11 ноября президент Украины Пётр Порошенко заявил, что хочет прекратить военные действия на востоке страны. «96 лет назад закончилась Первая мировая война. Я хочу прекратить войну. Не дать шанс кому-то начать третье всемирное безумие», — написал он в Twitter.
Заявление более чем странное для человека, который мог остановить кровопролитие и распад Украины, решившись на федерализацию страны чуть больше полугода назад.
Сейчас активных боевых действий на Украине не ведётся, похода на Киев никто не объявлял. Запад, несмотря на всю агрессивную риторику в отношении России, защищать «демократическую Украину» при помощи своих вооружённых сил явно не торопится. Так что же стоит за столь патетическим заявлением Порошенко?
— В данном заявлении есть доля шантажа, — считает декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Причём направлен он в первую очередь в сторону Запада. Порошенко скрыто указывает на Россию, которая, дескать, осуществляет агрессию против Украины. По логике Порошенко, Россия не остановится, «подмяв» под себя Украину, и Запад получит новую глобальную войну. И вот, чтобы этого не было, надо, мол, помогать Киеву воевать с восставшим Донбассом и Москвой. Хотя бы экономическими и финансовыми средствами. Не секрет, что денег Украине, несмотря на все обещания, Запад даёт крайне мало, поэтому бюджет страны всё время находится в подвешенном состоянии. Внутренних источников его наполнения очень мало.
Поэтому заявление Порошенко — попытка расшевелить западные элиты, заставить их раскошелиться для поддержки нынешнего киевского режима.
«СП»: — Насколько вероятно, что мир окажется на грани Третьей мировой войны, в случае усугубления военного конфликта на Украине?
— Порошенко как раз и намекает на то, что Россия в случае удачного для неё исхода украинского кризиса, может настолько усилиться, что мир окажется на пороге глобальной военной катастрофы. Хотя сегодня даже школьникам старших классов ясно, что система военно-стратегических международных отношений сейчас выстроена таким образом, что масштабную войну, к примеру, между Россией и США, или Китаем и Великобританией представить сложно. Наличие ядерного оружия сдерживает амбиции даже самых одиозных политиков. Ни одна страна в мире сегодня не имеет абсолютно надёжной системы противоракетной обороны. Поэтому рассчитывать на то, что удастся уничтожить противника, не понеся также невосполнимого урона, было бы довольно наивно.
«СП»: — Практически одновременно Порошенко заявил о том, что хочет прекратить военные действия, правда, каким-то образом сохранив при этом территориальную целостность Украины. Есть ли тут какая-то логическая цепочка?
— Это тоже заявление на публику. Ясно, что после того, что произошло на Юго-Востоке, территориальную целостность Украины сохранить практически невозможно. У Киева — два выхода. Первый — признать де-юре или де-факто независимость Донбасса. Это маловероятно по внутриполитическим причинам. Второй вариант — залить Донбасс кровью. По сценарию Сербской Краины, вытеснив оттуда всё нелояльное население.
Это также практически неосуществимо. Порошенко делает громкие заявления во многом потому, что у него мало реальных рычагов воздействия на ситуацию. Он вынужден компенсировать этот недостаток декларативными заявлениями.
«СП»: — Вы упомянули о том, что глобальный конфликт в современном мире маловероятен по причине сдерживающего ядерного фактора. Однако не секрет, что за Порошенко и другими украинскими политиками стоят США. Именно они заинтересованы в максимальном разрастании украинского кризиса. Если ситуация пойдёт по непредсказуемому сценарию, можем ли мы получить, если не мировую, то полномасштабную войну с участием нескольких стран?
— Думаю, вряд ли. Западный мир за последние десятилетия слишком привык к комфортному существованию. Сейчас там отсутствует политическая воля для мобилизационного сценария. Европейское общество не готово воевать с Россией, тем более — из-за далёкой от них во всех смыслах Украины. Больше того, мало кому из рядовых европейцев понравится, что в ЕС примут ещё одну бедную страну с полуразваленной экономикой с весьма специфическим населением.
Запад, скорей всего, ограничился бы разного рода политическими жестами и экономическими санкциями, даже если бы Россия захотела по политическим соображениям сменить власть на Украине военным способом. США, а тем более ЕС не готовы к военной конфронтации с Россией. Другое дело, что они пытаются нам испортить жизнь разного рода мелкими гадостями.
Я не думаю, что Запад решится даже на сколько-нибудь серьёзное скрытое военное вмешательство в гражданскую войну на Украине. Например, на участие американских военных самолётов без опознавательных знаков в боевых действиях. Американцы хорошо понимают, что Россия может пойти на аналогичную меру. А это чревато потерями, и немалыми. Однако на Западе давно уже предпочитают воевать с заведомо более слабым в техническом плане противником. Им проще сдать Украину, чем ввязываться из-за неё в серьёзный военный конфликт.
— Пётр Порошенко теперь пытается изображать из себя просвещённого миролюбивого политика европейского уровня, который день и ночь печётся о благополучии своих граждан, — говорит член Комитета по обороне Госдумы РФ Вячеслав Тетёкин. — Ещё не так давно от него мы слышали заявления совсем другого рода: о необходимости уничтожить кучку террористов в Донбассе, провести президентскую инаугурацию в Донецке
При этом надо чётко понимать, что Порошенко продолжает оставаться фигурой крайне несамостоятельной. Он не обладает полнотой власти на Украине. Он не обладает решающим большинством в Верховной Раде. И просто не является авторитетным лидером, способным консолидировать власть.
Он находится под большим воздействием партии войны на Украине. Эта партия в свою очередь убеждает себя и других, что никакого поражения украинской армии в Новороссии не произошло. Что надо подкопить военных сил и снова ударить по «кучке террористов», разделаться с ними в «режиме блицкрига».
То есть Порошенко по примеру западных коллег использует двойные стандарты. Говорит о мире, но закрывает глаза на непрерывные обстрелы мирных городов в Новороссии. То, что эти обстрелы усилились в последние дни, говорит о том, что партия войны в Киеве от своих планов не отказалась. Мало того, сам Порошенко, несомненно, к ней принадлежит, несмотря на всё показное миролюбие.
«СП»: — Что кроется за намёком Порошенко о том, что мир стоит на пороге Третьей мировой войны?
— У господина Порошенко, видимо, мания величия. Он надеется, что ради защиты кучки радикально настроенных политиков, засевших в Киеве, коллективный Запад объявит очередной крестовый поход против России.
Никакой Третьей мировой войны из-за Украины не будет. Стратегия Запада, в частности, США в этом конфликте куда более подлая. Они стравливают русских с украинцами, надеясь таким образом развязать прямую войну между Россией и Украиной.
Запад сегодня отказывается посылать свои сухопутные силы даже для борьбы с «Исламским государством». А Россия неизмеримо более мощный противник, чем кучки головорезов, которые США сами же и вооружали в своё время. К счастью, Российские вооружённые силы, несмотря на все калечащие реформы последних лет, сохранили свою боеспособность на достаточном для серьёзных военных действий уровне.
Самое главное, что сохранились Стратегические ядерные силы России. Я недавно побывал на ракетном подводном крейсере «Юрий Долгорукий», видел его команду в работе и знаю, о чём говорю. И Запад, конечно, даже не помышляет о том, чтобы всерьёз воевать с нами.
«СП»: — А могут ли США применить такую тактику, которую СССР использовал в Корейской войне: официально не вступая в войну, тем не менее, серьёзно поддерживать украинскую армию, в частности, с помощью военной авиации без опознавательных знаков?
— Негласно подразделения НАТО на Украине уже присутствуют. Именно у Соединённых Штатов очень развита система спецподразделений. Около 70 тысяч американских бойцов имеют опорные базы в 40 странах мира. Конкретных доказательств у меня нет, но вся логика деятельности Пентагона говорит о том, что бойцы их спецподразделений давно обосновались на Украине. Конечно, они не бегают с автоматами впереди всех, но разведкой, обучением украинских военнослужащих занимаются.
А что касается массированного применения авиации, как это было в годы Корейской войны, Запад на это не пойдёт. Помимо прочего, большая часть украинской военной авиации уже уничтожена силами ПВО ополченцев. Прислать свои истребители и штурмовики сейчас для американцев значит практически сразу выдать своё участие. А это вызовет ответные меры со стороны России и неоднозначную реакцию мирового сообщества. Теоретически этот вариант можно рассматривать, но практически — вряд ли.
Фото: Максим Никитин/ТАСС