О каком будущем Украины могут мечтать в США
Украина превратилась в эпицентр мировой геополитики. Такое утверждение украинского политолога Сергея Тарана цитирует «Независимая газета». По его мнению, «Украина уже никогда не будет серой нейтральной территорией между Востоком и Западом». Правда, при этом он признал внешнее управление над Украиной, но заявил, что не видит ничего страшного в столь сомнительном для независимого государства статусе.
«Учтите, что все те страны, которые принимают участие в определении будущего Украины, тоже в свое время становились объектами влияния других государств. Германией после Второй мировой войны управляли извне, в США 300 лет назад отдельные штаты покупались и продавались, Россия распадалась и „собиралась“, Польшу трижды делили… Теперь эти страны решают, как жить другим» — провёл исторические параллели Таран.
Говоря о кризисе на Украине, политолог заявил, что «мы из этого ада либо не выйдем живыми, либо выйдем очень сильными». Скорей всего, считает он, произойдет второе. Потому как «наличие такого числа влиятельных союзников — удача, которая не так часто случается в геополитике».
Между тем, в новейшей истории имеется немало примеров, когда Запад в своих интересах превращал государства в территорию хаоса и непрекращающихся военных конфликтов: Ирак, Ливия, Сирия, Афганистан. Теперь — Украина.
Почему же значительная часть украинского экспертного сообщества и рядовых украинцев продолжает утверждать, что для них будет сделано исключение, и пришедший к власти при помощи США режим Порошенко сделает страну сильнее? Насколько уместны приведённые Тараном исторические аналогии?
О каком будущем Украины могут мечтать в США
— Высказывания украинского политолога по поводу внешнего управления Украиной напоминают самооправдания коллаборационистов времён Второй мировой войны, — говорит декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Тогда и бандеровцы, и власовцы уверяли, что в оккупации СССР Германией нет ничего страшного. Дескать, пусть Гитлер прогонит большевиков, и вот тогда мы построим собственное сильное и независимое государство.
Понятно, что для кого-то это были иллюзии, а для большинства — оправдание собственного предательства. Нечто похожее, в более закамуфлированных формах, мы видим на Украине сегодня. Сейчас главная задача основной части украинских СМИ и экспертного сообщества — оправдание того крайне зависимого от Запада положения, в котором оказалась страна. Более того, население накачивают откровенной маниловщиной, уверяя, что в западном мире Украина займёт достойное место. Однако всё большему числу украинцев ясно, что Евросоюз будет держать страну на коротком поводке, и никогда не сделает её своим членом. Да и сам Евросоюз сейчас в крайне сложном положении. Как в экономическом аспекте, так и в связи с нарастающей миграцией из арабских и африканских стран. Европейцы опасаются, что к этому прибавятся ещё и миллионы «белых» мигрантов из Украины в случае введения безвизового режима с Киевом.
Свободных денег у ЕС, как, кстати, и у США, крайне мало, поэтому на Западе готовы спонсировать режим Порошенко лишь в той степени, чтобы поддерживать его на плаву. Но помогать украинцам строить «сильное государство» у Запада нет никакого желания, да и особых возможностей.
«СП»: — Политологи, подобные Тарану, искренне верят в то, что говорят?
— Я думаю, они просто выполняют задачу оправдывать режим Порошенко, осознанно искажая правду. Иллюзии о сильном и светлом будущем страны остались у части рядовых граждан, но не у экспертного сообщества, близкого к власти и понимающего обстановку. Думаю, что «евроатлантические иллюзии» скоро рассеются у всех украинцев, и Украина останется у разбитого корыта.
«СП»: — Что конкретно вы имеете в виду?
— В лучшем случае Украина будет медленно умирающим депрессивным государством. По-прежнему актуальны варианты его распада или раздела. Возможно и скатывание страны к всеобщей махновщине и хаосу. Положительных вариантов развития ситуации я не просматриваю. Сейчас Запад всё же подбрасывает Украине кое-какие деньги, чтоб она не умерла и оставалась этаким русофобским плацдармом на границе России. Но завтра у США и ЕС может не оказаться и таких денег для Украины. Либо же Запад по каким-то причинам потеряет заинтересованность в этой стране.
— Сергей Таран известен, в частности, тем, что продвигал «демократию американского образца» задолго до Майдана, — рассказывает политолог и публицист, директор фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов. — Он получал образование в Европе и искренне убеждён в том, что вассальной зависимости от сильных западных стран бояться не надо. Он из числа тех украинских экспертов, которые считают, что ни к чему вести национальную политику, как это, хоть и не без трудностей, получается у России. Лучше подождать, когда придёт западный менеджер и объяснит, как жить, что делать. Надо ли воевать или дружить с Россией, в частности.
Берлинская встреча позволила Меркель с Олландом жестко поговорить с Порошенко
При этом реальные потребности Украины, которые завязаны на модернизации промышленности и транспортной системы, поиске собственной ниши в мировой экономике, подобными экспертами во внимание не берутся. По их мнению, гораздо лучше иметь западного сюзерена, который будет заниматься как внешней, так и внутренней политикой. По сути, эти люди видят Украину этакой неоколонией без формального колониального статуса. Причём сам киевский режим с удовольствием выполняет все функции колониальной администрации. Он осуществляет демонтаж экономики Украины и тех социальных систем, которые были выстроены в 20 веке в СССР. Таким образом, Украина повторяет путь латиноамериканских банановых республик. Попавшие под внешнее управление США государства используются Западом в основном, как сырьевые придатки и поставщики дешёвой рабочей силы. При этом и здравоохранение, и образование становятся платными, а пенсионная система сжимается до минимально возможного уровня.
«СП»: — То есть Украина не сможет «выйти из этого ада» сильным государством?
— Оставаясь в системе неолиберальной империи, в которую превратился Запад, не сможет. В этой империи существует чёткая иерархия, где каждой стране отведена своя роль. Даже если Украина сумеет окончательно встроиться в этот западный имперский проект, ей там никто не даст занять место научного или промышленного центра. Она будет выполнять ту же в целом роль, что и банановые республики — производить сельхозпродукцию, поставлять дешёвую рабочую силу на европейский рынок, плюс к этому, возможно, будет предоставлять свою территорию для отработанного ядерного топлива. Да, в такой колониальной стране 2−3 миллиона человек будут жить достаточно обеспеченной жизнью. Видимо, близкие режиму Порошенко эксперты, в том числе Сергей Таран, надеются, что они войдут в это число «избранных».