Бывший руководитель ЮКОСа Михаил Ходорковский заявил, что надеется на то, что правление президента России Владимира Путина завершится в течение ближайших 10 лет. Об этом 17 января сообщило агентство Reuters.
— Раньше, когда я был в тюрьме, я писал, что где-то в 2014—2015 году будет начало внутреннего кризиса режима, когда он (Владимир Путин — «СП») начнет делать серьезные ошибки, — заявил Ходорковский на конференции в Литве.
А в интервью CNN в этот же день Ходорковский назвал ручное управление Россией одной из главных уязвимых точек режима Владимира Путина. По его мнению, именно из-за этого произошел рекордный обвал рубля в «черный вторник» 16 декабря.
— Путин был занят Украиной, и ему не смогли вовремя дозвониться, чтобы получить санкцию на использование денег Центробанка для стабилизации рынка, — сказал он.
У нас почему-то принято считать, что Ходорковский сохранил влияние в политических и экономических кругах, и что он якобы какой-то крутой инсайдер, который прекрасно разбирается в российской политической новелле и знает, кто звонит президенту и как часто это делает, замечает заместитель директора Центра политической информации Алексей Панин.
— Но дело в том, что он последний раз общался с Владимиром Путиным в 2003 году, а с тех пор, как говорится, много воды утекло. За это время все инсайды, которые может иметь Ходорковский, — это инсайды от людей, которые ему, так или иначе, сочувствуют. Но если мы послушаем господина Альфреда Коха, который в то время заявил, что Ходорковскому никто особо не симпатизировал и особо не пытался его вытащить из тюрьмы, то вряд ли таких инсайдеров у бывшего олигарха может быть много.
Знаете, по роду своей деятельности я много общаюсь и с настоящими инсайдерами, и с инсайдерами в кавычках, и понял, что если какая-либо информация озвучивается вслух, то, как правило, она ничего не стоит. Такое же впечатление у меня складывается, когда я слышу то, что говорит Ходорковский.
Кроме того, если вспомнить «черный вторник», то в тот день каких-либо значимых новостей с Украины не было вообще, а вот как раз сообщений с валютного рынка — хоть отбавляй. Поэтому я в версию Ходорковского не верю даже чисто по «хронологической» причине.
Что касается серьезных ошибок, то тут, на мой взгляд, что называется, Ходорковский отчасти прав. Время сейчас действительно сложное, и никто особо не знает, что делать. Страна оказалась в ситуации «идеального шторма», когда, с одной стороны падают цены на нефть, с другой — есть структурный кризис. И оппозиция в ближайшее время совершенно точно будет говорить о том, что, мол, с «тучных нулевых» в экономике не произошли какие-либо значимые изменения, она не перестроена
Но, если говорить о популярности власти, то у президента есть еще возможность сменить правительство, в том числе - отправить в отставку премьер-министра, о чем уже давно говорят. Действительно есть определенные предпосылки, что это может произойти ближе к марту этого года. А новый премьер как минимум год может продержаться только на одном «голом» пиаре. Так что, на самом деле мой прогноз — оптимистический.
В сущности слова Ходорковского означают, что Владимир Путин успешно переизберется на новый президентский срок и будет до 2024 года управлять страной, говорит политолог Павел Святенков.
— Судя по всему, Ходорковский считает, что какие-то серьезные изменения возможны только через довольно длительный промежуток времени, то есть он не видит шансов победить Путина в актуальной реальности, и уверен в стабильности ныне существующего режима.
Что касается ошибок, то, на мой взгляд, пока Путин никаких серьезных промахов не допускал. А если какие-то ошибки и есть, то он умеет их быстро исправлять.
Про озвученную Ходорковским версию «черного вторника» я тоже не верю. На мой взгляд, крах на бирже был вызван тем, что решили одномоментно выдать «Роснефти» значительное количество рублей для выплаты долга, и эти рубли пошли на рынок на покупку долларов. Проще было бы выдать всю сумму долларами, тогда кризиса не было и не пришлось бы тратить гораздо больше на его купирование.
Ходорковский заявил, что надеется на то, что правление Путина завершится в течение 10 лет. Извините, но к тому времени у президента могут появится новые планы, замечает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.
— Дело даже не в этом. Ходорковский исходит из известной китайской мудрости: «Если долго сидеть на берегу реки, мимо тебя проплывёт труп твоего врага»… Наверное, Ходорковский многих оппозиционеров огорчил, «отмерив» Владимиру Путину 10 лет правления, а не два-четыре года. Но краткосрочные прогнозы — вещь неблагодарная, иногда они имеют свойства не сбываться…
В общем, Ходорковский прекрасно понимает, что навредить нынешнему политическому режиму может только сам политический режим, совершая грубые ошибки. О каких просчетах может идти речь? Сейчас у нас много говорят о примерах Китая и Ирана, о том, что надо пристально изучать их опыт особого пути.
Однако 5 января президент Ирана Хасан Роухани, выступая на одном мероприятии, заявил, что Иран не может стабильно и устойчиво развиваться в условиях изоляции и призвал к продвижению реформ и открытости в стране. Роухани отметил, что «консервативные и затворнические взгляды уже не соответствуют духу времени, а открытость вовсе не означает отказ от убеждений и принципов». Причем он сказал, что «иранское правительство сделает все возможное для ослабления зависимости от экспорта нефти».
Я уверен, что у Ирана это получится. Но что касается России, то у нас многочисленные разговоры о том, что мы должны сделать, к сожалению, могут остаться всего лишь разговорами. В этом смысле трудно представить, как будет развиваться ситуация, если цены на нефть будут держаться на уровне 40 долларов за баррель в течение двух-трех лет. Все прекрасно знают, что наша экономика тесно привязана к ценам на энергоносители, и что мы сильно зависимы от отношений с внешним миром. И в этом смысле главная ошибка, которая может быть, — это курс на изоляционизм, так сказать «идеи чучхе» в российском варианте.
16 января Михаил Ходорковский также призвал страны Запада пересмотреть санкции против России, заменив секторальные санкции на «адресные». Он также добавил, что «долгосрочный эффект от этих санкций в их нынешней форме выглядит спорным». То есть Ходорковский прекрасно понимает, что санкции способствуют консолидации элиты и общества, и не хочет, чтобы в России антизападные настроения, сложившиеся ситуативно, были вечными и предлагает смотреть на перспективу. То есть Ходорковский выступает как реалист, но на самом деле ничего путного он не говорит, потому что общественные настроения меняются очень быстро. Так, еще недавно мы всерьез опасались агрессии Китая, а в начале 2000-х даже считали нужным дружить с Западом.
Ошибки власти будут. Очень скоро мы почувствуем последствия кризиса, что начнет отражаться на рейтинге власти. Но есть один серьезный момент, на который не раз обращали внимание социологи: люди не видят альтернативу Путину и не воспринимают в качестве возможного лидера того же Ходорковского или Навального. Зачастую народ выбирает власть, считая, что это — меньшее из зол. Откуда могут взять новые «герои» — пока совершенно непонятно. Можно, конечно, ждать раскола в элитах, но опять-таки — если мы посмотрим на окружение Владимира Владимировича, то люди, которые пользуются популярностью в народе, выражают те же взгляды, что и президент. Взять хотя бы Сергея Лаврова или Сергея Шойгу. Что касается Ходорковского, то он сам совершает серьезные тактические ошибки. Например, призывает СМИ перепечатывать карикатуры на пророка Мухаммеда, что никак не стыкуется с его заявлениями, что он «для преодоления кризиса рассматривает возможность стать президентом».
К тому же, россияне прекрасно понимают, что, случись в стране какая «заваруха», это может привести к ситуация, которая сейчас сложилась в Донбассе… Понятно, что ничего вечного нет и, рано или поздно, любой режим прекращает свое существование. Вопрос только в сроках. Думаю, мы увидим трансформацию власти и смену поколений, но эти процессы будут происходить плавно. Радикальный вариант возможен, если только экономика страны окажется не готова к новым вызовам, и если проблема зависимости от энергоносителей будет усугубляться в течение ближайших пяти лет.
Фото: Василий Прокопенко/РИА Новости