Индия и США договорились использовать военные базы друг друга для нужд своих вооруженных сил. Об этом на днях сообщил влиятельный индийский портал defencenews.in.
Подробности договоренностей не разглашаются. Известно только, что теперь индийские военные корабли, находящиеся в Персидском заливе, смогут дозаправляться топливом и от американских судов снабжения.
В Индии новость о подобном американо-индийском соглашении сразу же вызвала бурную реакцию. Так, критики — в основном представители «левых» партий — сразу же выступили против такого сотрудничества, отмечая, что договоренности могут поставить под угрозу принцип неприсоединения, давно соблюдаемый Индией. И позволят американцам прослушивать защищенные линии связи индийских вооруженных сил. Более того, в Дели опасаются, что США, используя индийские военные базы, втянут их страну в новые военные конфликты.
Сторонники соглашения говорят, что в результате подписанного в 2005 году договора о стратегическом сотрудничестве Индия получила современной американской военной техники на сумму около 10 млрд. долларов. Так что, дескать, военное сотрудничество со Штатами — занятие весьма полезное.
Отметим, что после недавнего трехдневного визита Барака Обамы в Дели (в начале декабря подобный визит совершила российская делегация во главе с Владимиром Путиным) было объявлено, что на стадии утверждения правительством Индии находится контракт на приобретение 22 американских ударных вертолетов Boeing AH-64E Apache и 15 вертолетов большой грузоподъемности CH-47F Chinook на общую сумму 2,5 млрд. долларов. Также США и Индия заключили соглашение о совместной разработке, а в дальнейшем - и о производстве миниатюрного беспилотника RQ-11 Raven.
Правда, ничего не сообщается о пяти ключевых технологиях в военной сфере, которые запросила Индия у США в преддверии визита Обамы. Напомним: индийцы хотели бы получить лицензию на производство двигателя General Electric GE-F404 для оснащения истребителей Tejas. А также заинтересованы в технологии stealth, бортовых радарах с синтезированной аппаратурой компании Raytheon, стратегических разведывательных беспилотниках Global Hawk и в легком реактивном разведывательно-ударном самолете Scorpion. Но, по всей видимости, американцы не готовы предоставить Индии свои «ноу-хау» в области военной техники.
Как понимать «базовые» договоренности Индии с США, учитывая, что в нынешней ситуации Дели — один из главных стратегических союзников России? Таит ли в себе опасность подобное соглашение для РФ?
Стоит отметить, что еще в 2001 году Индия неожиданно заявила о готовности предоставить американским ВВС три собственных авиабазы — Авантипур (штат Джамму и Кашмир), Адампур (Пенджаб) и Джамнагар (Гуджарат) для нанесения ударов по Афганистану. Причем, индийские власти приняли такое решение по собственной инициативе. На тот момент США не обращались к Индии с просьбами об использовании какой-либо из военных баз.
— Индию понять можно. Она всегда пыталась быть равноудаленной от обоих блоков: и от НАТО под управлением Вашингтона, и от ОВД (Организации Варшавского договора) под управлением Москвы, — замечает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. — Сегодня эта страна придерживается такой же позиции и по ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности). В этом смысле позиция Индии логична. Но это совершенно не означает, что она перестает быть стратегическим союзником России.
Обратим внимание, что у Дели существуют серьезные противоречия с Пекином. Дело в том, что индийское руководство уже давно бьет тревогу по поводу того, что Китай, используя концепцию «жемчужного ожерелья» (String of Pearls), создает стратегические военно-морские базы вокруг Индии. В Пакистане, на Шри-Ланке, в Бангладеш.
В то же время российско-китайские отношения сейчас динамично набирают обороты. Индию это тревожит. Видимо, индийские стратеги не нашли ничего лучшего, как принять предложение США по некому стратегическому партнерству. Это в определенном смысле уравновешивает ситуацию. В конце концов, Индия — великая страна, и она имеет право сама структурировать свою систему обороны и выбирать каким образом, когда и на каких союзников ей полагаться. Но, повторю, Индия, как была, так и остается нашим союзником. Более того, она даже делает Москве реверанс в том смысле, что ситуацию с тендером на поставку 126 французских истребителей Rafale для ВВС Индии Дели напрямую увязывает с ситуацией вокруг «Мистралей». И, скорее всего, этот договор с французам будет переигран.
А что касается совместном использования баз Индии и США… Обычно военная база — это не только место для размещения ракет. Прежде всего, это хаб — для логистики, переброски войск. В американо-индийском случае, думаю, все ограничится исключительно заходом американских кораблей в индийские порты на определенных условиях. И тут нет ничего удивительно. Множество стран заключают подобные договоры. Однако это не означает, что они стали стратегическими союзниками.
Теперь по поводу спорного тезиса о том, что в результате подписанного в 2005 году договора о стратегическом сотрудничестве Индия получила современной американской военной техники на сумму около 10 млрд. долларов. Смотрите: разве можно назвать самолет базовой патрульной авиации P-8I Poseidon, построенный концерном Boeing в интересах ВМС Индии (всего заказано восемь, три из них несут службу в составе ВМС Индии — «СП»), высокотехнологическим наступательным вооружением? Индия разумно диверсифицирует программу вооружений и старается выстроить взаимоотношения с другими странами так, чтобы не задеть Россию. Поэтому нам надо работать оперативнее и агрессивнее. Прежде всего, мы должны активизировать программу по созданию МТА (многоцелевого транспортного самолета — «СП») и программу по совместному созданию истребителю пятого поколения FGFA, которые пока «подвисли».
Так что, пусть у США не будет никаких иллюзий по поводу нового соглашения: они получили ровно столько, сколько нужно Индии, чтобы не обидеть Россию.
Бывший заместитель начальника Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-лейтенант Евгений Бужинский также замечает, что индийцы давно стремятся диверсифицировать свои экономические и военные связи. Но Индия как была стратегическим союзником России, так им и остается.
— Конечно, индийцы не скрывали, что всегда хотели более тесно взаимодействовать с Соединенными Штатами. Но что касается использования баз, то это, скорее, декларация, чем что-то реальное.
Возможно, индийские корабли в зоне Персидского залива будут заходить, скажем, на базу флота США в Бахрейне для дозаправки или даже мелкого ремонта. Наверное, будут совместные американо-индийские учения. Но я не вижу других возможностей сотрудничества этих стран по новому соглашению. Честно говоря, с трудом себе представляю, чтобы американцы пустили индийцев, например, на свою базу на острове Диего-Гарсиа в Индийском океане. Также не думаю, что индийцы пустят американцев на свои авиабазы, скажем, для проведения военных операций против соседних стран. Даже если представить фантастический сценарий, что снова началась индо-пакистанская война и что американцы прочно встали на сторону Индии, вряд ли Индия согласится на поддержку США.
Существуют несколько моментов, которые и дальше будут влиять на американо-индийские отношения, говорит директор Центра общественно-политических исследований, Владимир Евсеев.
— В настоящий момент в Афганистане серьезно сократилось американское военное присутствие. Там остается всего лишь 12 тысяч военнослужащих — 9,8 тысяч из США и около двух тысяч из других стран НАТО. В этих условиях у Вашингтона появляется некая идея: а нельзя ли при необходимости использовать Индию для усиления американского силового воздействия? У Индии в Афганистане серьезные интересы. Поэтому вполне возможно, что в условиях сокращения американского военного присутствия и Индия не прочь усилить свое влияние в Афганистане. За счет США.
Конечно, американцы хотели бы использовать военные базы Индии, в частности, для стратегического сдерживания Китая. Индии в этом тоже заинтересована, хотя и не афиширует.
Кроме того Индия, по-видимому, будет расширять зону военно-морского присутствия в Мировом океане. Поэтому возможность дозаправки флота ей весьма кстати, учитывая, что есть множество районов мира, где она таких баз не имеет.
Также важный момент — это укрепление российско-пакистанского сотрудничества. Так, в 2014 году впервые в истории была достигнута договоренность с Исламабадом по поводу поставок трех десятков наших вертолетов Ми-35. Обсуждается вопрос о продаже некоторых средств ПВО российского производства. Ведутся и переговоры о прямой продаже Пакистану российских турбореактивных двухконтурных двигателей РД-93 для истребителей JF-17 Thunder совместной пакистано-китайской разработки, минуя Китай. Напомню, что раньше двигатели у России закупал Пекин, после чего поставлял их предприятию Pakistan Aeronautical Complex в Камре, где осуществляется сборка истребителей.
Таким образом, Индия пытается восстановить баланс и укрепить свое влияние через сотрудничество с США. Америка, в свою очередь, будет склонять Индию к тому, чтобы та уменьшила сотрудничество с Россией. Но надо четко понимать, что Дели не хочет и не будет зависеть от Вашингтона: индийцы обязательно сохранят рынок вооружений для России, российское присутствие в ядерной сфере, а также военное сотрудничество.
К тому же здесь есть еще один момент, который говорит в пользу того, что переориентации Индии в сторону США в обозримом будущем не будет. Дело в том, что Дели ежедневно покупает у Тегерана по одному миллиону баррелей нефти. Понятно, что ориентация на США создаст Индии некоторые затруднения в этом плане.
Резюмируя, скажу, что, наверное, соглашение об использовании баз вызовет некоторое недопонимание между Москвой и Дели. Но, думаю, все это быстро сгладится. Известно, что американский президент всегда посещает ключевые страны после того, как там побывал российский лидер. Чтобы подпортить отношение к России. Но, по большому счету, у американцев этого не получается.
Фото: ТАСС/EPA