«Когда замолкают дипломаты, начинают говорить пушки». Это больше не актуально. Дискуссии дипломатов в ХХI веке ведутся под грохот пушек и ракетных установок. Минские соглашения заставили канонаду лишь поутихнуть. Европа сидит на пороховой бочке, фитиль которой продолжает тлеть в Донбассе.
ХХ век вместил в себя две мировые войны, огромное количество локальных конфликтов, ядерные бомбардировки, «железный занавес». Казалось, после таких событий Европа обрела иммунитет к новым кровавым распрям между народами.
Однако события на Украине показывают — все отработанные механизмы урегулирования кризисов не действуют.
Правила игры изменились. И нам пора привыкать жить в новых реалиях и не испытывать праведного возмущения по поводу очередного нарушения договоренностей. Западные страны давно утратили искусство диалога и перешли к обвинительному монологу. Идеология прав человека в ее евроатлантической интерпретации оказалась банальным поводом для вмешательства в дела других государств, стала основой экспансии нового мирового порядка. Якобы правозащитная риторика служит оправданием революций, массовых убийств, геноцида русских в Донбассе Что это? Инерция победы в холодной войне? Или жажда развязать горячую?
На мир Запад не настроен. Заявление их официальных лиц — это не слова людей, желающих завершения конфликта. Виктория Нуланд, которую называют главным дипломатом Обамы в Европе, окрестила поездку Ангелы Меркель на встречу с Владимиром Путиным «московской чушью». Порошенко трясет с трибуны паспортами якобы российских военных. Джен Псаки уже после «Минска-2» обвиняет ополченцев и Россию в несоблюдении сентябрьских договоренностей. Яценюк требует с нас репараций за разрушенный Донбасс.
Пафос гуманизма и прав человека переплавился в украинском котле в пафос ненависти и русофобии. Дипломатию сменили технологии, имитация, игра. Никакого взаимоуважения, никакой взвешенности — только агрессия, только злоба, только угрозы.
А ведь были времена, когда за оскорбительный отзыв о России били по лицу хлыстом. Именно так поступил великий русский философ и дипломат Константин Леонтьев с французским посланником.
Защита Абхазии и Южной Осетии, присоединение Крыма, гуманитарная помощь восставшему Донбассу продемонстрировали, что Россия может твердо отстаивать свои интересы. И нам пора отказаться от оправдательной риторики — оправдывается виноватый.
Уж не Америке с ее традициями рабства и расовой сегрегации учить весь мир свободе и правам человека. Уж не Европе, которую мы освободили от фашизма, поддакивать ей в этом.
В русской исторической традиции понятие свободы основано на представлениях о справедливом мироустройстве. Именно эти качества позволили нам дать миру новое прочтение гуманизма, благодаря великой русской литературе. Именно эти качества помогли русским победить в 1945 году.
Россия должна выступить автором новой универсальной парадигмы свобод и прав человека для Европы и Америки. Центром нового западного диалога должно стать многовековое понятие справедливости, а не популистская риторика и политтехнологии.
Прусский военный теоретик Карл фон Клаузевиц 200 лет назад сказал: «Война есть продолжение политики, только другими средствами». Политика осталась только способом продолжения войны.
Фото: Владимир Федоренко/ ТАСС