Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

В ожидании шока

Власти впервые заговорили о критическом снижении темпов роста экономики России

10387

Если Запад введет более серьезные санкции из-за ситуации вокруг Украины, развитие российской экономики может пойти по «шоковому» сценарию. Об этом сообщил во вторник, 8 апреля, замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач. Отток капитала из России в 2014 году в этом случае составит $150 млрд, а в экономике начнется спад.

«При определенных условиях это может быть отрицательный рост ВВП, но многое зависит от того, как снизится курс рубля и как экономика к этому адаптируется», — заявил господин Клепач.

В ближайшее время Минэкономразвития представит «шоковый» сценарий правительству. Кроме того, ведомство скорректировало базовый сценарий — наиболее вероятный — в сторону понижения. Прогноз по росту ВВП понижен с 2,5 до 1,1%, по инфляции — повышен с 4,8 до 6%. По расчетам МЭР, инфляция достигнет пика — 7,5% - в июне, а потом начнет замедляться. Базовый прогноз оттока капитала в 2014 году — $100 млрд.

Далеко не факт, что российская экономика действительно уйдет в минус. Например, эксперты Международного валютного фонда, хотя и понизили в минувший вторник прогноз по росту ВВП России на 2014 год, все же ожидает роста на 1,3% (предыдущий прогноз — 1,9%).

В Минэкономразвития поясняют, что «шоковый» прогноз нужен правительству для маркировки красных линий в экономике, и как стимул к поиску источников роста. Тем не менее, вероятность спада имеется, и зависит напрямую от обострения ситуации между Россией и Западом.

Как сильно на практике просядет российская экономика, и какие риски это несет РФ?

— Скорее всего, реальный рост экономики составит от 0% до 1%, — уверен ведущий научный сотрудник экономического факультета МГУ Андрей Колганов. — В 2014 году, вне зависимости от политических событий, движение «горячих» денег будет разнонаправленным: часть капитала будет уходить из России, в силу высоких рисков, а другая, наоборот, притекать в надежде на повышенную прибыль. Но, безусловно, отток будет сильнее.

Если Запад пойдет на жесткие санкции — в чем я не уверен — это действительно может иметь для нас серьезные последствия. Жесткие санкции — это введения запрета на ряд торговых операций, которые являются критическими для России.

Например, многие комплектующие для производства электроники, в том числе военной, мы получаем исключительно из-за рубежа. Большую часть промышленного оборудования мы тоже закупаем на Западе — более 80% станков. Если санкции ужесточат, многие инвестиционные проекты, которые осуществляются в России, будут неизбежно заморожены. Все это, конечно, отрицательно скажется на нашем экономическом росте.

Надо понимать: Запад может себе позволить жесткие санкции против России. Допустим, США понесут на этом 20 млрд долларов убытков, а Россия — 10 млрд. Но для нас потеря 10 млрд долларов куда более ощутима, чем для американцев — 20 млрд, просто из-за разницы в размерах экономик. Выдержать жесткие санкции России будет тяжеловато.

«СП»: — Как скажется замедление темпов роста на населении?

— Поскольку в этом случае сократится приток средств в бюджет, правительству придется частично замораживать социальные выплаты, или даже вообще их сокращать. Плюс, произойдет удорожание импортных товаров, которые занимают на российском рынке от 40 до 60%. Наконец, наверняка такая экономическая ситуация приведет к ослаблению рубля, и это обернется дополнительным ростом цен на импортные товары.

«СП»: — Как смягчить негативные последствия спада?

— Нужно снижать административные барьеры и уровень коррупции, упрощать систему налогообложения, вводить более жесткое налоговое администрирование при сокращении налоговой нагрузки — с этими позициями согласны и либералы, и государственники. Требуется, кроме того, повысить доступность кредитов. На этот пункт взгляды различаются: либералы считают, что нужна жесткая кредитная политика, а сторонники активного государственного вмешательства в экономику выступают, наоборот, за ее смягчение. Тем не менее, лично я сомневаюсь, что государство в его нынешнем виде способно пойти на перечисленные шаги…

— Базовый прогноз Минэкономразвития достаточно реалистичный, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — В действительности сценарная «вилка» роста ВВП — от 0,5 до 1,1%. Критический параметр для роста российской экономики — отток капитала, но не только. Сценарии развития экономики, с точки зрения разных ведомств, отличаются существенными изменениями экономической политики.

Главное, на чем настаивает Минэкономразвития — смягчение бюджетного правила. Смысл такой корректировки — в усиление государственных инвестиций. В 2013 году они серьезно провалились: по итогам IV квартала 2013 года частные инвестиции в России снизились на 8%, а государственные рухнули на 20% - в основном, из-за сворачивания инфраструктурных программ естественных монополий, в первую очередь «Газпрома» (газовый монополист сократил свою инвестпрограмму на 38%).

А как раз на сегодняшний день главная проблема для российской экономики — затянувшаяся инвестиционная пауза. Нет и спроса на кредиты, в результате начинает проседать и банковский сектор. Все это тревожные симптомы, и Минэкономразвития считает, что критически важная задача для РФ на 2014 год — оживление госинвестиций. А для этого нужно поменять бюджетное правило, и сделать его более мягким.

Такое видение ситуации, конечно, имеет право на существование. Однако, на мой взгляд (в этом я согласен с Минфином и Центробанком), смягчение бюджетного правила — довольно рискованный шаг. Бюджетное правило — это, по сути, единственная наша подушка безопасности. В конце года нам придется неизбежно немало потратить на балансировку бюджета, и если сейчас потратить деньги на государственные инвестпроеты, возникнет достаточно жесткая ситуация.

Минэкономразвития, в обоснование своих предложений, уверяет, что для нас некритично повысить дефицит бюджета до 1−2%. Но Минфин полагает, что это крайне рискованный маневр. Если мы сейчас будет закачивать в экономику государственные доходы, то получим неизбежный рост инфляции — до 6−7% в год. Это явно не улучшит и без того неважный инвестиционный климат. Кроме того, оборотная сторона медали — дальнейшее ослабление курса рубля.

В любом случае, прогнозы Минэкономразвития будут рассматриваться правительством не сами по себе, а как основа для будущей корректировки бюджета трехлетки на 2015−2017 годы. По сути, меры, которые предлагает Минэкономразвития, связаны с риском сползания в стагнацию или даже в рецессию. С другой стороны, если рецессия неизбежна, имеет смысл пройти ее как можно раньше…

— Думаю, Западу более жесткие санкции в отношении России уже не нужны, — отмечает финансовый омбудсмен России, депутат Госдумы РФ пяти созывов, доктор экономических наук Павел Медведев. — Но и без дополнительных санкций потенциальные инвесторы не хотят иметь дела с РФ. Это значит, что инвестиций не будет, а прибыль, которая худо-бедно генерируется в нашей экономике, будет уходить за границу.

Скорее всего, отток капитала в 2014 году будет заметно больше предусмотренных базовым сценарием $100 млрд. Маловероятно, на мой взгляд, что в текущем году будет и рост ВВП. Надеюсь только, что спад получится небольшим.

Очевидно, что у населения на этом фоне уменьшатся доходы. Они уже сокращаются, причем, наиболее заметно у небогатых граждан. Этот процесс идет уже довольно давно — по моим оценкам, год-полтора. Граждане два-три года назад активно брали кредиты в расчете на то, что их доходы будут расти, как росли с 2007 по 2011 год. Но сейчас этот тренд прервался, и ситуация довольно быстро ухудшается. В 2014 году, всего вероятнее, доходы населения упадут еще сильнее…

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня