Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
2 декабря 2013 16:35

Региональный баланс

В этом году свести концы с концами не сможет почти ни один субъект федерации

5954

Как сообщил прессе депутат свердловского законодательного собрания Нафик Фамиев, уже в будущем году один из наиболее развитых регионов России может встать перед угрозой банкротства. Реальный дефицит бюджета Свердловской области может составить от 43 до 70 миллиардов рублей, что угрожает введением в регионе внешнего финансового управления. Впрочем, эксперты утверждают, что это далеко не единственный субъект федерации, находящийся на грани банкротства.

Фамиев так объясняет появление дефицита. Ради получения федеральных трансфертов в размере 16 миллиардов в 2014 год Свердловская область должна показать, что дефицит ее бюджета не превышает 15 процентов от доходов. Поэтому доходы «рисуются» в завышенном размере, без указания источников роста в бюджете-2014 прогнозируется увеличение поступлений на 20% по сравнению с этим годом. Иначе трансфертов не получить.

Впрочем, и эти проблемы, и правила игры наверняка знакомы руководству и других регионов.

— Сегодня выкручиваться приходится всем. С одной стороны, у всех без исключения субъектов федерации резко выросли расходы, связанные с выполнением социальных обязательств по майским указам президента Владимира Путина. Ведь повышение заработных плат бюджетников происходило полностью за счет региональных бюджетов. И это ключевой фактор, притопивший финансы субъектов федерации. С другой стороны, практически одновременно сократилась финансовая поддержка всех регионов из Центра, — отмечает эксперт Центр фискальной политики Дарья Андреева. — Эти факторы и стали причинами финансового дисбаланса практически во всех регионах, ведь их расходы сильно выросли, а доходы суммарно подросли чуть-чуть, и далеко не везде.

На снижении доходов сказалось в первую очередь падение налоговых поступлений. В частности, сборы по налогу на прибыль совокупно по стране просто обвалились, снизившись по сравнению с 2012 годом на 17%. Больше всего этот провал ударил по экономически сильным регионам: Москве, Ханты-Мансийскому автономному округу, Ямало-Ненецкому автономному округу.

Вторым фактором снижения доходов стало сокращение федеральной поддержки субъектов федерации. По итогам января-сентября этого года общий размер трансфертов из Центра уменьшился на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Этот фактор больнее всего затронул экономически слабые территории — республики Северного Кавказа, а также бедные регионы Поволжья, например, Мордовию. Так что в части недобора доходов всем регионам «досталось».

"СП": — Насколько эффективно Центр сегодня проводит заявленную им политику выравнивания финансового положения различных территорий? Ведь традиционно разница между Москвой и Тувой была колоссальна, и это не способствует функционированию страны как единого организма ни в транспортном отношении, ни в экономическом…

— Возможно, у меня нет права судить, насколько эта политика федеральных властей эффективна. Но мое частное мнение, что не очень. Совершенно очевидно, что Центр сегодня провоцирует регионы применять рыночные механизмы балансировки бюджетов — выпускать облигации, брать кредиты. Потому что сами они свести концы с концами заведомо не смогут, и федеральные власти им в этом не помогут. Сам по себе рыночный механизм балансировки финансовых потоков, может быть, и неплох. Но в сегодняшней ситуации плохо то, что эти новые долги, дополнительная нагрузка ложатся на уже накопленные ранее взятые обязательства. И как региональные администрации будут эти обязательства в дальнейшем обслуживать, смогут ли их бюджеты выдержать новую нагрузку — вот это уже вопрос спорный.

— Свердловская область оказалась в числе других наиболее пострадавших в этом году регионов. Как правило, все они относятся к стабильным финансовым середнячкам, индустриально развитым территориям. И эта зависимость от финансовых итогов работы всего лишь одного сектора промышленности делает их бюджеты цикличными в плане поступления доходов, при том что расходы в неудачные годы сокращать не получается. В этом году в списке просевших регионов из этой группы можно назвать также Челябинскую, Самарскую и Липецкую области. В общем-то, Урал пострадал весь, — комментирует старший аналитик по долговым инструментам ИК «Уралсиб Кэпитал» Антон Табах.

— Это прямое следствие высокой концентрации в этих областях крупных металлургических заводов. В силу экономических циклов мирового спроса на металлы, их продукция заметно подешевела, и даже с извлечением минимальной прибыли появились значительные проблемы. Так что, сборы по налогу на прибыль именно в этих регионах обвалились больше всего. Это не следствие какой-то неправильной политики областных администраций, это следствие слишком высокой зависимости от одного сектора экономики.

«СП»: — А насколько изменилась по стране в целом ситуация за последний год?

— Пострадал абсолютно каждый регион. В первую очередь потому, что выполнение майских указов президента страны не было обеспечено федеральным бюджетом, и правительство попросту скинуло на плечи региональных администраций колоссальные социальные обязательства, не определив при этом источники их финансирования. Кроме того, в целом по стране произошло существенное сокращение сборов по налогу на прибыль. И плюс ко всему, заметно — пусть и неравномерно — снизились федеральные трансферты. Поэтому почти во всех регионах в бюджетах образовались дырки. И закрыть их через сокращение расходов не получится — резать далеко не все можно. Поэтому в той или иной степени сегодня плохо всем.

Но можно определить три условные группы субъектов федерации. В первую входят Москва и Санкт-Петербург с областями, а также Краснодарский край. В первых двух регионах в силу перечисленных факторов появились и самые большие в стране дефициты бюджетов в рублевом выражении. Но при этом и сами по себе бюджеты Москвы и Питера — самые большие. Так что они устоят, хотя бы и за счет того, что им легче всего и дешевле привлечь заемные деньги, и объемы займов будут не так велики по отношению к размерам региональной экономики. У Краснодарского края впереди Олимпиада в Сочи, и потому здесь также прогнозируются очень хорошие доходы на будущий год.

Резко выделяется группа наиболее отсталых в экономическом отношении регионов: Северный Кавказ, Тува, Магаданская область, Чукотка, Алтай, Камчатский край. Их нахождение в этой группе традиционно, оно ничуть не изменилось за последний год. Совершенно очевидно, что без огромной доли в их бюджетах помощи из Центра все эти территории мгновенно станут банкротами. Поэтому большая часть трансфертов приходится именно на эти территории. Да, они остаются стабильно бедными, но без риска банкротства.

А вот регионы-середнячки оказались в наиболее сложном положении: у них нет собственного большого запаса плавучести, и, вместе с тем, Центр дистанцировался от их финансовых проблем, поскольку федеральное правительство сегодня всецело занято решением проблем федерального бюджета. Фактически для этой группы субъектов остается один способ закрыть бреши в финансах — занимать. В целом для этого сегодня на рынке довольно неплохая ситуация, поскольку ставки по региональным облигациям можно предлагать достаточно низкие. И Свердловская область в этом отношении находится довольно в хорошем положении на общем фоне, поскольку пока имеет небольшой долг. При Росселе он вообще был нулевым, но при последнем губернаторе, которого любят критиковать коммунисты, он несколько вырос.

«СП»: — То есть, сгрузив на плечи областных администраций социальные обязательства, федеральное правительство заняло позицию стороннего наблюдателя? А как же обещанное выравнивание финансовых условий в регионах?

— Пока правительство действительно занимает позицию стороннего наблюдателя. Пока не вырастут реально до угрожающих размеров долги индустриальных регионов, оно вмешиваться не будет. То есть все по принципу: посидим, посмотрим, а там или падишах помрет, или ишак сдохнет, или — сам Ходжа Насреддин.

В реальности есть вероятность досидеть до поворота цикла спроса на металлы в сторону роста, и тогда промышленные предприятия повысившимися поступлениями налогов закроют все бреши в областных бюджетах. Другой вариант развития событий — это изменение налоговой системы стране в целом, что в принципе изменит финансовые балансы во всех регионах. Правда, это может негативно отразиться на финансах физических лиц и предприятий. Ну, и более фантастический вариант — изменение самого долгового рынка в стране до западного состояния, когда область сможет брать займы на 50 лет под 2% годовых, как в Германии, и тогда все дефициты можно будет нивелировать грамотной политикой региональных администраций.

А если через пару лет какой-то регион встанет перед неизбежностью дефолта, может быть, федералы отсыпят средств щедрой рукой, как это было в Московской области в 2008 году. Но в реальности в случае подобной ситуации, я уверен все будет решаться индивидуально, по текущему моменту и на уровне субъективного фактора: все ли деньги из областной казны прибрал очередной министр финансов, сбегая в Европу…

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня