Охотское море стало полностью принадлежать России. Соответствующее решение несколько дней назад приняла Комиссия ООН по границам континентального шельфа. В результате площадь нашей страны выросла на 52 тысячи квадратных километров. Может быть, и не очень много, но эта акватория очень богата промысловыми видами рыб, а дно участка, по предварительным данным, содержит около миллиарда тонн нефти и газа. Кроме того, эксперты указывают, что это решение является поворотным моментом для ставшего вполне реальным международного признания тянущегося до Северного полюса Хребта Ломоносова в Арктике. Это означает, что северные границы России вернутся к очертаниям времен Советского Союза: тогда от Кольского полуострова линия государственной границы шла к Северному полюсу, а от него — к Берингову проливу. Между тем, еще несколько лет назад западные политики в один голос утверждали, что никогда не согласятся на это.
Утратила свои права на Арктику Россия по своей воле, бездумно согласившись подписать в 1994 году Морскую конвенцию ООН, которая говорит о том, что национальные границы должны отстоять на расстоянии 12 морских миль от конечной точки берега. Это правило, конечно, распространяется и на принадлежащие России острова в Северном Ледовитом океане. Кроме того, принимаются во внимание шельфы, по сути, затопленные участки суши, соединяющиеся с чьей-то национальной территорией, поскольку они считаются ее продолжением.
Так, в Охотском море ученые должны были доказать, что присоединенный в центре водоема анклав в качестве дна имеет материковый шельф, идущий от российского берега. Эту работу в акватории летом прошлого года провели гидрографы судна «Вице-адмирал Воронцов» Тихоокеанского флота под управлением капитана Виктора Шайца. Экспедицию возглавлял капитан 2 ранга Владимир Щерба. Впоследствии материалы были обработаны в Санкт-Петербурге сотрудниками Государственного научно-исследовательского навигационно-гидрографического института. Результаты научной работы 11 марта этого года были официально признаны комиссией ООН.
Но надо сразу отметить, что это победа, возможно, в большей степени является заслугой дипломатов, нежели ученых, — уж очень упрямо представители ведущих западных стран в ООН стараются не замечать научных доказательств, которые им не выгодны. Так, по богатейшим шельфам в Арктике на Хребте Ломоносова наши ученые уже неоднократно представляли международному сообществу добытые учеными, в том числе московского Института океанографии имени Ширшова, доказательства его принадлежности российскому участку азиатского континента. Тем не менее, пока Хребет не хотят признавать российской территорией.
Как пояснили «СП» в Институте океанографии им. Ширшова, с экономической точки зрения привлекательны именно шельфы. Они имеют относительно небольшие глубины, как правило, несколько сотен метров. Между тем, солнечный свет не проникает глубоко в морскую воду, поэтому фотосинтез возможен лишь на глубине нескольких десятков метров от поверхности. Львиная доля растений на морском дне находится на глубине менее двадцати — тридцати метров. А подавляющая масса морских животных и рыб, в конечном итоге привязанная пищевой цепочкой к растениям, сосредоточена на глубине менее 200 метров. Это как раз шельфовые условия, где сосредотачиваются и теплая вода, и солнечный свет — почти все биоресурсы находятся здесь.
Но за многие миллионы лет отмершие организмы животных, рыб и растений зачастую образовывают на шельфах донные отложения толщиной также в сотни метров. Подобные отложения, совершенные сотни миллионов лет назад, в естественных условиях успели преобразоваться в органическое сырье, углеводороды, также сосредоточенное на дне древних шельфов. Теперь исключительные права на их освоение принадлежат России, хотя еще совсем недавно и энергозависимая Япония претендовала на эти богатства.
— Это очень хорошая новость и для наших рыбаков, и для нефтедобытчиков. С включением акватории под российскую юрисдикцию мы получили законное право защищать ее биоресурсы от браконьеров, охранять экологию Охотского моря от произвольного зарубежного вмешательства, чужой экономической деятельности. И, кроме того, мы теперь, наконец-то, получили право проводить глубокую геологоразведку морского дна, — отмечает начальник аналитического управления Фонда «Национальная энергетическая безопасность» Александр Пасечкин.
— До сих пор мы не могли проводить здесь бурение и использовать другие методы разведки, поэтому дно изучено достаточно мало, и любые оценки достаточно поверхностны. Однако данные эхолокации и других методов позволяют оценивать, что до половины дна присоединенного участка является природным нефтехранилищем. Более детальных оценок пока не существует. Но я думаю, что и цифра в несколько миллиардов тонн нефти и газа может быть адекватной оценкой.
Это позволяет прогнозировать очень серьезные возможности освоения, развивать территорию Дальнего Востока. Дальневосточный энергетический вектор будет только укрепляться. Здесь уже работает высокотехнологичная инфраструктура на Сахалине, к которой очень удобно можно подключить месторождения Охотского моря. Это позволит удовлетворять растущий спрос стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь, Японии, Китая и всего Корейского полуострова. Нами получена мощная ресурсная точка роста энергетического блока на Дальнем Востоке.
— Сделан первый шаг в битве за Арктику. И он показывает, что есть очень хорошие шансы, что наша заявка на признание российских прав на шельфы до Северного полюса будет принята. Прецедент нашими дипломатами теперь уже создан, — комментирует гендиректор Институт национальной энергетики Сергей Правосудов.
«СП»: — После водружения российского флага на дне в точке Северного полюса в августе 2008 года я разговаривал с министром иностранных дел Норвегии и с экс-министром финансов Соединенных Штатов Америки. Они мне дали ясно понять, что вне зависимости от количества наших научных таблиц и выкладок, советские акватории в Арктике при голосовании в ООН они не отдадут точно.
— Времена меняются. Россия является самой большой в мире страной с проходящими в арктических водах государственными границами, и игнорировать нашу позицию никто не сможет. И потом, наша дипломатия взяла на вооружение другую тактику. «Роснефть» приглашает к сотрудничеству государственную норвежскую Statoil, уже заключен договор о проведении совместных геологоразведочных работ на нашем шельфе. Далее. В ООН сегодня имеют большой вес голоса таких стран как Китай, Индия — это наши потенциальные потребители. У них есть полное понимание, что Америка или Норвегия не предложат таких выгодных условий в виде совместного партнерства, как Россия, а сами влезть они в этот регион не смогут, у них нет для этого и лоббистских ресурсов. То же самое относится к Вьетнаму и Японии.
«СП»: — При этом почти все перечисленные вами страны имеют свои мощные программы освоения Арктики, в первую очередь ее нефтяных запасов. Китай входит в Арктический совет.
— В Арктическом совете они могут лишь принимать информацию к сведению, выражать свою позицию. Но в конечном итоге все будет решаться тем, что у них нет своих территориальных участков в регионе, их госграница в Арктику не выходит. Иначе надо признать права всех государств мира на какой-то мелкий клочок в океане. И объявлять, что Северный Ледовитый океан является всеобщим экономическим достоянием человечества.
Но такой вариант не пройдет. Иными словами, абсолютно все решения по распределению нефтеносных участков будут решаться на основе наличия национальной территории в Арктике. И решение по Охотскому морю очень важно для дипломатов, потому что оно крепче привязывает к нам возможных крупных потребителей, делает их более зависимыми и заинтересованными именно в наших поставках, и голос этих стран будет звучать в Комиссии ООН по морским шельфам при голосовании вопросов по арктическим проблемам. Но при этом, конечно, надо подготовить и более обоснованную научно заявку по Хребту Ломоносова.
В случае с Охотским морем сыграли фактор и качественная с научной точки зрения заявка, и географический фактор близости к нашей территории, и усилия дипломатов. С точки зрения геологии, там еще стоит поработать. Но даже условно оцениваемые в миллиард тонн запасы углеводородов означают многие десятилетия бесперебойных поставок крупнейшим экономикам Азиатско-Тихоокеанского региона. Традиционно крупный покупатель Япония, быстро растущий потребитель Китай, и реально готовая взорвать спрос Индия означают быстрое увеличение потребления в ближайшие десятилетия. При этом нет ни одного прогноза о том, что спрос здесь не будет расти. Традиционно работавшие на этом направлении месторождения истощаются, так что никакого спада цен в этом регионе не ожидается. Это очень убедительная крупная победа России на международной арене. И, что очень важно, она не тянет за собой для нас никаких отрицательных последствий или санкций.
Фото: Сергей Красноухов/РИА Новости, mil.ru