Церковный фронт

Православные Украины объединяются для отпора новым гонениям

  
6090
Церковный фронт

О преследовании канонической Украинской Православной Церкви (УПЦ) Московского Патриархата в последние дни немало говорят Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, и президент России Владимир Путин. Подробнее о том, что происходит на «незалежной», рассказывает координатор Всеукраинского апологетического центра (ВАЦ) во имя Святителя Иоанна Златоуста Павел Бройде.

«СП»: — Прежде всего, что представляет собой ваша организация?

— Всеукраинский апологетический центр во имя святого Иоанна Златоуста создан в 2011 году по благословению тогдашнего Предстоятеля УПЦ Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана). Это общественная организация, которая объединяет активных священников и мирян, стремящихся защитить веру и Церковь. Наши отделения открыты более чем в двадцати регионах Украины.

Задачи ВАЦ определялись изначально как информационно-просветительское противодействие сектам и расколам, представляющим духовную, социальную и психологическую угрозу для граждан. В силу событий этого года, главной проблемой стал раскол и попытки раскольников оказывать прямое давление на Церковь, вплоть до захватов храмов и насилия по отношению к верующим и священникам.

«СП»: — Расскажите о событиях последних недель, связанных с захватами храмов Московского Патриархата раскольниками с участием «Правого сектора»?

— Собственно, то, что происходит сейчас уходит корнями еще в девяностые, если не глубже. Как известно, еще в 1992 году была предпринята первая попытка отделить Украинскую Православную Церковь (УПЦ) от русского православия. Тогда бывшей партийной номенклатуре, внезапно ставшей элитой независимой Украины, очень хотелось управлять не только политикой, но и духовной жизнь граждан. Срабатывала такая тоталитарная рефлексия, при которой очень хотелось подчинить себе Церковь. На этой почве и возник тогда филаретовский раскол. Этой же почвой воспользовались униаты, которые совместно с националистами разгромили три западные епархии УПЦ. Власть закрывала глаза на эти бесчинства, надеясь таким образом склонить УПЦ к автокефалии. Тогда не вышло, но попытки имели место постоянно.

А после известных революционных событий в Киеве, все те, кому давно хотелось разорвать единство УПЦ и РПЦ, сочли, что это их звездный час, что на волне напряжения в обществе и военных настроений им удастся наконец-то добиться своего. Сначала пошли в ход угрозы и клевета. Началась полномасштабная кампания очернения УПЦ в СМИ. В чем только не обвиняли Церковь — вплоть до терроризма. Особенно постарались СМИ господина Коломойского. Фактически, общественное мнение начали готовить к гонениям на УПЦ, заранее оправдывать их. Приняли участие в этом телеканалы и других олигархов — IСTV, СТБ и так далее. Особая концентрация черного пиара пришлась на период перед Архиерейским Собором УПЦ 13 августа. Инициаторам антицерковной кампании хотелось таким образом принудить Церковь к автокефалии. Но эффект оказался противоположным — сторонник автокефалии получил на Соборе только один голос. Епископы выбрали новым Предстоятелем УПЦ митрополита Онуфрия (Березовского), архиерея с репутацией человека духовного, настоящего монаха, сторонника сохранения единства и каноничности Церкви. После этого атака на Церковь приняла прямые насильственные формы.

Боевики «Правого сектора» врывались в храмы, взламывая двери и избивая верующих и священников, а затем проводили переход культовых зданий в раскольничий «Киевский Патриархат». Это все как вести с боевых фронтов, понимаете?

Понятно, что все храмы им так захватить не удастся. Но очевидно, что это и не цель.

«СП»: - А что же тогда цель?

— Запугать. Заставить отделится от РПЦ. Показать епископату, священникам, мирянам, что если вы отделитесь — то у вас этих проблем не будет, к вам никто не будет врываться на литургию, брызгать слезоточивым газом (как это было, например, при штурме храма в селе Ходосы), избивать, захватывать храмы, похищать на улице или из дома, обвинять в терроризме и сепаратизме.

«СП»: — Зачем им это нужно?

— Ведется активная пропаганда так называемой «Поместной Церкви», которая якобы должна объединить раскольников и нашу Церковь, и даже униатов.

«СП»: — Как Вы оцениваете реальность воплощения этого проекта?

— Пока у него шансов нет. Но они работают в этом направлении. Многое будет зависеть от того, насколько сильное давление дальше будет оказываться. Это вопрос политический. А Церковь вне политики. Её Отечество — Царствие Небесное. А в Нем ждут святые, в числе которых немало принявших мучение в борьбе с унией и расколом. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что грех раскола не смывается даже мученической кровью. И нас это не политический выбор, а духовный — принять автокефалию, это значит в угоду политикам отказаться от благодати Таинств, от наших святых, от Самого Христа. И если данная дилемма — безопасность или благодать Церкви станет остро — каждый православный человек, мирянин или духовное лицо, вынужден будет выбирать.

«СП»: — Как будут развиваться события в ближайшее время?

— 14 октября ожидались массовые нападения на храмы. Их анонсировали боевики перед своим праздником — годовщиной создания УПА. Наш Центр обратился к властям Украины с призывом обеспечить законность и защиту прав верующих УПЦ. Мы были не единственные, кто выступил с таким обращением. В результате вопрос оказался в центре общественного, и, частично, международного внимания. Результат последовал: по нашим данным из Кабинета министров были звонки губернаторам областей и указание «не трогать УПЦ до выборов». Так что есть надежда, что еще неделю храмы никто не тронет, а потом нужно ждать новой волны нападений.

«СП»: — Какие действия предпринимаются УПЦ МП и ВАЦ по предотвращению подобных захватов в будущем?

— Нужно признаться честно: УПЦ не была готова к такому повороту событий. Поэтому сейчас новое священноначалие делает очень многое для того, чтобы защитить верующих, наши епархии и приходы. Часто инициаторами выступают именно епархии.

Кое-где появляются группы быстрого реагирования верующих. Но это инициативы снизу, от благочиний и епархий, в которых понимают, что угроза есть и на милицию особой надежды нет. В ВАЦе готов к запуску правозащитный проект, начата работа с международными правозащитными организациями, есть компетентные юристы, включая специалистов по ЕСПЧ. В целом разработана большая программа не только по защите храмов, но и по противостоянию информационной дискредитации.

Для полноценного запуска не хватает пока поддержки, но есть надежда, что это временные трудности. Важна самоорганизация прихожан на местах: юридическая фиксация состава общины, списки людей, способных принять участие в защите храмов. Важно, чтобы подобная организация происходила на основе приходов, а не как-то отдельно. Ведь инициаторы гонений не понимают одной вещи — они своими действиями могут спровоцировать религиозное противостояние, последствия которых трудно предсказать. Поэтому важно, чтобы организация прихожан строилась вокруг священника — он может направить людей и гарантировать, что это будет сугубо защитная деятельность. Что она не примет форм ответной агрессии. Пока у нас два приоритета — чтобы люди в Украине понимали, что помои, которые сегодня выливают на Церковь, это не более чем черный пиар. И чтобы в мире заметили ущемления прав верующих самой многочисленной конфессии в Украине. Но ВАЦ хоть и общественная организация, но все же православная. А значит главная надежда на Христа, Который сказал о Своей Церкви «врата ада не одолеют её».

«СП»: — Какова в целом на Ваш взгляд роль канонического православия в современном украинском обществе?

— УПЦ — это единственная каноническая Церковь в Украине. Сложно представить историю Украины без православия. И сложно представить себе УПЦ вне единого православного пространства с Русской Церковью. Политические отношения изменчивы. Меняются эпохи и меняются ситуации, а вместе с ними и настроения в обществе. Те кто сегодня ратует за отделение от РПЦ по политическим мотивам, часто забывают о том, что совсем недавно сами ездили в Москву и решали там интересующие их политические или бизнес вопросы. Их позиции изменчивы, как ветер. А духовные узы — вечные. Это категории совершенно иного порядка. Но людям, которым политика ближе, чем вера — это сложно понять. Они смотрят на Церковь через политические очки. И сквозь них ошибочно воспринимают УПЦ как инструмент политического влияния Москвы. Отсюда и ненависть.

А список «доброжелателей» давно известен — как геополитический, так и внутриукраинской. И сколько бы священноначалие УПЦ не призывало к миру, не выражало свой патриотизм по отношению к Украине, для них УПЦ все равно останется объектом ненависти. И, увы, в силу этого вероятность нарастания гонений на УПЦ крайне велика. Это не впервые в истории нашей Церкви, пережившей множество гонений от языческих, до большевистских. Переживет и эти, будучи по словам Христа «столпом и утверждением Истины».

Хроника гонений на УПЦ Московского Патриархата

15 августа подожжены Свято-Симеоновский и Свято-Сергиевский храмы в Николаеве.

17 августа захвачен Свято-Михайловский храм в городе Остров Ровенской области.

23 августа забор кафедрального Свято-Воскресенского кафедрального собора в Киеве разрисован надписями «Смерть врагам!» и «Смерть московской церкви!»

31 августа захвачен храм в часть иконы Божией Матери Казанской в городе Рачин Ровенской области.

С 1 по 7 сентября захвачены сразу четыре храма — два в селах Милиево и Кибаки Черновецкой области и два в селах Печихвосты и Угриново Винницкой области, а также совершена попытка захвата храма в селе Ивання Ровенской области.

11 сентября захвачен храм Святых Косьмы и Дамиана в селе Судобичи Ровенской области.

13 сентября попытка захвата храма Святого Духа в селе Пасечное Киевской области.

20 сентября захвачен храм в честь Нерукотворного Образа Божией Матери в селе Ходосы Ровенской области.

28 сентября захвачен Свято-Покровский храм в городе Турка Львовской области.

5 октября захвачен Свято-Михайловский храм в селе Бутин Тернопольской области, произведена попытка захвата храма Святых Бориса и Глеба в Переяслав-Хмельницком Киевской области (мобилизовавшиеся верующие отогнали «правосеков»).

6 октября в Ровенской области распространяются листовки от «Правого сектора» с призывами «Смерть московским попам!» и «начать АТО против московской Церкви».

16 октября — поджог Свято-Покровского храма в селе Носовка Черниговской области.

19 октября — попытка захвата храма Преображения Господня в селе Белозерье Черкасской области.

21 октября — захвачен Свято-Троицкий храм в селе Повча Ровенской области.

В ночь с 23 на 24 октября взорвана самодельная бомба с черной краской у дверей воскресной школы храма Святителя Луки Крымского в Сумах.

Фото: EPA/ ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Леонид Ивашов

Президент Академии геополитических проблем

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня