20 апреля начальник главного следственного управления Службы безопасности Украины Василий Вовк в прямом эфире одного из украинских ток-шоу предложил всем инакомыслящим замолчать, иначе он не гарантирует их безопасность.
«Я думаю, что в нынешнее время, когда практически идет война, нужно „украинофобам“ если не закрыть рот совсем, то свою риторику уменьшить до нуля. Я призываю это сделать, потому что это до добра никого не доведет. Это я говорю как начальник Главного следственного управления Службы безопасности Украины», — заявил Вовк. На уточняющий вопрос, кого именно следует считать «украинофобом», он ответил, что все и так понимают, о ком идет речь.
Можно быть уверенными, что это не просто слова. Заявление начальника СБУ выглядит особенно угрожающе на фоне недавних убийств в центре Киева оппозиционного журналиста, писателя Олеся Бузины и лидера Антимайдана, экс-регионала Олега Калашникова. Как известно, за несколько дней до убийств, анкеты с их личными данными появились на сайте «Миротворец», который курирует лично помощник министра внутренних дел Антон Геращенко. Анкету Олеся Бузины на сайт добавил некий «агент 404», а после убийства журналиста в официальном «Твиттере» «Миротворца» ему выразили благодарность за выполненное задание.
Конечно, это может быть фейком, но в любой нормальной стране эту информацию, как минимум, проверили бы, а сайт закрыли. Геращенко же не только не стал открещиваться от связи с ресурсом, но и хвастался, что после того, как он стал объектом внимания СМИ, его база данных пополнилась десятками тысяч новых анкет. Якобы, «сепаратисты» и враги Украины вбивали свои имена и данные, чтобы проверить, есть ли они на сайте, а хитрые украинцы их фиксировали и включали в систему. Личная информация тысяч граждан Украины до сих пор находится в открытом доступе на этом ресурсе. На вопрос о том, соответствует ли это конституции Украины, которая гарантирует неприкосновенность личных данных, Геращенко ответил, что «защита суверенитета и территориальной целостности Украины — важнейшая функция государства и дело украинского народа».
Любопытно, что на том же эфире Василий Вовк заявил, что по его данным на Украине нет праворадикальных организаций, партий или групп. Возможно, по мнению чиновника, батальоны «Азов» или «Айдар», использующие нацистскую символику, или экстремистский «Правый сектор"*, запрещенный в России, меркнут по сравнению СБУ и МВД Украины?
Можно ли представить себе, что в России высокопоставленный чиновник ФСБ посоветует всем «русофобам» замолчать, иначе им же хуже? Российские и западные правозащитники и политики всех мастей тут же разразились бы сотнями гневных воззваний и постов в соцсетях. Слова же Василия Вовка никем, кроме российских СМИ, замечены не были. Ни одна международная организация или высокопоставленный деятель не высказались о притеснениях инакомыслящих на Украине.
— Василий Вовк напоминает мальчика из сказки про голого короля, — комментирует ситуацию политический аналитик Международной организации по наблюдению за выборами CIS-EMO Станислав Бышок. — Он открыто высказал то, что все, по большому счету, знали, но боялись или стеснялись сказать прямо. Все это рядили в какие-то разговоры о суверенитете Украины, демократии, борьбе за европейский выбор. А сейчас этот господин прямо объяснил, что ждет любого человека, который не согласен с украиноцентричной и русофобской позицией нынешней киевской власти и, в частности, СБУ.
«СП»: — Если всем инакомыслящим на Украине прямо советуют замолчать, чего можно ждать дальше от такого режима?
— Лиха беда начала. Если взять историю Украины и политических убийств до майдана, то одним из немногих резонансных убийств журналиста была гибель Георгия Гонгадзе. После него вся страна стояла на ушах. И пресса, и представители гражданского общества, и все политические партии осуждали это убийство и призывали президента Кучму провести необходимые мероприятия, чтобы виновные были найдены.
А сейчас средь бела дня в Киеве убивают популярных писателей, политиков, журналистов, и это воспринимается с очень большой толерантностью. Никто, кроме ограниченной группы людей, которая уже опасается высказывать свои взгляды, не возмущен. Это воспринимается очень рутинно: «Ну да, он поплатился за свои украинофобские заявления, сам виноват, не нужно было болтать языком». Такие комментарии можно встретить не только в соцсетях, но и в комментариях официальных и полуофициальных лиц.
В такой атмосфере можно ожидать, что этот террор усилится. Вседозволенность влечет за собой еще большую вседозволенность. Прикрываясь идеями борьбы за независимость государства, за его очищение от «агентов России», можно сводить свои личные и политические счеты. Украина сегодня сильно идеологизирована, поэтому воспринимает представителей гражданского общества или представителей творческих профессий, как агентов той или иной политической точки зрения.
«СП»: — Никто из западных политиков на заявление Вовка не отреагировал. А можно представить, какую реакцию вызвало бы аналогичное заявление российского чиновника?
— Конечно, можно. Можно, например, сравнить, реакцию Запада на убийство Бузины и российского политика Бориса Немцова. Последнее со всеми подробностями и критикой как минимум две недели было в топе западных мейнстримовых изданий — The Times, New York Post, Guardian и так далее. Про Бузину в день убийства было от силы несколько заметок.
Более того, убийство этого журналиста застало меня в Вене, где я выступал на сессии ОБСЕ, и никто об этом там не говорил. Говорили о Надежде Савченко, о нарушениях прав человека в Донбассе, но кроме представителей российских НКО об Олесе Бузине никто даже не упоминал, в том числе представители ЕС и США.
«СП»: — Их не настораживает даже существование сайта «Миротворец»?
— Существование этого и ему подобных сайтов, открывающих личную информацию людей, — это проявление той атмосферы, которая царит в украинском обществе. Известно, что спецслужбы каким-то образом курируют эти сайты и знают об их существовании. Допускаю даже, что они знали о готовящихся убийствах. Не обязательно они организовывали эти убийства сами, но то, что они были в курсе и могли бы найти (или уже знают) виновных, но не хотят этого делать, вполне возможно.
За них всю грязную работу выполняют идеологически мотивированные кадры, которые в случае чего можно будет сдать, например, если международное сообщество этого потребует. Но оно не требует, и такие полезные идеологически мотивированные убийцы еще могут послужить на благо украинских спецслужб".
— Эти слова нужно рассматривать в одном контексте с заявлением руководителя СБУ Валентина Наливайченко, — говорит директор Украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов. — Он несколькими неделями ранее сказал, что его служба будет переходить на методы, которые использовала ОУН-УПА, организация, в 30−40-е годы занимавшаяся террором в различных странах. Как это ни удивительно, от их террора больше всего пострадала Польша, сегодня главный евроадвокат Украины.
Если они хотят следовать подобной логике развития событий, не будет ничего удивительного, когда они получат ту же логику в отношении себя. Они не готовы гарантировать безопасность людям, которые высказывают другую точку зрения, говорят правдивые и честные вещи о ситуации, которая складывается на Украине. Это свидетельство того, что страна идет к тоталитарному режиму, в котором власть хочет контролировать и определять точку зрения всего населения. Мы прекрасно помним, чем закончили тоталитарные режимы, которые появлялись в мире. Обычно их итоги весьма плачевны для тех, кто пытался их выстроить. А люди, которые занимались силовыми блоками в таких странах, чаще всего заканчивали очень плохо — на эшафотах. Думаю, им самим нужно беспокоиться о себе.
Продолжая движение в этом направлении, руководству Украины нужно поменять риторику и забыть лозунги о построении демократического и европейского государства. Они должны честно перед обществом и своими партнерами объявить, что они в Европе строят новую Северную Корею.
«СП»: — А такое открытое признание возможно?
— Мы прекрасно понимаем, что за ширмой риторики, связанной с демократией, свободами и правами человека, и действиями сегодняшней власти, нет ничего общего. Выстраивается жесткий авторитарный режим с подавлением альтернативных точек зрения силовым путем. Власти не брезгуют, а показательно пиарят акции самосуда и убийств. Украина уже скатилась в средневековую Европу с охотой на ведьм, безнаказанными убийствами. А, главное, что нынешняя элита и власть максимально этому потворствуют.
Лучшим подтверждением этому и служат такие заявления одного из руководителей СБУ. Ни в одной нормальной стране мира подобное просто невообразимо. Представьте, что сейчас выйдет замглавы ФСБ или ЦРУ и сделает аналогичное заявление. Это немыслимо. Но на Украине люди не отдают себе отчет ни в своих словах, ни в поступках. Они живут в параллельной реальности и считают, что будут безнаказанно творить то, что они делают на Украине. Но, повторюсь, исторический опыт говорит, что они закончат, в лучшем случае, на скамье подсудимых.
Франкистский режим в Испании, «черные полковники» в Греции, режимы Пиночета в Чили, Ходжи в Албании, Пола Пота в Камбодже. Примеров очень много. Но эта гидра сама себя пожирает. Нельзя в современном постинформационном обществе пытаться выстроить тоталитарное государство. Обязательно найдутся силы, если не внутри, то вне этой страны, которые постараются использовать эту ситуацию. Но после того как нынешняя политическая элита перестанет быть им нужна, они ее просто сметут.
«СП»: — Реакции Запада на все это ожидать не стоит?
— В этих ситуациях и Европейский Союз, и США пользуются приемом двойных стандартов. То, что можно сейчас заявлять главе украинской службы безопасности, естественно, нельзя заявлять даже людям, не обличенным властью в России. Потому что нынешний режим на Украине лоялен США и в принципе дружественен Европейскому Союзу. Это классическая ситуация «нашего сукина сын».
«СП»: — И все же, Украина, в отличие от режима Сомосы, находится не Латинской Америке или Африке, а в Европе…
— Как мы видим, географическое положение не определяет самосознание политической элиты и граждан страны. Африка пришла на Украину. Теперь передовые методы взаимоотношений с оппозицией, которые используются в целом ряде африканских и южно-азиатских стран активно популяризируются и практикуются на Украине.
С этим нынешнюю политическую элиту страны можно только поздравить. Еще никогда на территории Украины не было ничего более неадекватного и чудовищного по отношению к народу, который ее населяет. Можно только посочувствовать обычным гражданам, которые вынуждены сносить трагедию, которая разворачивается на Украине.
* В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.