Украина готовится к четвертой волне мобилизации. Соответствующий указ в среду, 14 января, подписал президент Петр Порошенко, сообщает РИА Новости.
О том, что такой документ вот-вот будет принят, стало известно накануне, когда информация о грядущем армейском рекрутинге появилась на официальном сайте Порошенко. Причем, сразу после трагедии под Волновахой.
Обвинив, как водится бездоказательно, в случившемся ополченцев и Россию, гарант «незалежной» объяснил «дорогим соотечественникам», что сам он, вообще-то, за мир. Но украинской армии нужны новые солдаты.
В итоге все пафосное обращение, в котором Порошенко даже сравнил обстрел автобуса с недавними терактами во Франции, свелось к одной ключевой фразе — «мы нарастили мышцы» (читай, готовы снова воевать).
На этот раз мобилизации, как ранее заявлял представитель Генштаба ВСУ генерал-майор Владимир Талалай, подлежат мужчины в возрасте от 25 до 60 лет, а также военнообязанные женщины до 50 лет. Отсрочек ни для кого не предусмотрено. А вот уклонистам грозит уголовная ответственность — до пяти лет лишения свободы. Разрешается также безвозмездное изъятие транспортных средств и техники у населения для нужд армии в зоне проведения силовой операции в Донбассе. Что очень смахивает на узаконенное мародёрство…
По информации украинских СМИ, официальные повестки (а всего в 2015 году под ружье на Украине планируется поставить около144 тысяч человек) начнут поступать призывникам, как только Верховная Рада проголосует за указ президента. А с этим, скорей всего, проблем не будет.
На заседании в среду, как сообщает ТАСС, парламентарии из фракции Яценюка «Народный фронт» предложили официально ввести в стране военное положение и выступили за отмену режима прекращения огня на Востоке страны — по сути, за отмену минских соглашений.
А депутат от «Свободы» Андрей Ильенко, не размениваясь на мелочи, с трибуны Рады потребовал немедленно объявить войну России, информирует ИА ПолитНавигатор.
Неужели Украина серьезно готовится к большой войне? Или же градус воинственной риторики там поднимается с другой целью? И каковы шансы ВСУ на успех в противостоянии с непризнанными республиками Донбасса?
— Украина, действительно, готовится к большой войне, — уверен заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин. — Точнее, ее готовят к большой войне — в этом сомнения нет.
Неспроста сорвалась встреча в верхах в «нормандском формате», которая должна была пройти 15 января в Астане. Запад продемонстрировал, что он абсолютно не заинтересован в поиске компромиссов. Как было год назад, когда он совершил государственный переворот в Киеве, так и сейчас.
Соответственно, разрешиться ситуация может только силовым путем. Либо что-то неожиданно произойдет, от чего Запад вдруг решит, что ему нужно договариваться с Россией. Пока таких причин нет. Поэтому силовое решение конфликта более чем вероятно. Но из этого не следует, что завтра же Порошенко бросит украинскую армию в бой.
«СП»: — Почему вы так думаете?
— Дело в том, что Запад прекрасно понимает, что, если сейчас начать боевые действия, то они легко могут закончиться и в Киеве. Да, украинская армия «нарастила мышцы» — это, несомненно, об этом много говорилось. Только эти месяцы не прошли даром и для армии Новороссии. Там, конечно, еще не полностью покончено с партизанщиной. Однако и по вооружению, и по организации, и по комплектованию армия Новороссии сейчас на порядок выше той, которая в августе-сентябре прошлого года фактически разбила вооруженные силы Украины.
Поэтому здесь далеко неоднозначно все. Если бы Киев был уверен, что, пойдя на штурм, возьмет Донецк и Луганск, я думаю, что его на это благословили бы в Берлине и Вашингтоне уже вчера.
Все сдерживается тем, что есть сила у Новороссии — раз. И, во-вторых, тем, что не удается сломать Россию и заставить ее отказаться от поддержки своих соотечественников на Востоке Украины.
«СП»: — Трагедия под Волновахой могла внести какие-то коррективы в планы украинского руководства?
— О том, что Украину в 2015 году ждет несколько волн мобилизации, было объявлено еще до Нового года. Об этом заявлял Турчинов. Турчинов — это тот, кто как раз и инициировал эту так называемую «АТО» в Донбассе. Сейчас он возглавляет СНБО Украины, т.е. фактически является вице-президентом.
И первая волна как раз должна была начаться 20 января, вторая — в апреле и третья — в июле. Фактически без перерывов будут призывать в течение полугода.
А то, что Порошенко устроил истерику и использовал расстрел автобуса как повод для мобилизации, так это в его духе. Порошенко — пиарщик. Со слезой в голосе он любит выступать. И крокодильи слезы проливать тоже очень любит.
Поэтому привязывать эту мобилизацию к гибели людей в автобусе ни в коем случае нельзя. Эта мобилизация и так состоялась бы.
«СП»: — У нашей страны сейчас серьезные экономические проблемы — частично из-за санкций, частично по причине резкого снижения цен на углеводороды. Уже раздаются радостные голоса: «Россия слабеет!» Под шумок активизировались рейтинговые агентства. Вот не захочет ли Киев, который, как известно, заручился поддержкой НАТО, некоего реванша?
— Нужно понимать, что события на Украине — это только один из эпизодов, один из элементов давления на Россию. Сейчас мы столкнулись с ситуацией, которая в нашей истории была всего три раза — во время Крымской войны, после революции 1917 года и после 1945 года. Трижды Россия оказывалась перед лицом объединенного Запада. Даже в наполеоновские войны, во время Великой Отечественной войны часть Запада была на нашей стороне, а часть — была против нас.
Сейчас четвертый случай. Все очень серьезно. Атака иностранных рейтинговых агентств тоже не случайна. Это опять-таки элемент войны. Холодной войны пока, но войны.
Они сейчас делают все, чтобы обрушить нашу экономику, чтобы взорвать ситуацию изнутри. Поскольку у нас есть ядерное оружие, решить проблему военным путём у Запада сил сейчас нет. Один из элементов ослабления России — это Украина.
«СП»: — Поясните…
— На Западе убеждены, что если оторвать Украину от России, то наша страна будет обречена на жалкое прозябание. Поэтому нужно понимать, что все только начинается. Перед нами очень тяжелое и длительное противостояние с объединенным противником. Запад пойдет на поиск компромиссов, на переговоры только в том случае, когда убедится, что все его попытки сломать Россию провалились.
Пока он считает, что у него все идет хорошо. Цены на нефть удалось обрушить (думаю, сейчас мало, кто сомневается в том, что это далеко не случайность). Экономические санкции действуют. Пятая колонна внутри России, в том числе внутри властного слоя, тоже не спит.
«СП»: — Следует ли понимать, что роль «взрывателя» России как раз возложена на Украину?
— Нет. Украину просто собирались оторвать от России. Причем, еще год с небольшим назад были уверены в том, что Россия даже не станет сопротивляться. Для Запада было полным сюрпризом, что Россия переиграла их в Вильнюсе, когда Янукович отказался подписывать соглашение об ассоциации с ЕС.
Но, проиграв на дипломатическом фронте, Запад перешел к силовому принуждению Украины к ассоциации — устроил государственный переворот. Но они совершенно не ожидали, что Россия и здесь им не поддастся, а вернет себе Крым и поддержит народное восстание на востоке Украины. И вот тогда давление на Россию пошло по всем фронтам…
Член Комитета Госдумы по обороне, депутат Вячеслав Тетёкин, в свою очередь, убежден, что воинственные заявления украинских политиков — не более чем риторика.
— Все это скорее имеет политико-психологический характер. Потому что сейчас украинская армия воевать еще не готова.
Но для населения Украины уже начался период тяжелейших экономических трудностей. Есть проблемы с водоснабжением, с теплом, со светом, растут цены на продовольствие… Надо отвлечь народ от этих бед, чтобы он не вышел на улицы, не организовал очередной майдан. Самый простой способ, известный испокон веков, — создать образ внешнего врага, который вот-вот нападет. Поэтому нужно мобилизовать все силы и ресурсы, забыть о себе, о комфорте.
Такой примитивный шовинистический вариант национализма давно служит «палочкой-выручалочкой» для всех незадачливых правителей. Они не могут обеспечить благосостояние народа, зато легко ввергают страну в хаос, а чтобы оправдаться ищут внешнего врага. Поэтому можно предположить, что при удобной возможности, когда киевские власти почувствуют, что у них есть перевес сил, они вполне могут пойти на силовое решение проблемы Донбасса. Это вне всякого сомнения.
«СП»: — И каковы шансы на успех?
— По оценке очень многих специалистов, шансов никаких нет. Потому что обороняющаяся сторона всегда имеет преимущества, ей нужно меньше сил и средств. Во-вторых, уже сейчас идет формирование регулярной армии Новороссии. И, по нашим данным, эта армия располагает необходимой современной техникой, запасом боеприпасов, ГСМ — всем, что необходимо для ведения боевых действий.
Но, главное, боевой дух армии Новороссии гораздо выше, чем армии Украины, которая потерпела парализующее поражение летом-осенью прошлого года. И, конечно, ей будет сложно в этих условиях добиться какого-то решительного военного перелома.
Фото: ТАСС/EPA