В четверг, 19 марта, со знаковым заявлением по украинскому кризису выступил председатель Европарламента Мартин Шульц. В интервью газете Die Zeit он объявил, что США не способны найти выход из конфликта на Юго-Востоке.
«Наоборот, „ястребы“ в Вашингтоне, в особенности члены республиканской оппозиции, лишь разжигают его», — отметил Шульц. По его словам, первый шаг к выходу из украинского конфликта должен заключаться в восприятии его не как «российско-американской темы», а как европейской.
Отдельно Мартин Шульц «прошелся» по антироссийским санкциям. Он назвал их «очень успешными», но тут же оговорился, что Евросоюзу необходимо поддерживать хорошие отношения с Россией, поскольку он нуждается в «мирных, стабильных соседях».
Ключевой момент заключается в том, что впервые столь крупная фигура из числа политиков ЕС признала: украинский кризис — дело исключительно «континентальное», и вмешательство США в него следует ограничить. Другими словами, следует перестать жестко увязывать урегулирование на Юго-Востоке с санкционным давлением на Россию, на чем настаивают Штаты.
Конечно, Европарламент напрямую не влияет на главного европейского игрока — Германию. А позицию — по сути, проамериканскую — ФРГ четко сформулировала канцлер Ангела Меркель после встречи с президентом Украины Петром Порошенко 16 марта. «Санкции и соблюдение Минских договоренностей должны идти рука об руку», — подчеркнула Меркель.
Тем не менее, имеются косвенные признаки, что европейская политика может быть скорректирована.
17 марта стало известно, что руководители стран Евросоюза на саммите 19 марта не будут принимать решений по продлению экономических санкций против Москвы. Об этом написала американская газета The Wall Street Journal. По информации издания, вопрос отложен на более поздний срок, чтобы «обойти европейские разногласия по поводу политики в отношении России».
Об этих «разногласиях» ранее сообщило агентство Bloomberg. Оно насчитало в Евросоюзе семь стран, которые выступают против расширения санкций в отношении России. Это Кипр, Греция, Венгрия, Испания, Словакия, Австрия и Италия. Правительства этих стран уверены, что расширение санкций спровоцирует эскалацию конфликта на Украине, — пишет Bloomberg. «Скорее всего, они не согласятся продлевать санкции», — заявил изданию бывший британский дипломат Иан Бонд.
Можно ли считать, что перечисленные факты складываются в тренд? Действительно ли Европа готова урегулировать украинский кризис и строить отношения с Россией, исходя, прежде всего, из собственных интересов — без оглядки на США?
— Европа до украинского кризиса не сталкивалась с вызовами, требующими солидарной позиции от общеевропейской дипломатии, — считает руководитель «Политической экспертной группы», политолог Константин Калачев. — Кризис повлиял и на отношения ЕС и США. Понятно, что эти отношения были и остаются партнерскими, хотя в экономике стороны выступают в качестве конкурентов. Но ясно и другое: хотя политика и в Европе, и за океаном основывается на одних и тех же ценностях, однако тактика, как показал украинский кризис, может быть разной.
Заявления Мартина Шульца о том, что украинский кризис следует рассматривать как сугубо европейскую тему — это попытка выйти из тупика в урегулировании на Юго-Востоке, в котором все стороны оказались. Оказались они там, в том числе, потому, что Украина рассматривалась именно как поле противостояния России и США.
«СП»: — Что изменилось сейчас?
— ЕС больше не готов рассматривать украинский конфликт как геополитическое перетягивание каната, в котором европейцы должны безоговорочно участвовать на стороне США. Европе нужно решение украинской проблемы, тогда как Америке нужно показать, что ее претензии на роль мирового полицейского по-прежнему обоснованы, и что Москва не сможет изменить существующий миропорядок, не считаясь с интересами Вашингтона.
В этой ситуации США просто обязаны быть последовательными, идти до конца, и доказывать свою «самость» в украинском конфликте. Правда, по мнению американских политиков, которые выступают за поставки Киеву летального оружия, Барак Обама является в этой схеме слабым звеном. Они считают, что украинская ситуация должна рассматриваться как модельная, и США должны проявлять максимальную жесткость.
Но Европе, повторюсь, все это не нужно. Ей не важно, кто — США или Россия — выйдет победителем из нынешнего противостояния. Европе важно, чтобы на Украине не было конфликта.
Сегодня мы видим в Европе ряд различных мнений. Есть, как минимум, семь стран, которые выступают за мягкий подход к России. Есть страны Балтии, которые ощущают себя не вполне защищенными, и могут вместе с Польшей занимать крайне проамериканскую позицию — просто потому, что примеряют украинскую ситуацию на себя. Но есть и страны, для которых главное — это вопросы экономического сотрудничества с Россией, и страны, разочарованные в действиях украинского руководства.
Действительно, пока Украина не демонстрирует дееспособность, самостоятельность и гибкость в разрешении конфликта на Юго-Востоке. Не имея возможности решить его силой, она не может решить конфликт и дипломатическим путем. Думаю, сегодня любой непредвзятый наблюдатель может с полным основанием утверждать, что Украина несет значительную часть ответственности за происходящее в Донбассе.
«СП»: — Можно ли говорить, что тренды европейской политики меняются?
— Думаю, да. Старая парадигма исчерпана, идет поиск новой. Европа явно предпочитает сотрудничество с РФ конфронтации. Да, Европа очень разная, в ней существует много точек зрения. Но при всем многообразии, похоже, доминирующей в ближайшее время станет точка зрения сил, которые выступают за поиски компромисса, и которые не готовы слепо идти в фарватере американской политики.
— С начала украинского конфликта многие европейские политики утверждали, что путь санкций против России бесперспективен, и только нанесет ущерб экономике стран ЕС, — отмечает замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько. — Именно это сейчас и происходит. И хотя лидеры Германии и Франции предпринимают титанические усилия, чтобы не смягчать антироссийские санкции, в западноевропейском стане все чаще прорываются голоса недовольных тем, что Европа теряет миллиарды евро от сворачивания сотрудничества с Россией.
Европа действительно несет серьезные потери. Например, стало известно, что индийские военные намерены отказаться от приобретения французских истребителей Rafale, разработанных компанией Dassault. Речь идет о срыве контракта на поставку 126 машин общей стоимостью более 10 млрд долларов США. Одна из причины срыва — утрата Францией имиджа надежного продавца оружия из-за отказа поставить России вертолетоносцы «Мистраль».
Поэтому, на мой взгляд, принципиально нового нет ни в заявлении Мартина Шульца, ни в стремлении лидеров семи стран наладить отношения с Россией и возобновить экономическое сотрудничество.
«СП»: — Сможет ли позиция Шульца и лидеров европейской «малой семерки» привести к тому, что санкции в отношении России будут сняты?
— Думаю, об этом рано говорить. Кипр, Греция, Венгрия, Испания, Словакия, Австрия и Италия, безусловно, настроены на сотрудничество с Россией. Но Евросоюз — весьма неоднородное сообщество, и решающее слово в нем остается за Германией и Францией. Между тем, 19 марта Ангела Меркель, выступая в бундестаге, заявила, что снимать санкции с России при условии выполнения только пунктов Минских договоренностей «было бы неправильно». И можно ли представить, чтобы, скажем, та же Греция смогла изменить эту позицию Германии — своего основного кредитора?! Ответ очевиден.
На мой взгляд, «малая семерка» делает пророссийские заявления для политической торговли с той же Германией, например, по вопросам списания внешних долгов. Но эти заявления, увы, не способны изменить антироссийский санкционный режим.
«СП»: — При каких условиях Германия и Франция способны пересмотреть политику в отношении РФ?
— Думаю, только в случае дальнейшего обострения украинской ситуации, усиления давления на Россию и ответных мер со стороны РФ, и сопутствующего роста убытков европейской экономики. Только это, я считаю, может заставить ЕС взять политику в отношении восточноевропейского пространства в свои руки, а не отдавать ее на откуп США…
Фото: Caro / Rupert OberhŠuser/ Globallookpress