Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Александр Адабашьян

Советский и российский актер, сценарист, режиссер, художник-постановщик

На фото: актер Александр Адабашьян
На фото: актер Александр Адабашьян (Фото: Антон Новодережкин/ТАСС)

Александр Адабашьян — советский и российский художник-постановщик, актёр, кинорежиссёр, кинодраматург. Адабашьян — заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2016), лауреат Государственной премии Казахской ССР (1978).

Ранние годы и образование Александра Адабашьяна

Александр Артёмович Адабашьян родился в Москве 10 августа 1945 года.

Отец — Артём Карпович Адабашьян — сначала работал инженером, а затем стал главой министерского главка.

Мать — Валентина Никитична Бархударова — преподавала немецкий язык.

Александр воспитывался в традициях русской культуры.

Мальчик занимался в спецшколе с углубленным изучением французского языка. Это было престижное учебное заведение. В школьные годы Адабашьян с удовольствием занимался в театральной студии и участвовал в спектаклях на французском языке, но главной страстью Саши было рисование. Он четко решил поступать в Строгановское училище. Однако с первого раза поступить не получилось, и Александр Адабашьян устроился в проектный институт, а после работы посещал подготовительные курсы. Вторая попытка была успешной. В 1962 году его приняли на факультет художественной обработки металлов.

В 1964 году Александр Адабашьян был призван на службу в армию. Отслужив три года, он вернулся в училище, которое окончил в 1971 году.

Карьера Александра Адабашьяна в кино

Еще в 1970 году во время летней практики Александр Адабашьян работал на съёмках дипломной работы своего друга Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны» как декоратор под руководством Ирины Шретер. В качестве художника-постановщика совместно с Алексеем Родионовым принял участие в съёмках режиссёрского дебюта Сергея Никоненко — короткометражного фильма «Петрухина фамилия» (1971).

Адабашьян не только талантливый художник. У него ярко проявились литературные способности. В соавторстве с Никитой Михалковым художник написал несколько сценариев к фильмам, среди них «Пять вечеров» и «Неоконченная пьеса для механического пианино». Картина «Как два крокодила», снятая в Италии по сценарию Адабашьяна, была номинирована на «Золотой глобус».

В 1990 году Александр Адабашьян дебютировал с режиссерской работой во Франции. По просьбе французов Адабашьян написал сценарий к фильму «Мадо, до востребования», но тот получился далеким от романа-источника, созданного Симоной Арес.

На уточняющие вопросы драматург отвечал так увлеченно и красочно, что продюсеры предложили ему снять фильм. В итоге картина получила призы Каннского и Равеннского кинофестивалей, а также номинацию на премию «Сезар».

В 1997 году Адабашьян поставил оперу «Борис Годунов» в Мариинском театре, с которым потом объехал 4 континента. Позднее Александр Артемович перенес постановку «Хованщины» из петербургского театра в итальянский «Ла Скала».

В 2002 году зрители увидели детектив Бориса Акунина «Азазель». Автор сам выбирал режиссера — из длинного перечня фамилий он остановился на Адабашьяне.

Яркой совместной работой с Никитой Михалковым периода «десятых» стал фильм «Солнечный удар», снятый по мотивам одноименного рассказа Ивана Бунина и его же повести «Окаянные дни».

Сначала Никита Сергеевич пригласил к работе над сценарием Владимира Моисеенко, однако после трагического ухода последнего продолжил создание сценария уже в соавторстве с Адабашьяном. Александр Артемович также предстал в картине в эпизодической роли, сыграв фотографа. В 2017 году Александр Адабашьян стал сценаристом фильма «Собибор».

Позднее Адабашьян продолжил сотрудничество с режиссером Анной Чернаковой, с которой уже выпустил 2 фильма для детей (один из них основан на совместной книге «Хрустальный ключ, или Жили-были мы»).

В 2019 году началась работа над новой картиной «Про Лёлю и Миньку» по мотивам детских рассказов Михаила Зощенко.

В 2020 году в рамках проекта телеканала «Культура» «Монолог в 4 частях» мастер рассказал публике о деталях творческой биографии, о московском послевоенном детстве и многом другом.

Актерская карьера Александра Адабашьяна

В 1974 году Александр Адабашьян впервые показался на экране. Работая над картиной Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» в качестве декоратора, Адабашьян попал в кадр, когда понадобился исполнитель для эпизодической роли.

В основном актер, рост которого не превышает 163 см, снимался в эпизодах, но есть среди ролей в фильмографии Александра Артемовича и запоминающиеся, например, дворецкий Джон Бэрримор в приключениях Шерлока Холмса с его культовой фразой «Овсянка, сэр!». На съемках серий о собаке Баскервилей происходило немало забавных историй. В частности, по признанию Адабашьяна, ассистентка, ответственная за приготовление «каши английских аристократов», готовила блюдо настолько вкусно, что тарелки с овсянкой оказывались пустыми до того, как произносилась команда «Мотор!».

Позднее сценарист успел сняться во многих кинопроектах, продолжая оставаться актером второго плана. В экранизации «Мастера и Маргариты» Адабашьян великолепно исполнил роль Михаила Берлиоза.

Участие в фильмах для детей — еще одна важная составляющая творческой жизни мастера. Адабашьян объясняет свой интерес к фильмам такой тематики тем, что в его семье подрастают уже семеро внуков, которые ничего, кроме американского кино, смотреть не хотят. Роли в детских фильмах «Собачий рай», «Жили-были мы» артист считает своим вкладом в воспитание подрастающего поколения.

В 2019 году после небольшого перерыва в актерской карьере Адабашьян приступил к съемкам новых проектов. Он сыграл героя Стасика — молодящегося пожилого человека — в комедии «Дипломат». Роль второго плана досталась Александру Артемовичу в трагикомедии «Оппозиционер».

В соавторстве с Анной Чернаковой Адабашьян в 2021-м закончил сценарий нового проекта «Катя-Катя» о жизни двух юных Катерин. Молодость первой из героинь, по сценарию, приходится на 1942 год, вторая живет в XXI столетии. В интервью мастер признался, что делать картины на детскую и подростковую тематику сейчас — коммерчески невыгодный ход, так как прокатчики неохотно берут такие ленты. Но сам он не теряет надежды, что его детские фильмы найдут своего зрителя.

В июле на экраны вышел документальный фильм «Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Вместе навсегда», посвященный легендарной многосерийной картине Игоря Масленникова. Режиссер поведал зрителям о тайнах съемочного процесса, рассказал, как проходил кастинг актеров, среди которых оказался и Александр Артемович.

В 2022 году Александр Артемович продолжил работу в кино. В главной роли он снялся в трагикомедии «Родители строгого режима», а его жену сыграла Алиса Фрейндлих. Режиссером фильма стал ее внук Никита Владимиров.

Культурную сферу, как и многие другие, затронула спецоперация РФ в Украине. На круглом столе, прошедшем в московском Доме Союзов в мае 2022-го, Адабашьян отметил:

«И мне кажется, что сейчас наступил мобилизационный момент, касающийся не только экономики, но и культуры в целом, когда можно всё изменить в нашу пользу».

В этом же году кинодеятель работал над военной картиной «Катя-Катя». Написать подобный сценарий, связанный с патриотической темой, его подтолкнула сложившаяся геополитическая ситуация в мире.

В 2023 году Адабашьян сыграл небольшую роль в сериале «Король и Шут».

Личная жизнь Александра Адабашьяна

Александр Артемович был женат дважды. Первая супруга Марина Лебешева, родная сестра кинооператора Павла Лебешева, работала ассистентом режиссера. Их отношения сложились в ранней молодости. Но через три года Марина умерла.

Спустя некоторое время Адабашьян женился вторично. Второй женой стала Екатерина Шадрина — ассистент художника. Актер, художник и режиссер считает себя счастливым отцом и дедом — у Адабашьяна две дочери, Екатерина и Александра.

Художник не любит тусовки и говорит, что отстал от жизни. Праздники Александр Адабашьян проводит в кругу семьи и близких друзей на даче в Загорянке. Говорит, что с его командой не соскучишься, а Загорянку любит потому, что зимой там можно ходить в валенках и жить настоящей жизнью дачника.