Утром 8 октября СМИ облетело сообщение о том, что премьер-министр Донецкой народной республики Александр Захарченко написал заявление об уходе со своего поста.
В своем интервью Захарченко рассказал, что на такой шаг его подтолкнули минские переговоры. По словам премьера, рано или поздно его заставят подписать такие условия, которые будут невыгодны жителям народной республики и ему придется предать своих людей — тех, кто ему доверяет. Отставка, по мнению премьера, поможет избежать этого предательства.
«От нас ждали, что мы подпишем ту линию, после которой то, что мы забрали, мы должны были отдать. Я отказался это подписывать. Это было бы предательством по отношению к людям, которые там живут. По отношению к тем, кто все это с боем брал.
Я только что написал заявление об отставке. Ты сидишь сейчас рядом с человеком, который через два с половиной часа уже может не быть премьер-министром. И ты единственный журналист, который знает об этом", — сказал Захарченко, обращаясь к журналистке «Русского Репортёра».
Спустя несколько часов скандал попытались замять. «Возможно, возникло недопонимание между премьером и журналистом. Александр Захарченко не уходит со своего поста», — заявили «Газете.Ru» в пресс-центре «Новороссия».
В свою очередь вице-премьер ДНР Андрей Пургин заявил РИА «Новости», что Захарченко является главным лицом в республике и не подавал заявления об отставке.
На пресс-конференции, которая спешно была собрана в 19 часов, Александр Захарченко произнёс фразу, само построение которой говорит о том, что, как минимум, желание подать в отставку у него действительно было: «Информация не вполне соответствует действительности».
Ясно и то, что на премьер-министра ДНР давили и продолжали давить, с целью подписать те заявления, которые он считает невыгодными и даже предательскими для республики.
Что стоит за заявлением Захарченко, можно ли говорить, что слив Новороссии — вопрос времени?
— В Кремле не существует единой политики по отношению к Новороссии, — считает член Комитета Госдумы по обороне Вячеслав Тетёкин. — Борются, как минимум, две силы. Первая — прозападные либералы, которые сейчас составляют экономический блок правительства. Вторая группировка — патриоты-государственники, которые концентрируются вокруг силового блока. Западники упирают на то, что продолжение поддержки Новороссии приведёт к новым санкциям, проблемам в экономике. Они пугают тем, что мы окажемся в полной политической изоляции. Но это не так — большинство стран, на самом деле, поддерживает Россию, бросившую вызов мировой гегемонии Запада.
С другой стороны патриоты в российском руководстве совершенно справедливо говорят о том, что в Донбассе Россия занимается защитой своих жизненно важных интересов. Кроме того, мы защищаем там соотечественников, русских людей, против которых идёт откровенный геноцид. Их убивают руками украинцев, но стоит за этим — Запад.
Потеря Новороссии в нынешних политических реалиях нанесёт колоссальный ущерб не только нашим геополитическим интересам, но и образу России во внешнем мире. Все здравомыслящие люди понимают, что, отказавшись от Новороссии, Россия совершит предательство и проиграет Западу.
В последнее время прозападные либералы в правительстве, по моим ощущениям, начали одерживать вверх. В том числе и за счёт внутренних «экономических санкций». В частности, скандального повышения ставки Центробанка.
При всём том надо понимать, что цель Запада не столько подавить Новороссию, сколько осадить Россию. В частности, добиться возвращения Крыма в состав Украины.
«СП»: — Насколько вероятно, что линия прозападных либералов в руководстве России в отношении Новороссии окончательно возьмёт вверх?
— Попытки свести на нет, «слить» народный протест в Новороссии предпринимались с самого начала. Ещё Игорь Стрелков, который с небольшой группы смельчаков организовал оборону Славянска, говорил, что без помощи России им не устоять. И уже тогда, несколько месяцев назад рельефно ощущались попытки всех прозападных псевдолиберальных сил перекрыть эту помощь, установить железный барьер на границе, чтобы ни добровольцы, ни военно-техническая помощь не могли попасть в Донбасс.
Борьба всё это время идёт с переменным успехом. Если бы западники всегда побеждали, мы бы не имели сейчас той вполне себе боеспособной армии, которой располагает Новороссия.
Материальная помощь по-прежнему идёт в Донбасс, поэтому мы имеем дело с двойственной ситуацией.
Высказывание Захарченко, если оно имело место — выпущенная сигнальная ракета. Она показывает, что попытки предательства Новороссии усилились. Это, по-своему, мужественный шаг. Это не жест отчаяния, но акт сопротивления. Убеждён, что Захарченко не уйдёт из борьбы. Он останется одним из лидеров Новороссии.
«СП»: — Известно, что многие лидеры ополчения и раньше негативно отзывались о Минских соглашениях, и вообще недовольны половинчатой поддержкой России. Если заявления подобные тому, что сделал Захарченко, будут продолжаться, может ли это привести к тому, что в Москве решат и вовсе отказаться от поддержки Новороссии? Уже есть свидетельства, что добровольцам из России труднее стало проникать в Донбасс. И даже с провозом тёплой одежды для ополченцев возникают сложности.
— Поддержка России очень важна для Новороссии. Но и сам народ, проживающий здесь, теперь так просто не задвинешь. Никакая помощь из России не помогла бы Новороссии выстоять, если бы не было по-настоящему народного сопротивления оккупантам. В результате, разрозненные отряды ополченцев сумели скоординировать свои действия и нанести серьёзные поражения регулярной армии. То, что народ сумел организоваться и оказать сопротивление в данных исторических реалиях — само по себе колоссальное историческое событие. Несмотря на все усилия прозападных деятелей в России, народ Донбасса, что называется, упёрся рогом. В очередной раз было доказано, что народ является не объектом, а субъектом политики. И та борьба, которая продолжается, несмотря на невыгодное для Новороссии перемирие, показывает, что народ остаётся при своём мнении.
— Проект Новороссии, похоже, действительно хотят закрыть, — считает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. — Заявление Захарченко — вполне закономерная история. Сейчас устраняются от власти и СМИ пассионарии, которые могут как-то повлиять на ситуацию. История с Игорем Стрелковым тому наглядное подтверждение. Процесс просто перешёл в новую стадию.
— Ситуация в Новороссии уже давно перешла в патовое состояние, — говорит лидер Международного Евразийского движения Александр Дугин. — Заявление Захарченко (от которого он попытался откреститься) о том, что на него давят, не имеет адресата. Но ясно, что давит не Киев, и тем более не абстрактное международное сообщество, не имеющее никакого влияния на ДНР. Давит определённая сила в руководстве России.
Уже Минские соглашения были частичным предательством тысяч погибших за русский мир ополченцев, детей, стариков, женщин. И Захарченко уже тогда не мог не чувствовать вины за то, что поставил свою подпись под этими соглашениями. А на него ещё и дальше давят. Видимо, заставляют совершить уже прямое предательство Новороссии. В отличие от некоторых курирующих Новороссию российских политиков у него и его товарищей есть совесть. Они, как настоящие русские патриоты, готовы в чём-то уступать, но на прямое предательство идти не могут.
Для меня тут вопрос даже не в том, что на него давят. А в том: совпадает ли политика, которую проводят ответственные за Новороссию кремлёвские чиновники с позицией самого президента России? Если она совпадает, то это вызывает глубочайшее недоумение. Ведь Путин — русский патриот, освободитель Крыма.
Путин поставил курировать Новороссию человека, который откровенно занимается демонтажом Новороссии. Вопрос в том, делается ли это по согласованию с Путиным, или это его самодеятельность. Я не могу на этот вопрос однозначно ответить.
У меня есть гипотеза, что определённые люди в российском руководстве стремятся осуществить свержение Путина через слив Новороссии. То есть существует заговор прозападной элиты, которая утвердилась у власти в 90-е годы.
Если Русская весна будет окончательно задушена, Путин лишится той патриотической харизмы, которую он создавал вокруг себя все 15 лет президентства. В этом случае к либеральному протесту против власти прибавится протест разочарованных и преданных патриотов. Таким образом, свержение Путина станет вполне реальным.
«СП»: — Поступок Захарченко может как-то изменить ситуацию, заставить по новому взглянуть на неё, в том числе президенту России?
— Я сомневаюсь. Многие люди в ДНР и ЛНР совершали куда более мужественные поступки. Кто-то бросался на танки, кто-то закрывал телом своих детей. Поэтому я без боли об этом я говорить не могу. Там погибали мои братья по крови и духу.
Фото: ТАСС/ EPA