Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
6 февраля 2014 07:59

Минфин сыграл в рулетку

Введение госмонополии на лотереи оставит бюджет с носом

5801

К июлю 2014 года в России останутся только государственные лотереи. Поправки в Федеральный закон «О лотереях», запрещающие частные лотереи, вступили в силу 1 февраля нынешнего года. По заключению Экспертного совета при правительстве РФ, подготовленного по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова, введение госмонополии позволит сделать лотерейный бизнес прозрачным, контролируемым, и более доходным с точки зрения бюджета.

Но в России благие намерения зачастую приводят к прямо противоположным результатам. И, похоже, введение государственной монополии на лотереи — именно такой случай.

В распоряжении «Свободной прессы» оказалось письмо (см. ниже) председателя совета Объединения реализаторов лотерей России Александра Зиброва, адресованное министру финансов Антону Силуанову. Из него следует, что закрытие частных лотерей приведет к прямым убыткам бюджета и сокращению налоговой базы.

«Негосударственные лотереи, попавшие под запрет, проводятся в соответствии с ФЗ „О лотереях“ на основании разрешения (лицензии), выданного в установленном порядке Федеральной налоговой службой (ФНС). Срок действия разрешения — пять лет… Не вызывает сомнения, что нанесенный государством ущерб будет возмещаться организаторам лотерей в судебном порядке в соответствии со статьей 16.1 ГК РФ, которая гарантирует, что ущерб, причиненный юридическому лицу правомерными действия государственных органов, подлежит компенсации», — сказано в документе.

Подсчитан в нем и ущерб. Согласно Единому госреестру лотерей, после 1 июля 2014 года сроки лицензий не истекут у 151 частной лотереи. Совокупный объем продаж лишь некоторых из них по итогам 2013 года составляет 16 млрд. рублей. Поэтому, по оценкам Объединения реализаторов лотерей, сумма исков к Минфину перевалит за 6 млрд. рублей. И выплатить их придется из бюджета — другими словами, из карманов рядовых налогоплательщиков.

На деле, уверяет Александр Зибров, ситуация даже хуже. Новый закон фактически делает государственные лотереи бесконтрольными, и позволяет им свести отчисления в бюджет к минимуму.

Мы попытались разобраться, что на деле стоит за реформой лотерейного бизнеса.

— Закон «О лотереях» был принят в ноябре 2003 года, и он тщательно прорабатывался, — напоминает Александр Зибров. — Предложения ввести госмонополию на лотереи звучали и тогда, но были отвергнуты по причине противоречия Конституции и Гражданскому кодексу, а также экономической нецелесообразности. В итоге был принят закон, который допускал существование и государственных, и частных лотерей.

В 2006 году появилось распоряжение, которое разрешало Государственному комитету РФ по физической культуре и туризму выступить организатором первой государственной лотереи. Однако Комитету потребовалось два года, прежде чем он смог ее запустить. Именно с этого момента у «частников» на лотерейном рынке начались проблемы.

Понимаете, в чем дело. Прежде чем получить лицензию в ФНС, организатор лотереи должен обосновать ее финансовую целесообразность. Указать в заявке, на какие благотворительные цели пойдут деньги от лотереи, какова сумма предполагаемой выручки. Комитет эти суммы, думаю, откровенно раздул. Похоже, сделано это было только затем, чтобы заявка выглядела более убедительно, и в лицензии не отказали. В том, что цифры дутые, убедились впоследствии аудиторы Счетной палаты. Так или иначе, лицензию Комитету выдали, но когда лотерея заработала, плановых показателей, естественно, достичь не удалось.

В результате, «физкультурникам» пришлось оправдываться. Признать, что с заявкой напортачили, они не могли, сказать, что их лотерея плохая — тоже. Вот и считаю, что тогда потребовалось объяснить причину провала, найти врага. И врагом были объявлены негосударственные лотереи. Логика была проста: чтобы увеличить доходность государственных лотерей, нужно убрать с рынка всех остальных. Дескать, не в те лотереи народ играет.

Чтобы убрать частников с рынка, в ход пошли формулировки о прозрачности лотерейного бизнеса. Например, в письме, которое Минэкономразвития написало господину Шувалову, сказано, что «в Российской Федерации поставлена на поток бесконтрольная выдача разрешений на проведение лотерей».

«СП»: — Разве это не так? 151 лотерея для одной страны — это чересчур, вы не находите?

— Разрешения на все эти лотереи выдавала Федеральная налоговая служба, назвать это «бесконтрольной выдачей» — мягко говоря, неправда. Бесспорно, в работе ФНС были проблемы — разрешения выдавались на лотереи, условия проведения которых не совсем соответствовали закону.

Скажем, была такая лотерея «Доступное жилье». Она относилась к так называемым тиражным лотереям. Это значит, что организаторы продают лотерейные билеты до определенного момента. Допустим, если тираж в субботу, то продажа билетов прекращается в пятницу. И еще момент. Если я напечатал миллион билетов, а к пятнице продал всего 500 тысяч, все непроданные билеты я должен из сети изъять, уничтожить по акту, и розыгрыш проводить только среди проданных билетов

Но что делала лотерея «Доступное жилье»? Тираж они проводили в субботу, а билеты продолжали продавать и в воскресенье, и в понедельник — уже после проведения тиража. И ФНС закрывала на это глаза.

На деле, текущий контроль был слабым местом системы. Разрешения на лотереи выдавались — а потом о них забывали. Да, ежеквартально все лотереи сдавали отчеты в ФНС, в которых указывали, сколько билетов продано, сколько участвовало в розыгрыше, сколько денег ушло на выплаты. Все эту информацию следовало проверять. Но в налоговой службе не было необходимого количества специалистов, и не было денег на расширение штата. В результате проверки поручали чиновникам, которые были заняты другими поручениями — и до серьезных проверок у них просто не доходили руки.

«СП»: — Государственные лотереи контролируются лучше?

— В том-то и фокус, что нет. Скажу больше. Государственные лотереи действуют фактически бесконтрольно. Можно сказать, учредители лотерей контролируют сами себя. Скажем, Минфин — организатор «Олимпийской лотереи», он же автор поправок к закону «О лотереи», которые стали

с 1 февраля новым законом. Получается, ведомство выступает и игроком, и судьей, само пишет правила игры и само подсчитывает ее результаты. И никто его не контролирует.

Должен сказать: правила, по которым действовали государственные и частные лотереи, изначально были неодинаковыми. Но сейчас ситуация по части отсутствия контроля стала вообще уникальной.

«СП»: — Вы указываете в письме, что лотереи, которые действовали по ранее выданным лицензиям, и которых закрыли раньше срока, понесли убытков как минимум на 6 млрд. рублей. Эти деньги — по закону — государство обязано вернуть организатором лотерей из бюджета. Почему Минфин не смущает эта перспектива?

— Потому что платить будет не Минфин, а бюджет. Причем, платить придется не сразу. Пока организаторы лотерей пойдут в суд, пока докажут, что недоразумение имело место, пока истребуют деньги — пройдет ни один год. Когда-нибудь чиновники признают, что совершена ошибка. Но это будет, условно говоря, послезавтра, а сегодня лоббисты идеи госмонополии получат все, что хотели.

Замечу: 6 млрд — это минимальная сумма убытков бюджета, мы рассчитали ее по показателям, взятым из открытых источников. Какая цифра получится в реальности — никто не знает, но явно большая. У нас только лотерея «Бинго-Бум» показала годовой оборот около 8 млрд рублей.

«СП»: — Но этих убытков, вы считаете, можно избежать?

— Конечно. Разрешения на лотереи были получены законным путем, выдавая разрешения, ФНС согласилась с финансовыми планами под эти лотереи. Организаторы и операторы лотерей закупили оборудования, сняли офисы, наняли персонал, взяли кредиты, запустили процесс, полагая, что отработают пять лет (срок действия разрешения).

Почему бы им не дать отработать эти — положенные по закону — пять лет? И просто новых разрешений не выдавать? Такой — цивилизованный — способ введения госмонополии значительно дешевле, с точки зрения потерь бюджета. Сегодня падает курс рубля, социальные программы урезаются, лишних денег у государства нет. Зачем бюджету еще платить штрафы по лотереям?!

«СП»: — Возможно, прибыль от монополизации рынка лотерей существенно перекроет грядущие убытки?

— Сегодня министерство спорта имеет разрешение на пять лотерей, но с трудом проводит только четыре — пятую чиновники никак не могут придумать. Минобороны имеет разрешение на две лотереи, но с трудом проводит одну — «Победу». Плюс разрешение на «Олимпийскую лотерею» имеет Минфин — в поддержку Игр в Сочи. Вот и все государственные лотереи, которые имеются в стране. На мой взгляд, они если и заполнят сегмент рынка, который сегодня закрывают частные лотереи, то очень нескоро.

Сколько заработает бюджет на государственных лотереях — вопрос сложный. Предполагается, что если закрыть частные лотереи, оборот государственных увеличиться, и отчислений в бюджет будет больше. Но вот в чем проблема: реально организаторы гослотерей о наполняемости бюджета думают в последнюю очередь.

Вот как выглядят факты. По закону «О лотереях» 2003 года все лотереи — и государственные, и частные — должны были платить целевые отчисления не менее 10% от выручки. Первая же поправка, внесенная в закон, гласила: данное положение не распространяется на государственные лотереи.

В новом законе, вступившем в силу 1 февраля, правила снова изменились. Целевые отчисления рассчитываются так: берется выручка от лотереи за три месяца, из нее вычитается выплаченный призовой фонд, а из оставшейся суммы 10% идет в целевые отчисления.

Выглядит красиво, но есть тонкость. Что такое выплаченный призовой фонд? По закону, организатор лотереи выплачивает призы в течение 6 месяцев по текущим тиражам, и три года по тиражам, которые были проведены раньше, даже по тем лотереям, на которые кончилось разрешение.

В результате выходит так: по факту у меня выручка за три месяца — условно — миллион рублей, а призовой фонд я выплатил (с учетом прежних лотерей) на 1,2 миллиона. Что в этом случае получает бюджет? Правильно — дырку от бублика. Другими словами, популистская идея — пополнить бюджет с помощью госмонополии на лотереи — оказывается фикцией.

Мы предлагали Минфину поступить иначе — вернуться к нормам закона 2003 года: 10% от выручки всех лотерей — и государственных, и негосударственных — направлять в бюджет. Вот такая мера действительно могла бы пополнить казну. Емкость рынка лотерей — 20 миллиардов рублей в год, десятая часть — 2 млрд. рублей — могла бы оказаться в бюджете. Но Министерство финансов такое предложение категорически не устроило.

«СП»: — Но в пользу введения госмонополии приводился и другой аргумент. Минфин уверяет, что негосударственные лотереи используются для прикрытия незаконных форм игорного бизнеса. Разве это не так?

— Сегодня, по моему глубокому убеждению, незаконные формы игорного бизнеса прикрывают как раз государственные лотереи, и самый большой в России игорный автомат называется гослотерея «Победа».

Призовой фонд этой лотереи — 90%, и это важнейший признак игрового автомата. При этом отчисления лотереи в бюджет мизерные — 0,1% от выручки. По всей стране эта замечательная лотерея открыла так называемые магазины по продаже лотерейных билетов. Зайдите туда — и вы обнаружите зал игровых автоматов, в котором продаются так называемые электронные билеты бестиражной лотереи.

Бумажные билеты тиражных лотерей печатают в типографиях, и они имеют полиграфическую защиту на уровне ценной бумаги. А электронный билет — картинка на экране компьютера. Раньше этот компьютер открыто назывался игровым автоматом, а сейчас — автоматом по продаже электронных билетов бестиражной лотереи.

Понимаете, в чем отличие тиражной лотереи от игрового автомата? Вы покупаете билет тиражной лотереи — допустим — в понедельник, а тираж в субботу. В субботу вы посмотрели тираж — и ничего не выиграли. Но следующий тираж только через неделю, и у вас есть время, чтобы понять: надо покупать еще 10 билетов, или следует остановиться. Дискретность процесса исключает формирование игровой зависимости.

А что такое игровой автомат, зачем нужен призовой фонд в 90%? Вы бросили рубль, дернули рычаг — и выиграли 50 копеек. Еще рубль — и снова выиграли 50 копеек — правда, рубль уже проиграли. Призовой фонд 90% - это обязательный элемент игрового автомата, иначе вы уйдете. Вы должны дергать ручку, и у вас должно формироваться убеждение, что вы выигрываете — именно так формируется игровая зависимость.

Поэтому если бестиражная лотерея, которая проводится на терминале, имеет призовой фонд более 70% - это, я вас уверяю, игровой автомат. Просто в данном случае, его устроили не какие-то частники и жулики, а государственная лотерея, с вполне государственным названием — «Победа». Или лотерея «Спортлото», которую организует Минфин — цитадель наших финансов. Бестиражная лотерея размещена у них на сайте -это тоже игровой автомат с электронными билетами.

«СП»: — Кому это выгодно?

— Я бы не хотел называть конкретные фамилии. Скажем так, это некоторые высшие чиновники, плюс отдельные ведомства.

«СП»: — Сколько заработают бенифициары нового закона, прежде чем ему дадут задний ход?

— Скажу одно: игровые автоматы доходнее тиражных лотерей в сотни раз. Прежде чем государство признает ошибку, пройдет не менее трех лет. За эти три года гослотереи могут принести десятки миллиардов рублей прибыли. Вопрос — кому?..

Фото: РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня