Во вторник, 3 февраля, народный депутат Украины Виктор Балога, которого называют фактическим «хозяином Закарпатья», так описал в своем Facebook выбор, перед которым сегодня стоит Украина: «Цивилизованное расставание или война на годы, которая ослабит государство, добьет экономику, сделает каждого украинца еще беднее. Если народ к этому готов — значит, воюем. Если нет — определяемся на референдуме: оккупированные территории не являются частью Украины, Путин не отдаст их нам обратно, как испорченный товар. Но в стратегическом плане мы можем сохранить государство, укрепить экономику, нарастить силы и провести реформы».
Чтобы подсластить пилюлю, Балога сделал оговорку: Крым и Донбасс, по его словам, скоро «протрезвеют» и попросятся обратно.
Ранее с аналогичной инициативой выступил Геннадий Корбан — заместитель губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского «Местные политики должны понять: если у них не удался блицкриг, то тогда нужно снять корону и договариваться. Так, как это делают в бизнесе», — заявил он в интервью в интервью Hromadske.tv.
На вопрос, с кем следует договариваться — с президентом РФ Владимиром Путиным или представителями ДНР и ЛНР, Корбан ответил: «Я не знаю с кем, я не хочу комментировать. Может быть и с Захарченко (глава Донецкой Народной республики, — „СП“). Я бы договаривался, если у меня нет сил… Основная задача — это не экономика и не коррупция, это то, что гибнут люди. Мы каждый день здесь привозим останки, я пропускаю это через себя… Но в Киеве к этому относятся как к статистике, а мы видим это собственными глазами… Я считаю, что можно договориться хоть с чертом лысым, лишь бы люди перестали гибнуть».
Напомним: Виктор Балога в администрации бывшего президента Виктора Ющенко руководил секретариатом главы государства и считался «серым кардиналом». Сейчас клан Балоги в Закарпатье контролирует пять из пяти избирательных округов. Корбан же стоял у истоков создания добровольческих батальонов, и еще полгода назад был одним из наиболее радикальных украинских политиков.
Надо сказать, отделить русскоязычные регионы на благо остальной Украине в этой стране публично предлагают давно. Правда, раньше озвучивали эту идею представители не украинского бизнеса, а творческой интеллигенции. Например, один из самых публикуемых здешних писателей Юрий Андрухович еще в 2010 году заявил, говоря о возможности отделения от страны Донбасса и Крыма: «Я бы не отказывался от такого проекта и не делал бы вообще эту проклятую целостность какой-то догмой. Зачем упираться в то, что в действительности уничтожает нас и губит?»
По его мнению, политики из густонаселенных восточных и южных областей Украины тянут страну «в совок», не дают сформировать во власти прочное проукраинское большинство, поэтому без них стране, возможно, жилось бы лучше.
Почему теперь и украинские олигархи начали поддерживать идею отделения Юго-Востока? Станет ли их позиция трендом в украинской политике, дойдет ли дело до проведения всеукраинского референдума по судьбе Донбасса?
— Предложение Балога-Корбан не так однозначно, как кажется, — отмечает замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько. — Начать с того, что референдум о статусе Донбасса уже проводился — в самом Донбассе. С другой стороны, очень странно предлагать проводить всеукраинский референдум именно сейчас, когда «незалежная» практически превратилась в государство из романа Джорджа Оруэлла «1984». В условиях, когда в украинском обществе запрещены альтернативные точки зрения, преследуются журналисты, закрываются российские телеканалы, фактически создано «министерство правды», — очень сложно рассчитывать, что референдум будет свободным волеизъявлением населения.
Напротив, на референдуме, если он состоится, у организаторов будут широчайшие возможности для фальсификации, административного давления и даже давления уголовного, включая угрозы физического устранения. Понятно, что при использовании такого инструментария результаты референдума будут ровно такими, какими их запрограммируют изначально.
«СП»: — Насколько широко идея, что Донбасс — не украинская земля, и от нее нужно избавиться — распространена в украинском обществе?
— Конечно, позиция Балоги отражает точку зрения части украинских граждан. Они действительно считают, что Донбасс никогда Украиной не был, что живут в нем «недоукраинцы», и что в любом случае лучше от него отделаться.
Но таких людей в «незалежной» пока еще не очень много. Даже жители Западной Украины, которые бегут в Россию от мобилизации, в массе своей настроены националистически и в пользу унитарной Украины.
«СП»: — Чего боятся украинские олигархи, раз они взялись продвигать не слишком популярную идею?
— Они боятся, что на фоне поражений украинской армии и карательных батальонов граница Новороссии существенно продвинется на запад — до Одессы. Для Виктора Балоги, помимо всего, особую опасность представляет зарождение русинского (русины — славянский народ, проживающий в Закарпатье) национального движения.
Кроме того, для многих украинских олигархов Донбасс — зона, где размещены их активы. Например, у того же Игоря Коломойского в городе Стаханов находится завод ферросплавов. А по данным украинских СМИ, группа «Приват» Коломойского контролирует до 30% мировой добычи марганцевой руды и более 20% мирового производства ферросплавов. Это — десятки миллионов долларов.
Естественно, Коломойскому не хочется терять источники доходов. И если жителей Донбасса нельзя задавить силой — с ними, по нынешней логике олигарха, нужно договариваться. Надо сказать, Коломойский — человек абсолютно беспринципный, и ради выгоды готов идти на любые союзы.
В этой ситуации в украинское общественное мнение и вбрасываются идеи (в данном случае, через Балогу и Корбана), направленные на поиски компромисса с мятежными регионами Востока и с их лидерами.
«СП»: — Дойдет ли дело до референдума по Донбассу?
— Не думаю. Сейчас налицо противоречия между олигархами и правящей верхушкой в Киеве. В этих условиях референдум для власти неприемлем. Кроме того, такой прецедент таит существенные риски. Вслед за референдумом по Донбассу могут последовать и другие референдумы — уже неконтролируемые. Например, о присоединении к Венгрии Закарпатья. В этом случае всенародные голосования послужат катализатором распада украинского государства.
Поэтому Петр Порошенко не пойдет на референдум. Наоборот, сейчас он еще более радикально выступит в пользу унитарной Украины и за наращивание вооруженных сил. А там, возможно, начнет действовать против олигархических группировок, которые сейчас пытаются играть против главы украинского государства.
Напомню: за все время существования «незалежной» в ней не было проведено ни одного общенационального референдума. Хотя имелся ряд болезненных вопросов, которые таким путем могли быть сняты с политической повестки дня.
Например, на референдум можно было вынести решение об отказе Украины вступать в блок НАТО. Или о придании русскому языку статуса государственного. Или о федерализации Украины и распределении полномочий, в том числе финансовых, между центром и регионами.
Если бы все эти референдумы состоялись, Украина, возможно, была бы сейчас вполне успешным государством. Но сложилось иначе.
— Балога и Корбан — это не «топ» украинского олигархического класса, но они вполне тянут на средний политический вес, — отмечает зав. сектором ИМЭМО РАН, кандидат политических наук Николай Работяжев. — Их заявления — признак того, что украинские олигархи уже не могут игнорировать реальность, и что идеологический морок в их головах понемногу рассеивается.
Безусловно, заявления Балоги-Корбана связаны с успехами ополченцев в Донбассе. В частности, со взятием значительной части украинской группировки в «котел» возле Дебальцево. Между тем, мобилизация украинцев идет из рук вон плохо, а боеспособность украинской армии по-прежнему достаточно низкая. В этих условиях часть украинской элиты действительно поняла: дальнейшие боевые действия в Донбассе бессмысленны.
К отторжению Юго-Востока эту часть элиты подталкивает и другой фактор. За 20 лет украинской государственности Донбасс так и не удалось полностью украинизировать. А сейчас такая перспектива выглядит еще более сомнительной. Зато если Юго-Восток отколется и уйдет, считает ряд украинских политиков, на оставшейся территории проще будет построить украинское государство на монокультурной основе — сформировать украинскую нацию на основе западно-украинских ценностей.
В принципе, проведение референдума по Донбассу было бы неплохим выходом из нынешней ситуации. Однако именно сейчас Порошенко и внешние игроки, которые за ним стоят, вряд ли на такой шаг согласятся. Для них референдум тождественен признанию поражения.
«СП»: — Что может все же подтолкнуть Порошенко к проведению референдума?
— Крупное военное поражение украинской армии в Донбассе. И распространение в украинском обществе представлений о бессмысленности войны на Юго-Востоке…
Фото: EPA/ ТАСС