Читатели украинского сетевого издания «Неделя.ua» в большинстве своем хотели бы видеть во главе Украины Владимира Путина. Об этом свидетельствуют результаты недавнего опроса, в ходе которого посетителям сайта был задан вопрос: «Какому политику вы бы доверили управление своей страной?»
Выбрать предлагалось из двадцати фамилий. Причем в списке, помимо известных украинских медийных персон вроде Порошенко, Тимошенко, Яценюка, Януковича, Ляшко и Коломойского, присутствуют и авторитетные лидеры иностранных государств — Меркель, Назарбаев, Лукашенко, Си Цзиньпин, Путин.
И именно российский президент с огромным отрывом занял первое место. За него проголосовали 84% читателей, отмечает информационный портал Украина.ру.
Вторым по популярности оказался глава Белоруссии Александр Лукашенко, набравший 5% голосов. Третье место делят Владимир Жириновский и председатель КНР Си Цзиньпин с двумя процентами. Порошенко набрал 1%. Остальные украинские политики и того меньше — не более 0,5%.
На фоне яростной русофобии и антироссийской пропаганды, которые в постмайданной Украине, как известно, стали нормой, результаты этого опроса выглядят почти сенсационно.
Прокомментировать итоги голосования «СП» попросила директора Института региональных проблем, политолога Дмитрия Журавлева:
— На самом деле, здесь два вопроса: почему такой низкий рейтинг у украинских политиков, и такой высокий у Путина?
На первый вопрос ответить проще: украинские политики очень много обещали, но мало дали. Уровень жизни в стране падает. Причем, падает резко очень. Если у вас цена на товары поднялась на два процента — это кто-то заметит, а кто-то нет. А когда у вас постоянные проблемы с ценами, с товарами, с пенсиями и зарплатами, то это уже совсем другая ситуация.
Беда революционных политиков в том, что они вынуждены много обещать, и, в лучшем случае, хотя бы не сделать ситуацию хуже. А здесь все стало хуже, да еще война идет.
Первое, по чему бьет сегодня украинская власть - социальная сфера. А это, как известно, всегда отражается на общественном мнении.
С Путиным ситуация сложнее…
«СП»: — В каком смысле?
— Дело в том, что там страна расколота. Какая-то часть населения (ведь на Украине не только воюющий Юго-Восток есть, но и Одесса, Николаев, Херсон), просто поддерживает Путина, считая его позицию правильной. В той или иной степени, с теми или иными оговорками…
Парадокс состоит в том, что даже представители другой стороны — представители «партии войны», в действительности, занимают такую позицию: «Путин — молодец. Он для своей страны Крым „отжал“. Нашим бы так себя вести».
В результате оказывается, что как раз наиболее отрицательно относящиеся к политике Путина люди высоко ценят его. Потому что они хотели бы, чтобы их власть вела такую же политику.
Такую позицию, к примеру, всегда занимал кандидат в президенты США от республиканской партии, сенатор Джон Маккейн. Более непримиримого противника России в мире нет, наверное. И он этим очень гордится, всегда это подчеркивает. Но периодически говорит: вообще-то, политику надо вести так, как Путин. Решительная политика всегда привлекает тех, кто хочет простых решений.
А поскольку сегодня Украина «по полюсам растянута» (как в любой революционной стране средней позиции там очень мало — не выживает средняя политическая позиция в условиях гражданской войны), эти два полюса, в действительности, видят в Путине положительную фигуру: одни по сути его политики, а другие по методу.
Это парадокс. Но парадокс очень важный. Сегодня Путин один из немногих политиков, который хоть что-то сделал.
«СП»: — Считаете, что обыватель на Украине об этом задумывается?
— Конечно. Можно ведь как рассуждать: «Раньше Крым был наш, теперь — их. Смотрите, как многого человек добился. Правильно, политик умный. Так и надо действовать. Не то, что наши пентюхи, которые даже пенсий не платят».
«СП»: — Что ждет власть с таким низким рейтингом доверия?
— Для того чтобы власть пала, кроме отсутствия поддержки нужно еще наличие противника. Я имею в виду не зону «АТО». Ни Донецк, ни Луганск на контроль над Украиной не претендуют. Народные республики убирать Порошенко с поста президента Украины не собираются. Или Яценюка с поста премьера. Они хотят, чтобы к ним не лезли.
Но если внутри Украины окажется достаточно активный Бонапарт… Собственно, ситуация на Украине — это ситуация поздней Директории или Временного правительства. Любой более-менее энергичный и последовательный политик, который не будет бояться западного влияния или сумеет с Западом договориться, сможет нынешнюю власть свалить. Другой вопрос: кому это надо? Кому сейчас на эту Голгофу захочется залезать? Управлять страной, экономика которой в полном развале, в которой идет гражданская война, и еще неизвестно, чем все это закончится, не так уж много желающих.
«СП»: — А, может, просто нет харизматичного, яркого лидера? Личности, которой доверяли бы люди?
— Писатель Симонов в свое время, когда его спросили о культе личности Сталина, очень хорошо сказал: «Да, культ был. Но была и личность».
Проблема в этом. Все политики Украины — они шоумены. Яркие? Да. Но не личности. Они государственных действий не совершают. И ничего позитивного в стране не происходит. Все просто разваливается…
Директор российско-украинского информационного центра Олег Бондаренко, в свою очередь, считает, что дело все в аудитории интернет-ресурса:
— Портал «Неделя» имеет своего четко сориентированного читателя, который не приемлет событий, происходящих в последнее время на Украине. Аудитория издания оппозиционно настроена к нынешней власти, и поэтому вполне логично, что она таким образом выражает собственное мнение.
Но давайте не будем выдавать желаемое за действительное. Надо понимать, что все-таки большая часть населения Украины сейчас находится под мощным антироссийским пропагандистским прессингом и очень сильно зомбирована. Поэтому вряд ли российский президент пользуется у этих людей большой поддержкой — это надо признать.
Понимаю, это было бы замечательно. Но сайт «Недели» не является в этом смысле репрезентативным. Мы могли бы себе сейчас сказать, как замечательно, что нашего лидера любят на Украине. Но это будет неправдой. Будем откровенны: если бы такой опрос проводился на территории всей Украины, Владимир Путин не занял бы первое место.
«СП»: — Кого бы выбрали?
— Даже ее знаю. Наверное, Обаму или Меркель…
«СП»: — А если бы в списке были только украинские политики?
— Тогда мы исходим из того, что есть Порошенко, который так или иначе какой-то популярностью пока пользуется.
«СП»: — Разве он не растерял еще тот кредит доверия, который был у него на выборах в мае — более 50%?
— Я бы сказал, что он находится в процессе потери этих голосов. Но, конечно, радикального обрушения пока не произошло.
«СП»: — И даже явная антисоциальная политика не повлияла?
— Она пока еще не так сильно затронула карман рядовых украинцев. Это категория будущего времени.
Фото: Артем Житенев/ РИА Новости