Киев намерен потребовать от Москвы 350 миллиардов долларов компенсации за разрушения в Донбассе. Об этом заявил замминистра экономического развития и торговли Украины Александр Боровик в эфире украинского «5 канала». «На каком-то этапе Россия будет платить. Нам надо посчитать, нам надо быть готовыми, и надо лоббировать везде, где мы можем», — заявил замминистра.
Сумму ущерба Боровик посчитал оригинальным способом. «350 млрд долларов получилось, когда Ирак напал на Кувейт. Если сравнивать, как долго эта агрессия была и как долго продолжается агрессия России против нас, это почти соизмеримо», — объяснил Александр Боровик.
Напомним: Ирак напал на Кувейт 2 августа 1990 года. В ответ США начали операцию «Буря в пустыне» в соответствии с мандатом Совбеза ООН. Через 41 день иракская армия была полностью разгромлена, а Багдад обязали компенсировать Эль-Кувейту убытки путем выплаты 5% годовой выручки от продажи нефти. Средства аккумулировала (и продолжает это делать до сих пор) специальная комиссия ООН. Поначалу с Ирака действительно требовали 352 млрд долларов компенсаций, но в итоге сумма сократилась до 52,4 млрд. Но этих денег Багдад не заплатил. В 2014 году сумма компенсаций составляла куда более скромные 4,6 млрд долларов, но и ее выплату по просьбе Ирака отложили — в связи с падением цен на нефть.
Впрочем, Киев в такие «тонкости» не вдается, и считает миллиарды, которые якобы «должна» ему Россия, как Бог на душу положит. Ранее премьер Украины Арсений Яценюк заявлял, что на восстановление инфраструктуры Донбасса понадобятся «миллиарды долларов». В марте украинский Минюст подал и первый иск к России в страсбургский Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Сумма претензий Украины сейчас составляет 78 млрд долларов.
Надо отметить: ООН, Всемирный банк и ЕС якобы готовы, как пишут СМИ, признать украинские претензии, но пока лишь частично — примерно на 1,5 млрд долларов. По мнению генсека ООН Пан Ги Муна, именно столько потребуется Украине для восстановления пострадавших от военных действий регионов на первоначальном этапе. Восстановительные работы планируется начать не позднее 2017 года. Между тем, украинское Министерство регионального развития подготовило план восстановления страны, который включает не только Донецкую и Луганскую области, но также и Харьковскую, Днепропетровскую, Запорожскую. Это значит, что объем финансовых претензий «незалежной» будет только расти.
Правда, чтобы получить эти деньги, Киеву придется и впрямь пойти путем Кувейта. А для этого — доказать факт военной агрессии со стороны России, потребовать на этом основании военной помощи НАТО и компенсаций по линии ООН.
— Претензии со стороны Украины выглядят абсурдно, — отмечает замдиректора центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько. — Несмотря на то, что Верховная Рада признала Россию «страной-агрессией», «незалежная» не находится в состоянии войны с РФ. Так называемая «антитеррористическая операция» в Донбассе проводится, даже с точки зрения Киева, против собственных граждан силами украинских спецподразделений. На каком основании в этой ситуации чего-то требовать от Москвы?!
С другой стороны, на фоне жуткой экономической деградации на Украине подобного рода требования выглядят как пиар-ход киевских властей. Дескать, вот сейчас мы нашли повод, и получим от России огромные суммы.
На деле, если такие требования выйдут из медийного поля в юридическое, судебное разбирательство по ним затянется на долгие годы. Возможно, подлинный смысл таких исков — стремление Украины отказаться от выплат по уже существующим долгам перед РФ, а суммы в них фигурируют немалые.
Я не исключаю, что и Запад готов признать украинские претензии в адрес России на 1,5 млрд долларов с той же целью — поддержать Украину на плаву, предоставив ей возможность не выплачивать РФ часть долга, или получить бесплатно какое-то количество российского газа.
«СП»: — Россия может признать эти претензии?
— РФ никогда их не признает. Признание требований Киева будет автоматически означать и признание вины России за все, что происходило в Донбассе за последний год.
Россия может оказывать помощь Донбассу — но исключительно на собственных условиях, и в тех объемах, которые сочтет нужными. Собственно, помощь в Донбасс уже идет — и не только в виде гуманитарных конвоев из России, но и в виде помощи международных структур, с участием российской стороны.
Надо сказать, Россия продолжает оказывать помощь и Украине в целом. Например, «Газпром» в конце марта продлил действие скидки на газ для Украины — скидка составляет 100 долларов на тысячу кубометров. Кроме того, Москва не закрыла полностью рынки для украинских товаров. Все это — очень значительная помощь, которую пока никто не оценивает, и которая составляет в реальном выражении десятки миллиардов долларов.
«СП»: — Представители украинской элиты понимают ценность этих активов?
— Прекрасно понимают. Именно поэтому они, в частности, не стремятся выходить из СНГ, и до сих пор пользуются преференциями членства в Содружестве.
На мой взгляд, тот факт, что Киев мечтает о 350 млрд долларов, говорит об одном: Украина не получает от Запада существенной помощи. В этой ситуации Запад пытается вернуться к прежней доктрине: Украина должна использоваться против России, но кормиться она должна за российский счет. Пусть даже масштаб этого «кормления» составит не желаемые 350 миллиардов долларов, а символические 1,5 миллиарда…
— Странно, что Киев не потребовал больше денег — 10 триллионов долларов, к примеру, — иронизирует декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — А если серьезно — такого рода иски к России являются чисто политическими. Вряд ли их признают международные организации, если они сколь-нибудь объективны: Россия, напомню, не была официально уличена в участии в конфликте на Юго-Востоке.
Киев, с одной стороны, рассчитывает на определенный международный резонанс. Режиму Порошенко нужны деньги, и таким способом он взывает о помощи к странам Запада. С другой стороны, Киев рассчитывает, что в условиях нынешней антироссийской истерии хотя бы какие-то деньги у России удастся «отбить».
В этой ситуации есть важный момент. На мой взгляд, сейчас именно Донбассу — Донецкой и Луганской республикам — было бы правильно предъявить встречные претензии Киеву о компенсации ущерба. Именно Киев попытался огнем и мечом сломить стремление ДНР и ЛНР к независимости, а попутно разорил половину процветающего региона. Думаю, такой иск был бы гораздо более перспективным — с точки зрения международного права…
— Требования Киева — лишь эпизод в информационной войне, — уверен гендиректор Центра политической конъюнктуры РФ Сергей Михеев. — Судебной перспективы такие требования не имеют. Кто, спрашивается, будет оценивать ущерб, а главное — кто его нанес Донбассу? С какой стати претензии адресованы России, если война на Юго-Востоке велась Вооруженными силами Украины?!
Мы ничего никому платить не должны — и не будем этого делать. Программы помощи Донбассу возможны, но на взаимовыгодной основе. Ни о каких репарациях Украине или Донбассу речь не идет, и не должна идти…
Фото: Станислав Красильников/ ТАСС