Василий Колташов: — Гость «Открытой студии» — Владимир Павлович Полеванов, доктор геолого-минералогических наук, академик РАЭН.
Несколько парадоксально ваше мнение, что нас ждет глобальное похолодание. Оно идет вразрез с общепринятым о всеобщем потеплении, таянии ледников…
Владимир Полеванов.: — Считаю, что мы закономерно вкатывается в пятый ледниковый период, которых за последний миллион лет было четыре. Почему говорю с такой уверенностью? Проведены были совершенно уникальные исследования, когда в Гренландии и Антарктиде пробурили более 10 скважин, по которым изучили ледовой покров до коренных пород. Кстати, в канун празднования 50-летия Великой Октябрьской Революции, в 67-ом году, американцы подарили нам воду 1917 года. Вот такой вот подарок. Они пробурили скважину, рассчитав, какой пласт льда образовался в 1917 году, растопили его и воду подарили Брежневу. Практически этот лед образовывался 700 тысяч лет. Исследования, которые велись в лучших лабораториях мира, выявили чередование ледниковых периодов по углероду, по пыли, изменениям температурного режима
В.К.: — Чем это нам грозит?
В.П.: — Нам это грозит похолоданием. У меня есть карта сравнения температурного режима за 13 лет. Так, за эти годы в Канаде и Соединенных Штатах температура упала на 6−7 градусов. Здесь же располагался Лаврентийский ледник, который растаял 13 тысяч лет назад. По сути, сейчас в Штатах он вновь начал образовываться. Это долгий процесс, который будет длиться пару-тройку тысяч лет. Но для геологии это — ничего, а для человеческой жизни — это много. Уже сейчас этот процесс влияет на все стороны жизнедеятельности человечества. Специалисты стран «семерки» собирались в Лондоне, были выделены значительные деньги на изучение потенциального похолодания. Я просчитал, только одной Европе, чтобы ликвидировать, нивелировать последствия похолодания, нужно более 15 трлн. долларов дополнительных ассигнований. Россия же на ближайшее время попадает в льготные совершенно условия. Если температура в Штатах резко упала, то у нас она повысилась. В Сибири она повысилась до 10 градусов.
В.К.: — А не подведут ли нас какие-нибудь геологические изменения? Что происходит с Землей? Климат меняется, а с Землей что?
В.П.: — Мы сейчас вступили в совершенно новую ситуацию, которую профессор Ларин предсказал около 40 лет назад. В 1985 году он защитил докторскую диссертацию, в которой доказал, что Земля на 80% состоит из водорода, а 200−300 лет назад началась активная дегазация водорода. Перистые облака, он обратил вначале на это внимание, - это ведь облака на высоте 20−30 км. Откуда они взялись? Дегазирующий водород соединяется там с кислородом, дает воду, которая мгновенно замерзает, и вот кристаллики льда, возникают перистые облака. Он сделал десятки тысяч замеров: вся русская платформа, в географическом понятии, практически начинает раскалываться по африканскому принципу.
В.К.: — Что происходит?
В.П.: — Начал активно выходить воздух и водород. Просачиваясь через пашню, он уничтожает гумус молниеносно. Так, в Курганской области за последние 20 лет уничтожено 30% пашни. То же в Липецкой я области. Но самое страшное — это взрывы. В прошлом году был взрыв в районе Ямала, образовалась огромная ямальская воронка: эквивалент в 30 тонн тротила. В 91 году произошел взрыв, практически чудо спасло районный центр Сасово. Во-первых, ночью, а во-вторых, он был в 300 метрах от нефтехранилища. 40-тысячный город был бы сожжен, если бы взрыв произошел под нефтехранилищем. Я полагаю, что взрыв на 4 энергоблоке Чернобыльской АЭС это никакой не человеческий фактор. Не было ядерной реакции, иначе бы там температура была бы тысячи градусов, и все было бы оплавлено. В Чернобыле взрыв водорода произошел под станцией. Причем ситуация и в Сасово и в Чернобыле одна и та же: подземный гул, электрические явления всякие, шары, молнии, поскольку напряжение это пьезоэлектричество возникает, и начинает летать шаровые молнии. И там, и там зафиксированы землетрясения. Сегодня трем нашим атомным электростанциям угрожает эта ситуация. Водород в районе Калининской атомной станции активно дегазирует. Процессы карстования и водорода, подъема водорода идут в районе Курской атомной станции и Нововоронежской. Во всех этих станциях необходимо а) провести мониторинг и б) в обязательном порядке не дать водороду скапливаться. Полагаю, что нужно бурить просто скважины, водородовыводы, чтобы он под этими упорами не скапливался. В ближайшее время начнутся мониторинговые работы на наших АЭС. Понимаете, мы имеем дело с геологическим процессом, который идет на наших глазах. От него нужно не отмахиваться по принципу, если факты идут против теории, тем хуже для фактов. А изучать с тем, чтобы предотвратить вот эти последствия, последствия от взрывов, в первую очередь.