно, неэффективный собственник, практически банкрот. То, чем он занимается, называется шантаж. Скорее всего, деньги ему будут выделены. Никто ничего отбирать не будет.
«СП»: — На чем основана такая уверенность?
— Дело в том, что он член ельцинской «семьи». Нынешний режим — это всего лишь производная «семьи». У таких людей, как Дерипаска, есть мощный компромат на власть предержащих. И все эти сценки с требованием вернуть ручку — не более, чем игра на публику. К тому же, справедливости ради, надо сказать, что национализация ничего не даст. Допустим, поставят во главе предприятий очередного чиновника. Он будет заниматься тем же самым — выводить и разворовывать деньги. Сочинская Олимпиада это хорошо показала.
«СП»: — По мнению менеджеров г-на Дерипаски, нерентабельность его предприятий задается общей неблагоприятной макроэкономической конъюнктурой
— Этим людям хотелось бы напомнить, сколько денег они тратили на приобретение активов за рубежом. Сколько стоит обслуживание долга, который вы на себя повесили.
«СП»: — Скажут, брали на Западе, потому что наш ЦБ не дает.
— А ЦБ не дает, потому что «здесь всю систему менять надо». Неправильно говорить о том, что у нас неэффективная экономика. У нас скорее неэффективная власть. В качестве примера можно привести ситуацию с «Ростсельмашем». Путин попросил собственника Константина Бабкина объяснить, почему тот не переносит свой тракторный завод из Канады обратно в Россию. Бизнесмен дал четкий экономический просчет этого решения. Оказалось, что в Канаде в 2012 году завод принес прибыль в размере $14−15 млн. За тот же самый период убытки от производства тракторов в РФ составили бы от $20 млн.
«СП»: — Поясните, что такое есть в Канаде, чего нет в России?
— Очень многое. Начиная от низких процентных ставок по кредитам, заканчивая налогами и ценами на электроэнергию. В России создана совершенно недружелюбная среда по отношению к бизнесу. И ничего не меняется. Наоборот, власти собираются повышать налоги и добивать тех, кто остался.
«СП»: — Наши руководители вроде бы не камикадзе…
— А вот это — не факт. К тому же, я не думаю, что они что-то понимают. Основатель современной социологии Питирим Сорокин опубликовал в начале 1940х гг. серию работ, в которых рассматривал процесс «отрицательной селекции» и дегенерацию власти. Там все четко показано, как и что происходит в таких случаях. Мы сегодня это наблюдаем воочию.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Игорь Зотин