18 февраля Генеральная прокуратура Донецкой народной республики возбудила уголовное дело против президента Украины Петра Порошенко, премьер-министра страны Арсения Яценюка и секретаря Совета национальной безопасности и обороны Александра Турчинова. Как сказано в постановлении, дело по ст. 423 ч.2 УК ДНР возбуждено по факту «планирования, подготовки, развязывания и ведения агрессивной войны государственными должностными лицами Украины».
«Будучи несогласными с волеизъявлением населения Донбасса о провозглашении ДНР и ЛНР, руководство Украины организовало вторжение незаконных бандформирований и карательных батальонов на его территорию», — цитирует постановление Донецкое агентство новостей.
В сообщении также сказано, что в результате «военных действий, террористических актов, артиллерийских и минометных обстрелов Республики, общее число пострадавших мирных граждан превысило 4000 человек. Погибло более 1000 граждан, более 3000 получили ранения и увечья, разрушены более 2000 зданий и сооружений, а также объектов жизнеобеспечения».
По официальным оценкам ООН, конфликт в Донбассе унес как минимум 5665 жизней, более 14 тысяч человек получили ранения. Немецкие СМИ со ссылкой на собственные источники в разведке написали, что количество жертв занижается на порядок и может достигать 50 тысяч человек.
Напомним, что по Минским соглашениям, заключенным 12 февраля после многочасовой встречи «нормандской четверки», стороны обязаны амнистировать участников конфликта. «Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины», — так звучит полностью пятый пункт соглашения. Но уже на следующий день после переговоров, Киев стал трактовать договоренности по-своему. Так, министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил, что на лидеров народных республик амнистия распространяться не будет.
«Любые шаги относительно так называемой амнистии будут осуществляться исключительно в рамках закона, который рассматривался в Верховной Раде. Более того, такая амнистия никоим образом, я подчеркиваю, никоим образом не может быть предоставлена тем, кто был задействован и вовлечен в преступления против человечности», — заявил глава украинского МИД, отвечая на вопрос, подлежат ли амнистии лидеры ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий.
17 февраля Совет безопасности ООН единогласно принял российский проект резолюции, которая призывает все стороны соблюдать Минские соглашения. В документе члены Совбеза также говорят о «полном уважении суверенитета, независимости и территориальной целостности Украины» и подчеркивают, что кризис должен быть решен мирным путем. Но возможен ли диалог, если Киев и народные республики официально объявили друг друга военными преступниками?
— Постановление Генпрокуратуры ДНР не противоречит резолюции Совбеза, в которой говорится о территориальной целостности Украины, — говорит политолог Сергей Михеев. — Война уже развязана, по сути, власти Киева начали войну против собственного народа. Уважение территориальной целостности не означает, что киевские власти могут делать на своей территории все, что им вздумается, включая убийство мирных жителей.
Что касается самого возбуждения уголовных дел — это очевидный ответ на разговоры в Киеве о том, что руководство ДНР и ЛНР не подлежит амнистии. В пунктах минских соглашений была четко прописана однозначная и безусловная амнистия всем участникам боевых действий, имеющих отношение к конфликту. Но буквально на следующий день Климкин и ряд других высокопоставленных должностных лиц заявили, что амнистия ни в коем случае не будет распространяться на руководство Донецкой и Луганской народных республик. Во-первых, это прямо противоречит пунктам Минских соглашений. Во-вторых, это очевидная провокация, направленная на то, чтобы не оставить выбора руководству ДНР и ЛНР и вынудить их пойти идти на нарушение договоренностей. Решение Генпрокуратуры было только ответом.
«СП»: — Если так, Минские соглашения заведомо невыполнимы?
— Они выполнимы при наличии соответствующей политической воли в Киеве и Донецке с Луганском. Никто не ожидал, что все будет легко и выполнение договоренностей пойдет, как по маслу. Сразу после завершения переговоров в Минске в Киеве было сделано сразу несколько заявлений, противоречащих достигнутым соглашениям. Об отказе от амнистии я уже упомянул. Затем были заявления командиров всевозможных батальонов о том, что они не собираются складывать оружие. Так как они входят во внутренние войска Украины, это не просто какие-то люди, а государственные служащие. Гладкий процесс был изначально невозможен. Но перспективы выполнения Минских соглашений есть, хотя они сложные и никто этого не скрывает.
«СП»: — Но раз дело открыто, оно будет доведено до конца или о нем забудут?
— Никто на этот вопрос сейчас не ответит. Уголовное дело — это бумажка. Его можно открыть, закрыть, приостановить, довести до конца. Это будет зависеть от развития ситуации.
Профессор факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Манойло считает, что если Киев амнистирует лидеров ДНР и ЛНР, они могут сделать то же самое в отношении украинских властей.
— По представлению СБУ были возбуждены уголовные дела против лидеров ДНР и ЛНР. Они объявлены в розыск. Поэтому народные республики, как полноправные субъекты минского процесса, зеркально отразили меры, которые предпринимает против них официальный Киев. Это общепринятая практика ответных симметричных действий. Уверен, что если бы киевские власти не вели двойную игру, с одной стороны, ведя переговоры с лидерами ДНР и ЛНР, а с другой — открывая против них уголовные дела, то и этих уголовных дел бы не было.
«СП»: — Амнистия прямо прописана в Минских соглашениях, но Киев начинает от них отступать. Могут ли европейские страны, гаранты мирного процесса, как-то повлиять на Порошенко?
— Порошенко, как представитель Украины, присоединился к Минским соглашениям, которые были подписаны представителями четырех государств, принимающих участие в процессе мирного урегулирования. Но заявления, которые идут из Киева от различных представителей власти, в том числе Турчинова, Яценюка, Яроша, говорят о том, что Порошенко не обладает реальной властью для реализации соглашений. Ярош прямо заявил, что ему Порошенко не указ, и он будет использовать свой экстремистский «Правый сектор"* для продолжения войны в Донбассе.
Порошенко не контролирует политические силы, которые на Украине настаивают на продолжении войны. А даже если бы ему удалось принудить «партию войны» выполнять Минские соглашения, не факт, что с этим согласятся США, которые сегодня управляют Украиной. Мы говорим о режиме прямого управления через легионеров в Кабинете министров и путем указаний, которые поступают Порошенко из Госдепа. Продолжение вооруженного конфликта и гражданской войны в интересах Вашингтона. Порошенко становится все более декоративной фигурной, которая ничего не решает. Он прекрасно понимает, что когда придется отвечать за массовую гибель людей и войну, вся ответственность будет на нем. Но повлиять на ситуацию он не может.
Подписать Минские соглашения Порошенко заставила согласованная позиция европейских стран и России. Но, по большому счету, Европа принудила согласиться с этими вещами не Порошенко, а Вашингтон. Европейские лидеры не хотят, чтобы оружие, которое Америка обещала поставить Украине, оказалось в руках радикалов в самой Европе.
«СП»: — Если говорить практически, какая судьба ждет эти уголовные дела и как это скажется на диалоге?
— Если бы лидеры ДНР и ЛНР попали в руки киевским властям, они бы их, без сомнения, арестовали и организовали образцово-показательный процесс в рамках уголовных дел, которые они возбудили. Что касается второй стороны, все не так просто. Думаю, ЛНР и ДНР готовятся к тому моменту, когда все участники мирного урегулирования на Украине будут исполнять пункт соглашений, где написано, что должны быть амнистированы все участники конфликта на Юго-Востоке Украины. Если эту позицию Киев будет выполнять досконально, то и народные республики, следуя Минским договоренностям, предоставят амнистию Порошенко и другим участникам гражданской войны. Это будет симметричный ответ. Представьте: ЛНР и ДНР амнистируют президента Украины. Красиво получается.
Политолог, директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов указывает, что практика возбуждения уголовных дел не способствует налаживанию диалога, но выбора у народных республик не оставалось.
— Конечно, подобные действия и Украины, и народных республик не способствуют мирному урегулированию и не вполне соответствуют духу Минских договоренностей. Но важно отметить, что инициатива принадлежит украинской стороне, а народные республики всего лишь действуют зеркально. Это вынужденная мера.
Кстати, сегодня в интернете начался сбор подписей под обращением в Организацию объединенных наций с требованием признать Порошенко и других руководителей Украины военными преступниками. Насколько я знаю, за половину дня там уже собрано порядка ста тысяч подписей.
«СП»: — Может ли Запад повлиять на Киев, чтобы они выполнили пункт об амнистии?
— Сомневаюсь, что Запад будет на кого-то влиять. В конечном итоге, если все искренне хотят вести дело к миру, то подобных вещей не должно быть. Но мы видим, что Запад молчит. Заявлениям украинской стороны по поводу уголовного преследования лидеров ДНР и ЛНР уже несколько дней, но никакой реакции не последовало. Лидеры народных республик подождали несколько дней и предприняли ответные шаги.
Сейчас можно либо серьезно вести дело к миру и делать все для этого. Либо только говорить о мире, а на самом деле готовиться к войне, как это делают в Киеве. Если страны «большой тройки», то есть Россия, Германия и Франция, которые поставили подписи под Минским протоколом, смогут принудить Украину к выполнению взятых на себя обязательств, в том числе и о проведении амнистии, один разговор. Если не смогут — совсем другой.
*Украинская организация «Правый сектор» признана экстремистской и запрещена в России решением Верховного суда РФ от 17 ноября 2014 г.
Фото: Николай Лазаренко/ ТАСС