26 апреля стало ясно, что развитие избирательной системы в России окончательно зашло в тупик. Этим тупиком стали комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБы), которые позиционировали как плоды прогресса, обеспечивающие кристальную чистоту выборов. Но сразу на нескольких муниципальных выборах в Подмосковье КОИБы вызвали вопросы.
«СП» задала несколько вопросов теперь уже бывшему главе городского поселения Тучково (Рузский район, МО) Виктору Алкснису.
«СП»: — Виктор Имантович, что произошло на выборах 26 апреля?
— У нас прошли досрочные выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Тучково.
Я живу здесь уже 23 года и могу заявить, что меня здесь знают все. За эти годы я участвовал во многих избирательных кампаниях, в том числе федерального уровня, и всегда Тучково голосовало за меня. Последний раз полтора года назад, когда на выборах Совета депутатов я набрал больше всего голосов среди всех кандидатов и в результате стал главой поселения. И вдруг на выборах в этом году я оказался на шестом месте в многомандатном избирательном округе, в котором было пять депутатских мандатов.
При этом никаких свидетельств резкого падения моего рейтинга не было, особых провалов в моей деятельности на посту главы не было. Никакого компромата за эти полтора года на меня не появилось.
Мой избирательный округ № 2 — Восточный микрорайон Тучково, в котором проживают пять тысяч человек, здесь расположено два избирательных участка. По результатам экзит-полла на 15.00 я уверенно шел на первом месте. Но в 20.00 КОИБы, расположенные на моем избирательном участке, выдали данные о моем сокрушительном поражении.
Кстати, КОИБы применялись у нас на выборах впервые. По неизвестной причине они были установлены всего лишь на 4 избирательных участках из 7, причем два из них входили в мой избирательный округ.
Никаких признаков массовых фальсификаций в виде «избирательной карусели» или вбросов бюллетеней отмечено не было, голосование проходило очень спокойно. Кроме того, и сама агитационная кампания проходила очень вяло, никакого «черного пиара» и вбросов компромата не было. К участию к выборам было допущено аж 69 кандидатов на 15 депутатских мест. Территориальная избирательная комиссия демонстрировала невиданную до сих пор лояльность к кандидатам, не «зачищая» их, особенно самовыдвиженцев.
«СП»: — Вы считаете, что все дело в КОИБах?
— На вопрос «Как такое могло произойти?» у меня есть единственная версия — КОИБы работали в режиме ручного дистанционного управления, такая возможность заложена в их конструкцию. Подобное было не только у нас, но и в Михнево Ступинского района Московской области. Там бывшее большинство Совета депутатов из членов КПРФ на выборах 26 апреля было заменено на ЕдРо (14 депутатов из 15).
«СП»: — Возможно ли технически дистанционное управление КОИБами?
— Еще в 2013 году программный код КОИБов был размещен на сайте госзакупок, где соответствующий тендер проводила ЦИК РФ. Более 50 тысяч человек его скачали и тем самым, насколько мне известно, получили возможность его проанализировать. В результате анализа высококвалифицированными программистами был обнаружен так называемый «бэкдор» или «задняя дверь» — черный ход, позволяющий фальсифицировать итоги голосования.
Вот как описывает этот процесс один из программистов, Александр Лурье: «Способ фальсификации может выглядеть так: голосование идет без каких-либо видимых нарушений — нет никаких огромных дополнительных списков, каруселей, вбросов, массового голосования на дому. А когда голосование заканчивается, КОИБ выдает результат, где соотношение голосов перераспределено в пользу нужного кандидата. Все происходило на глазах у наблюдателей, комар носа не подточит — никаких оснований для ручного пересчета голосов нет. Ничего не подозревающие наблюдатели вынуждены согласиться, что выборы прошли честно».
«СП»: — Спасибо, Виктор Имантович.
Оснований для пересчета голосов нет, но после объявления результатов голосования возникают вопросы. Можно даже предположить, что обман и задуман как возмутительный и подрывающий доверие к выборам. Рискуя забрести в дебри конспирологии, изложу один из прогнозов дальнейшего развития событий.
«Белоленточное» движение продемонстрировало зимой 2011 — 2012 года, что «цветная» революция в России невозможна. Вспоминая октябрь 93-го, скажу, что народ простил Борису Ельцину массовые расстрелы на улицах Москвы. По крайней мере, до самой смерти на жизнь Бориса Николаевича ни один «народный мститель» не покушался и, скорее всего, даже не готовил покушений. Традиции государственности воспитали наш народ в духе безграничного доверия к власти и подозрительного отношения к ее критикам. Украина без таких традиций стала легкой добычей западных «ястребов».
А вот смена власти в результате «дворцового» переворота в нашей стране вполне возможна. Вспоминаем отстранение от руководства Советским Союзом Никиты Хрущева. Заговор в самых верхах — и никаких майданов.
Можно предположить, что сейчас самые верхи (в Кремле, правительстве, АП) начали кампанию по дискредитации выборов и самой нынешней власти. В таком случае фальсификация выборов с помощью КОИБов и старыми методами будет широко освещаться в прессе, чтобы постоянно повышать градус народного возмущения и недоверия. В таком случае следует ждать «дворцового» переворота после выборов Госдуму, результатам которых не поверят даже дети. Остальное — дело техники, а подходящим фоном для переворота будут громкие коррупционные скандалы.
Повторяю, что это только один их возможных вариантов развития событий, но кризис избирательной системы реален уже сейчас. Уверен, что зерно, из которого взошло древо кризиса, — процедура тайного голосования. Именно она делает возможными все известные и еще не опробованные способы фальсификации выборов. Засекречивая свой личный выбор, мы будто напрашиваемся на обман.
А ведь технический прогресс позволяет не собирать людей на площадях для открытого голосования. Есть электронные площадки, на которых можно поместить хоть всех избирателей страны. Избирательные урны с бумажками — прошлый век. В кабинках на избирательных участках должны находиться компьютеры. Избиратель находит на специальном сайте электронный избирательный бюллетень со своими паспортными данными. После того как он поставил галочку напротив партии или кандидата и нажал «сохранить», редактирование становится невозможным.
И никто не устроит «избирательную карусель» с заносом на участок заполненных бюллетеней и выносом чистых бланков. И некуда будет вбрасывать «лишние» бюллетени. При этом посмотреть, как проголосовал тот или иной гражданин, можно будет на том же сайте с любого компьютера. Просто ввел ФИО и нажал «поиск».
Думаю, многим будет интересно узнать политические взгляды своих знакомых и известных в стране людей. И пусть дама бальзаковского возраста проголосует так же, как и Филипп Киркоров на прошлых выборах. И пусть ревнивец, свято верящий в «план Путина», не будет подозревать свою половину в том, что она проголосовала за Алексея Навального, заглядевшись на его брутальную щетину. Среди избирателей возникнут новые «лидеры мнений», а в этом и есть одно из главных достижений истинной демократии.
Сейчас же ее становится все меньше. Помните, как Михаил Горбачев соблазнял нас волшебным словом «гласность»? В итоге государственной, политической и тайны личной жизни меньше не стало, зато расцвела махровым цветом тайна коммерческая. Сейчас под ее вывеской засекречивают даже те данные, которые в свободном доступе не могут причинить ни малейшего ущерба компании или предпринимателю. Сравнение РФ и СССР по степени открытости общества — не в пользу нынешней России.
Предвижу возражение тех, кто думает, что открытое голосование будет на руку экстремистам. Ничего подобного. Политическое поле России регулярно зачищается. Например, в апреле этого года Минюст лишил регистрации «Партию прогресса» того же самого Навального. Популярность крайних политических взглядов в стране невелика, а открытые выборы могут ее только уменьшить.
Если же ту или иную выборную должность займет представитель конструктивной оппозиции, не понимаю, почему это должно навредить власти. Возглавив Тучково, Виктор Алкснис сам пошел навстречу Кремлю и губернатору, а в Москве и Красногорске не захотели выстраивать с ним отношения. Надо думать, сыграли свою роль личные симпатии и антипатии, а не соображения крепости «вертикали власти».
Сочетание слов «народовластие» и «тайное» хорошо для юмористического, сатирического или просто иронического текста. Шутки в вопросах управления страной неуместны. Без введения процедуры открытого голосования нельзя даже мечтать о формировании открытого общества.
Фото: ТАСС