Форум гражданских обществ России и Германии «Петербургский диалог» был создан в 2001 году по инициативе и под патронатом президента РФ Владимира Путина и тогдашнего канцлера ФРГ Герхарда Шрёдера. Программными целями и задачами Форума являются углубление взаимопонимания между Германией и Россией, дальнейшее развитие двустороннего сотрудничества во всех сферах общества и дополнительное стимулирование связей между нашими странами. Создание этой площадки происходило на фоне общего стремительного развития российско-германских отношений и усиления позиций России на мировой арене.
В нынешнем году после введения США и Евросоюзом антироссийских санкций проведение очередного (уже 14-го по счёту) Форума в запланированные сроки (29−31 октября в Сочи) оказалось под угрозой срыва. За пару недель до его открытия бойкот Форуму объявили организации «Германо-российский обмен» и «Европейский обмен», немецкие отделения Amnesty International и Greenpeace, а также Фонд имени Генриха Бёлля, лауреатами которого недавно стали Алёхина и Толоконникова из скандальной Pussy Riot. Свой отказ от участия в «Петербургском диалоге» эти организации обосновали «действиями России в конфликте вокруг Украины и репрессиями в РФ в отношении гражданских организаций», оформив его коллективным письмом в адрес правительства ФРГ.
Председатель германского Координационного комитета Форума Лотар де Мезьер сразу раскритиковал бойкотчиков: «Тот, кто сейчас не поедет (на Форум в Сочи), уклоняется от разговора. Только путём диалога можно достичь разрешения серьёзных конфликтов на длительное время», — заявил политик. Однако в ведомстве канцлера думали иначе.
Как объявил уже на следующий день пресс-секретарь Федерального правительства Штеффен Зайберт, «в связи с кризисом на Украине Берлин считает нецелесообразным проводить в данных условиях встречу с Москвой. В настоящее время из-за поведения Москвы такая встреча не имеет смысла».
Титаническим усилиями де Мезьеру удалось тогда сохранить эту одну из последних нитей, связующих наши страны. Был достигнут компромисс, в результате которого сроки проведения Форума перенесли на более поздний срок (без уточнения даты).
В течение последующего месяца канцлер Германии Ангела Меркель неоднократно заявляла о необходимости продолжать диалог с Россией. Причём, если по вопросу антироссийских санкций она меняла свою линию — от «нет никакой возможности ослабления или отмены уже введённых санкций» (после проведения выборов в ДНР и ЛНР) до «санкции — это вред» (в канун встречи в Брюсселе глав МИД стран-членов ЕС), — то в части необходимости диалога канцлер не сомневалась.
В очередной раз Меркель сказала об этом в четверг, 20 ноября, во время своего визита в Польшу по случаю 25-летия польско-немецкого примирения: «На ближайшее будущее и в долгосрочной перспективе мы только совместно с Россией сможем обеспечить безопасность Европы и поэтому санкции — это для нас не просто ради некой абстрактной цели, мы должны вести с Россией диалог».
Однако в тот же четверг из ведомства канцлера на имя председателя Координационного комитета «Петербургского диалога» Лотара де Мезьера поступило официальное уведомление, в котором, по его словам, содержалась «настоятельная просьба канцлера отменить заседание форума в Сочи из-за обострения политической ситуации».
«Очевидно, что канцлер в ходе визита в Австралию ужесточила свою позицию. Сейчас Меркель ясно дала понять, что следует ужесточать санкции против Путина. Я не думаю, что это целесообразно. Но мне пришлось удовлетворить её просьбу, что я сделал неохотно. Однако встреча немецкого и российского руководства Форума в Мюнхене, намеченная на начало декабря, должна состояться, даже если ведомство канцлера и захочет её отменить», — сказал де Мезьер.
Более развёрнуто он высказал своё мнение в интервью газете Berliner Zeitung, которое дал в тот же день: «Россия загнала себя в тупик. Но и мы тоже. Однако мы снова должны будем договариваться. Не может быть в наших интересах, чтобы Россия пошла в разнос.
— Как выйти из этой ситуации? — спросил корреспондент у де Мезьера
— В политике всегда нужно думать о конечном результате. Было ошибкой начинать третий этап санкций уже через два дня после достижения Минского соглашения о перемирии. Уже тогда было едва возможно вести диалог. Теперь предстоит с ещё большим трудом пытаться вновь запустить этот процесс. Но сейчас следует выдержать паузу. И в «Петербургском диалоге» нужна пауза, чтобы вместе с нашими российскими партнерами обдумать, как мы можем реформировать его и сделать более эффективным.
— В телеинтервью (от 16 ноября) Путин сказал, что готов в любое время договариваться с Германией. Мог бы особый российско-немецкий подход положить конец нынешнему кризису?
— Однозначно нет. Германия не станет брать на себя какую-то особую роль. Но я также полагаю, что Германия не может позволить себе стать исполнителем пожеланий тех или иных западных стран. Очередным закручиванием санкционной спирали мы ничего не добьёмся".
С последней фразой Лотара де Мезьера согласиться трудно: «очередным закручиванием санкционной спирали» можно добиться многого. Например, ещё большего падения экономики Евросоюза и конкретно Германии, усиления хора несогласных как в самой стране, так и среди её соседей с проамериканской позицией Федеративной республики, и так далее.
Германия
Фото: EPA/ ТАСС