Украине и ее населению грозят колоссальные потери земель и собственности в процессе готовящейся реституции — возвращения изъятой в 1917 и 1939 (Западная Украина) годах собственности потомкам прежних владельцев.
Вопрос о проведении реституции перед властями постсоветской Украины нередко поднимали Польша, Румыния и Венгрия, однако до сих пор официальный Киев обходил эту тему молчанием. Однако подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом предусматривает постепенное приведение законодательства «незалежной» в полное соответствие с нормами ЕС, для которых реституция обязательна и не может обсуждаться.
— Отныне Украина должна осознать постсоветский характер своей жизни и реалии жизни «в единой европейской семье», — отмечает заместитель генерального директора Института международной интеграции Олег Бондаренко. — Украинцы надеялись, что вступление в Евросоюз сделает их жизнь сытнее. Однако теперь Польша намерена напомнить им о Волыни и городе Лемберге, Румыния — о Черновцах и Бессарабии. Вполне закономерно, что боровшиеся за жизнь по европейским правилам жители «незалежной» теперь в полной мере испытают эти проблемы, старые споры с соседями из Евросоюза.
Поляки уже говорили, что после 1939 года только у имеющих документы 7244 польских крестьян-землевладельцев было конфисковано 133146 гектаров земли. Всего после второй мировой войны только в официальном порядке из Украины было выселено более 800 тысяч поляков. По приблизительным оценкам, примерно десятая их часть готова подтвердить свои права на собственность на земли Галичины. Вся старая часть Львова (до 1918 года Лемберг) принадлежала полякам. Впрочем, тогда и сам город, и его окрестности входили в состав Австро-Венгерской империи… О чем сами австрийцы до сих пор прекрасно помнят, с немецкой педантичностью храня все старые записи о собственниках и их владениях.
Большинство населенных пунктов на Волыни основали евреи. В городах Ровно, Львов, Луцк и других еврейское влияние в экономике и культуре было очень сильным. Иосиф Зисельс, председатель Ассоциации еврейских организаций и общин Украины, уже заявил, что существует список из 2500 относительно сохранившихся зданий, принадлежавших до экспроприации евреям. Примерно 800 строений из этого перечня — бывшие синагоги. Все они будут подлежать возвращению их прежним владельцам или их наследникам при объявлении на Украине общей реституции.
Практически на всей территории Украины и даже Новороссии имеются земельные участки и недвижимость, подлежащие возвращению прежним владельцам: румынам, венграм, словакам, болгарам. Не исключая и Киева. Даже на национальные святыни — Киево-Печерскую Лавру, Софию Киевскую и Золотые ворота — уже неоднократно поступали требования о возвращении со стороны потомков князя Рюрика. Представители дворянской литовской знати также ранее располагали обширными владениями на Украине.
Одним из крупнейших феодалов до прихода на украинскую землю советской власти была Украинская греко-католическая церковь, которая в рамках реституции имеет право потребовать возврата колоссальных земельных угодий. Многие помещичьи сынки, а также представители мощной еврейской общины были вынуждены эмигрировать в Северную Америку и Западную Европу, откуда их потомки сегодня готовы выставить свои счета… Ведь ничьей земли или домов до прихода большевиков на Украине не было — значит, все и возвращать придется! Ведь в частной собственности были не только дома и земли, но месторождения, фабрики и даже церкви…
А те владельцы, собственность которых была утрачена после насильственного изъятия, получат право требовать денежную компенсацию. Так, после объединения Германии владельцы утраченной на территории ГДР собственности получили миллиарды марок в качестве такой компенсации.
Больнее всего реституция коснется не Новороссии, масштабное строительство предприятий, шахт, верфей и жилья на территории которой велось в советское время, а именно Западной Украины. Ведь до 1939 года Волынская, Ровенская, Львовская и Ивано-Франковская области были частью Польши. По некоторым оценкам, Украине придется лишиться около трети своих пахотных земель.
— В 1990 годы мы видели два способа проведения реституции на территории Восточной Европы, напоминает директор Института проблем глобализации (ИПРОГ) Михаил Делягин. — Так, в Прибалтике, выселяя граждан из квартир, в которых они прожили всю жизнь, власти предоставляли им, как правило, взамен какое-либо другое жилье либо переводили их в разряд арендаторов на той же жилплощади. И был опыт реституции в Чехии, где президент Вацлав Гавел оперативно распорядился выставить около 20 тысяч семей попросту на улицу. У меня есть смутные подозрения, что на Украине изъятие собственности в интересах прежних владельцев пойдет по чешскому сценарию.
Результаты реституции в Прибалтике вы можете оценить, гуляя по Старой Риге. Местами бывший столь живописным центр столицы Латвии представляет сегодня собой самые настоящие руины. Два десятка лет назад целые дома возвращали прежним владельцам, но многие из них уже слишком бедны, чтобы надлежащим образом ухаживать за свалившейся на их голову собственностью. Без денежных вложений и ухода вполне пригодные дома сначала пришли в негодность, а потом стали обрушаться. Сегодня это уже настоящие руины, как после бомбардировки.
До вхождения в состав СССР в 1939—1940 годах земель Западной Украины там была частная собственность на землю. С тех пор города расселялись вширь, и теперь на бывших пахотных наделах гнездятся современные городские постройки, дома, заводы, магазины, объекты инфраструктуры. Теперь будет длительная ожесточенная борьба за возвращение этих земель прежним владельцам…
И придется вспомнить, что резня на Волыни возникла не на пустом месте. Там существовал такой же апартеид, как и в Южной Африке. В скверах были отдельные скамейки для поляков и для украинцев. Это естественно для людей, которые хотят быть рабами. Причем, не рабами тех, кто развивал их страну, а тех, кто их уничтожал. Это особый вид мазохизма, и это будет достойный этап истории Западной Украины. Очень многие из ее жителей на своем жизненном опыте поймут всю экономическую неэффективность нацизма, под лозунгами которого они выходили на Майдан, ради которого уже который месяц продолжают убивать мирное население на Юго-Востоке.
Повсеместное изъятие собственности у граждан в старом фонде прокатится и по Закарпатью, виды на которое имеет Венгрия. Возврату могут подлежать целые усадьбы времен Австрийской империи. Часть Одесской области занимает Южная Бессарабия, которую до 1940 года населяли румыны и молдаване.
«СП»: — Могут ли такие масштабные изъятия обрушить экономику всей Украины?
— Реституция будет проводиться не разом, не за один день. Это длительный процесс изгнания сегодняшних жителей из их домов, с их земель. Это процесс, растянутый на годы. Сложно сразу оценить стоимость потерь, но очевидно, что они намного меньше, чем уже несомые Украиной потери в ходе гражданской войны, когда в каменный век вбиваются бомбами целые современные процветавшие недавно города.
Фото ИТАР-ТАСС/ Максим Никитин