Экономика

Денежный насос на Запад

Больше всего капиталов за рубеж вывезли российское правительство и Центробанк

  
17100
Денежный насос на Запад

В России вовсю работает «денежный насос», который обескровливает экономику. Отток капитала в 2014 году может достигнуть 100 млрд долларов, сообщил в четверг, 10 июля замминистра экономического развития Андрей Клепач. И это еще не предел, потому что до конца года далеко, а прогноз по оттоку капитала корректируется в Минэкономразвития каждый месяц. Стоит вспомнить, что на начало года он составлял всего 10,5 млрд долларов за весь год, то есть уже вырос почти в десять раз.

По данным Центробанка, чистый вывоз капитала из России частным сектором в первом полугодии увеличился до 74,6 млрд долларов, с 33,7 млрд за аналогичный период прошлого года. Таким образом, отток капитала в январе-июне подскочил в 2,2 раза. Рабочий прогноз Центробанка по оттоку капитала в нынешнем году чуть меньше — он составляет около 90 млрд долларов. При этом в прошедшем году из России утекло капиталов на сумму всего около 60 млрд долларов.

О том, что теряет Россия, «отпуская» такие деньги на Запад, и как можно остановить этот поток, «СП» рассказал экономист Владислав Жуковский.

— Только за период с января 2008-го по апрель 2014 года, российскими компаниями и банками за рубеж было вывезено свыше 471,8 млрд долларов или 15,5 трлн в рублевом эквиваленте, что превышает размер международных резервов России, и эквивалентно 110% расходной части федерального бюджета и почти 23% ВВП России. Этих денег вполне хватило бы, чтобы в два раза увеличить объем инвестиций в основной капитал, тем самым обеспечив жизненно необходимые российской экономике техническое перевооружение, обновление производственных мощностей, модернизацию базовой технологической инфраструктуры и переход от трудоемкого к капиталоемкому способу производства. Что, как следствие, обеспечило бы повышение производительности труда и новую индустриализацию российской экономики, о которой так любит говорить правительство.

«СП»: — Насколько можно понять, правительство собирается проводить эту индустриализацию на иностранные инвестиции. Запад нам поможет?

— Правительство продолжает зазывать в Россию иностранных инвесторов в ситуации, когда российские инвесторы спешно покидают Россию и вывозят свои капиталы в офшорные юрисдикции и фешенебельные страны. Даже риск перехода к третьему и четвертому списку санкций против России со стороны стран Запада, и вероятное введение полноценных внешнеторговых, инвестиционных, финансовых, валютных и отраслевых ограничений для российского капитала не повлияли на поведение российских финансовых и нефинансовых организаций. Только по итогам первого квартала, чистый вывоз капитала из России со стороны частного сектора составил 50,6 млрд долларов, а с учетом операций валютного свопа (обмена рублей на валюту) ЦБ с коммерческими банками и вовсе превысил планку в 63,7 млрд долларов — это худший результат за последние пять лет. К примеру, даже в кризисном 2009-ом, отток капитала был всего 57,5 млрд долларов за год.

«СП»: — Как подсчитал Росстат, в первом полугодии размер иностранных инвестиций упал уже в два раза. Будет ли он и дальше падать?

— Скорее всего, да. Кроме того, необходимо понимать, что эти пресловутые иностранные инвестиции являются таковыми лишь на словах и в отчетах Росстата. На деле они не являются ни иностранными, ни даже инвестициями. Потому что 67−75% поступающего в Россию капитала приходит из офшорных юрисдикций, и зачастую является деньгами российских коммерческих структур, предварительно вывезенными в «налоговые гавани», легализованными, «отмытыми», сменившими прописку и вернувшимися в Россию под видом «иностранных инвестиций». К тому же, большую часть притока капитала составляют займы по евробондам, которые выпускают российские банки и компании за рубежом.

«СП»: — А куда идут эти, так называемые иностранные инвестиции в российской экономике?

— Свыше 65% формально иностранных инвестиций направляются на рефинансирование ранее взятых займов, и лишь 5−6% идут на инвестиции в основной капитал российских компаний. Но при этом до 90% инвестиций направляются в наиболее высокорентабельные и сравнительно низко рискованные секторы экономики со стабильным финансовым потоком, которые никак не связаны ни с инновациями, ни с модернизацией, ни с преодолением сырьевой зависимости, ни с развитием научно-технического потенциала. Речь идет о добыче сырья, нефтехимии, нефтепереработке, оптово-розничной торговле, рынке недвижимости и естественных монополиях. Кроме того, даже в структуре прямых инвестиций до половины капитала приходится на внутрифирменные кредиты и займы, зачастую используемые для ухода от налогов и скрытого вывоза капитала за рубеж в «налоговые гавани». И еще и порядка 40% всех западных инвестиций финансируются за счет реинвестирования полученных иностранными инвесторами-кредиторами на территории России доходов. Поэтому в большинстве случаев, ни о каком поступлении «свежих» финансовых ресурсов в Россию и речи не идет. В «замкнутом контуре» двигаются российские капиталы, а прибыль вывозится за рубеж в виде процентов, дивидендов, арендных и рентных платежей.

«СП»: — Кстати, правительство и Центробанк ведь тоже вывозят капитала за рубеж, вкладывая деньги резервных фондов и золотовалютных резервов в зарубежные бумаги и валюты?

— Конечно. К примеру, за период 2000—2013 годов вывоз капитала за рубеж со стороны частного сектора (компаний и банков) составил внушительные 354,9 млрд долларов, однако государство внесло гораздо более значимый вклад: вывоз капитала органами государственной власти в лице Минфина и ЦБ превысил планку в 446,8 млрд долларов. Именно правительство и ЦБ стали основными виновниками оттока капиталов. Накопление «подушки безопасности» в виде Резервного фонда и ФНБ обернулось острым дефицитом инвестиций, и превращением России в чистого донора мировой экономики и поставщика инвестиционных ресурсов на внешние рынки.

Всего же, за период с начала «нулевых» частный сектор и государство вывели из экономики страны свыше 801,7 млрд долларов. Которые все эти годы работают на финансирование научно-технического прогресса и модернизации за рубежом, а не в экономике России. Речь идет о колоссальной сумме средств, эквивалентной 39−40% ВВП России в ценах 2013 года, вывезенной за пределы российской экономики и финансовой системы за последние неполные пятнадцать лет.

«СП»: — Какую долю оттока капиталов составляет незаконный вывоз криминальных денег?

— По оценкам Центрального Банка, по итогам первых четырех месяцев года, частным сектором было вывезено свыше 8,4 млрд долларов, из этой суммы свыше 6,3 млрд приходится на откровенно незаконный вывоз криминальных активов и прибылей, а 2,1 млрд — на вывоз капитала в рамках сомнительных внешнеэкономических операций. Только за период с кризисного 2008-го по апрель 2014 года, по официальным оценкам ЦБ, финансовыми и нефинансовыми организациями с нарушением действующего валютного, бюджетного, таможенного, финансового и прочего законодательств, за рубеж было вывезено свыше 254 млрд долларов, что эквивалентно 8,35 трлн рублей, или 12,3% ВВП России. А за последние пятнадцать лет, из России незаконным образом утекло свыше 446,8 млрд долларов — целый годовой бюджет страны в прошлом году.

Помнится, еще в позапрошлом году экс-председатель ЦБ Сергей Игнатьев оценивал масштабы незаконного вывоза капитала из России в размере 50 млрд долларов в год. Однако, с учетом фиктивных внешнеэкономических операций (с занижением импортных и завышением экспортных цен на товары и услуги, кредитованием аффилированных лиц и так далее), не попадающих в поле зрения ЦБ, ежегодно из России посредством «теневого сектора» утекает не менее 95−110 млрд долларов.

«СП»: — Как же остановить это «денежный насос»?

— В первую очередь нужно возродить валютное регулирование и контроль, которые были отменены в 2008 году, и перекрыть каналы незаконного и полузаконного вывоза капитала из России. Без контроля трансграничного перемещения капитала со стороны государства, отказа от необдуманной либерализации и ужесточения надзора за внешнеэкономическими операциями, Россия продолжит за счет вывоза капитала нести ежегодные потери в размере 30−60% федерального бюджета, и 5−10% ВВП.

Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Матыцин

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня