Российская сторона не может обследовать и разминировать автомобильный мост на границе Крыма с Украиной. Об этом 5 марта сообщила СМИ представитель пресс-службы Погрануправления ФСБ России по Республике Крым Екатерина Тарасова.
— Мы не можем производить никаких действий, потому что это украинская сторона, территория другого государства, — рассказала она.
— Мы можем с достоверностью утверждать сейчас, что мосты заминированы. Сотрудники пограничного управления отчетливо наблюдали минирование моста. После этого никаких действий по его разминированию не производилось, — пояснила Тарасова.
Напомним, 4 марта пресс-служба Погрануправления ФСБ сообщила, что украинская сторона еще 17 февраля заминировала действующий мост на дороге между пограничными пропусками «Джанкой» (Россия) и «Чонгар» (Украина), а также неиспользуемый старый мост в Крым.
— Зафиксирована закладка 42 деревянных ящиков зеленого цвета к опорам мостов. К ящикам подведены электрические провода, концы которых выведены в направлении места дислокации украинских военнослужащих.
В ведомстве уточнили, что движение по мостам, по которым, как сообщается, ежедневно пересекают границу порядка 1000 человек и 3000 автомобилей, во время минирования не прерывалось.
— Украинская сторона во время минирования не приостанавливала движение по функционирующему мосту транспортных средств и проход лиц, пересекающих государственную границу в пешем порядке.
В ФСБ РФ отметили, что руководителю сопредельного украинского пограничного органа направлено обращение о необходимости принять меры по разминированию моста. При этом обращено внимание на то, что основу миграционного потока составляют граждане Украины. Однако украинские пограничники обращение проигнорировали.
— Никакой угрозы для жителей Крыма, а также для украинцев, которые пересекают границу республики, нет, однако угроза детонации, все же, существует. Тем более, никакие меры по разминированию не принимаются, — добавили в пресс-службе российского ведомства. — Все органы власти и силовики, а также население проинформировано о минировании, не месте дежурят бригады «скорой помощи» и МЧС.
Отметим, что в настоящее время в Крыму действуют три пункта пропуска на границе с Украиной: «Джанкой» рядом с Чонгарским проливом, «Армянск» и «Перекоп» на Перекопском перешейке.
— Это провокационный шаг Киева, который никакого военного и стратегического значения не имеет, — говорит военный эксперт Виктор Мураховский. — Если это рассматривать как какое-либо воспрепятствование проникновению каких-то мнимых военнослужащих с Крыма на территорию Украины, то это — полный бред. Так что разрушение этих мостов вызовет только трудности в сообщении между гражданскими людьми. Однако не станет препятствием в случае, если реально потребуется перебросить силы для проведения военных операций. Вспомните хотя бы «вежливых людей».
«СП»: — Раньше, когда украинские войска минировали мосты в Луганске, Мариуполе, то они обвиняли в этом ополченцев.
— Если произойдет подрыв, то Украина и в этом обвинит кого угодно, несмотря на явные действия украинских пограничников по закладке под опоры мостов ящиков якобы со взрывчатым веществом.
«СП»: — Учитывая, что к ящикам подведены провода, мы не можем воздействовать на них дистанционно, чтобы исключить подрыв?
— Если проводная система, то на нее невозможно воздействовать средствами подавления. Они действуют только на беспроводные каналы.
Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов отмечает: минирование мостов укладывается в общий контекст попыток киевского руководства, преимущественно Арсения Яценюка — инициатора строительства траншеи вдоль границы с Россией, и дальше продавливать «политику отгораживания» от нашей страны.
— Как известно, Киевом введены правила, согласно которым въезд с территории России на территорию Украины теперь осуществляется по загранпаспортам. С гуманитарной точки зрения отсутствие необходимости въезда по загранпаспортам свидетельствует о братских взаимоотношениях двух народов, но Яценюк и другие делают все, чтобы этого не было. Мало того, на Украине на полном серьезе задумываются об утверждении официальной даты войны с Россией (об этом 4 марта в интервью СМИ сообщил директор Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович — «СП»). В общем, минирование автомобильных мостов — из той же песни. Наверняка Киев придумает и еще что-нибудь, ведь ему необходимо оправдывать смысл новой политики в отношении России. Другое дело, что сейчас украинские граждане стремятся продать в Крыму свои товары. Но если украинские силовики все подорвут, то куда поедут эти фуры? В Румынии и без этого своего добра хватает.
Мосты заминированы на управляемый взрыв, поэтому, в принципе, по ним можно передвигаться, но украинские власти непредсказуемы. Также непредсказуемы и украинские силовики, которые всему миру демонстрируют свою излишнюю самостоятельность. Гарантировать на сто процентов, что какой-нибудь ненормальный боец украинского войска не подорвет мосты с проезжающими по ним людьми, уже никто не решится.
Заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько говорит, что Киев, заминировав мосты, тем самым пытается давить на Россию.
— Это делается столь демонстративно, что, видимо, украинская сторона больше ничего сделать не может. Все средства давления на Россию, Крым и ополченцев Донбасса уже исчерпаны.
С другой стороны, судя по всему, взрывчатка закладывается не только под автомобильные мосты, но и под Минские договоренности, потому что «Минск-2», который удалось достичь и который худо-бедно начинает работать — это продукт европейско-российской дипломатии, что очень не устраивает американцев и тех, кто находится под их полным управлением — Киев. Не получив необходимого результата по эскалации напряженности в Донбассе, они, возможно, такими пакостями попробуют организовать что-то на крымско-украинской границе.
Ну и традиционно никто из властей Украины не обращает внимания на интересы своих собственных граждан, которые сейчас в большом количестве едут в Крым для того, чтобы там продать свою сельхозпродукцию. До сей поры наблюдался большой рост товаро- и пассажиропотока из Украины в Крым, направленный именно на продажу продуктов первой необходимости: овощей, молочной продукции, мясных товаров.
Фото: EPA/ ТАСС