Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Каталонский урок для Киева

Почему на постсоветском пространстве не прижился европейский опыт решения национальных конфликтов

9650

Парламент испанского автономного сообщества Каталонии 9 ноября большинством голосов принял декларацию о независимости. Таким образом, борьба за государственную самостоятельность региона вступает в новую фазу. Премьер-министр Испании Мариано Рахой уже заявил, что попытается оспорить решение в Конституционном суде. Но в любом случае, проблема будет решаться в законном русле. И этот опыт может стать важным уроком для многих постсоветских политиков, которые диалогу предпочитают грубую силу.

Нынешнее движение каталонцев за свою независимость имеет давнюю историю, аж с начала XVIII века, сразу после окончания Войн за испанское наследство. В XX столетии каталонцы активно сражались против войск Франко во время гражданской войны, а после победы диктатора были вынуждены действовать в подполье. После смерти Франко Каталония добилась серьезной автономии, но движение за полную независимость продолжается. Власти Мадрида запрещали референдумы и грозили лидерам движения уголовным преследованием. Тем не менее, 5 ноября этого года Конституционный суд Испании признал, что парламент региона может рассмотреть декларацию о независимости. Этой возможностью и воспользовались местные депутаты. 72 проголосовали за независимость, а 63 — «против».

Как правило, западные государства пытаются решать проблему независимости территорий демократическим путем. В прошлом году с согласия властей Великобритании прошел референдум о самостоятельности Шотландии. 55% высказались за сохранение единства Соединенного Королевства, и вопрос на время был снят с повестки дня. В 1995 году 50,6% жителей франкоговорящего Квебека проголосовали против отделения от Канады, и многолетние дискуссии приутихли. Продолжительный и кровопролитный конфликт в Северной Ирландии был завершен подписанием в 1998 году Белфастского соглашения, которое дало краю большую автономию.

Сегодня проблема отделения регионов наиболее остро стоит именно в Испании, где за независимость борются каталонцы и баски. Но и они пытаются добиваться своего исключительно законными методами. Главная причина этого — способность центральной власти вести диалог и искать компромисс.

Читайте по теме

Совсем по-другому действовали правительства постсоветских государств. Грузинское правительство пыталось силой задавить самопровозглашенные Абхазию и Южную Осетию. Правительство националистов в Кишиневе пыталось с помощью военных действий раздавить Приднестровскую Молдавскую Республику. Самый свежий пример — боевые действия украинской армии против Донецкой и Луганской республик. Итог пока везде один: самопровозглашенные государства де-факто существуют, а счет жертвам идет на сотни и тысячи.

Повторится ли опыт Приднестровья и Донбасса в Каталонии или Испания покажет постсоветским государствам еще один пример цивилизованного решения проблемы? Как это принято в современной Европе, куда стремятся сейчас и Грузия, и Молдавия, и Украина.

Старший научный сотрудник Отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Екатерина Черкасова полагает, что проблема Каталонии будет разрешена мирным способом:

— Решение парламента Каталонии — это выполнение предвыборных обещаний партии Junts per Si («Вместе за независимость»), которая на недавних выборах в парламент в автономном регионе получила относительное большинство и сформировала правительство. Обещание состояло в том, что в случае победы партия начнет движение за независимость, которое займет полтора года.

Реакция официального Мадрида тоже была предсказуема. Правительство, возглавляемое Мариано Рахоем, заняло позицию приверженности Конституции, согласно которой отделение каких-то регионов невозможно.

Но следует иметь в виду, что 20 декабря в Испании будут всеобщие парламентские выборы, а рейтинг партии Рахоя не очень высокий. Возможно, что он останется у власти, но может прийти и Социалистическая партия. Если Рахой победит, то он взгляд на независимость Каталонии не изменит. Если победит оппозиция, то она может пойти на уступки Барселоне. Оппозиция считает, что нужна конституционная реформа и движение к федеративному устройству государства. Мне представляется, что этот путь более продуктивный, а вот позиция Рахоя может привести к конституционному тупику и способствовать радикализации общества.

«СП»: — Чем вызвано стремление каталонцев к независимости?

— Каталония — одна из самых богатых провинций Испании, а потому сложно говорить о каком-то недовольстве. Но у движения за независимость есть две составляющие.

Первая — экономическая. ВВП Каталонии сегодня больше, чем ВВП всей Португалии, регион — один из «локомотивов» всего Евросоюза. Получается, что богатая Каталония передает налогов Мадриду больше, чем получает трансферов от центрального правительства. Из-за этого Барселона теряет примерно пять миллиардов евро ежегодно. В масштабах страны это небольшая сумма, и Мадрид мог бы пойти на уступки.

Вторая составляющая — чисто идеологическая, эмоциональная. Партии говорят каталонцам, что у них другой язык, другая культура и другая история. Мол, Испания их веками угнетала. Это довольно сомнительные постулаты, но они имеют популярность. Конечно, есть историческая правда за аргументами сторонников независимости. К примеру, во времена диктатуры Франко на каталанском языке нельзя было разговаривать в общественных местах, в том числе и в церкви. Старшее поколение помнит об этом. Но 40 лет демократии изменили такое положение. У региона есть свой парламент и свое правительство, каталанский язык признан государственным, на нем выходят газеты и телепередачи, на нем идет обучение в школах.

«СП»: — Может ли ситуация в Каталонии обострится?

— Я не верю в жесткий сценарий. Коалиция, которая в регионе пришла к власти, очень неоднородна. В ней есть респектабельные правоцентристские партии, а есть и левацкие группировки.

«СП»: — Как в Брюсселе смотрят на движение каталонцев к независимости?

— В ЕС неоднократно говорили, что в случае выхода Каталонии из состава Испании, регион будет восприниматься как сторонняя страна, которая не будет иметь членства в Евросоюзе и не будет входить в Шенгенскую зону. Для экономики Каталонии это означает совершенно катастрофические последствия.

«СП»: — Тем не менее, это никого не останавливает.

— Я думаю, что пока не останавливает. Вопрос об отделении не вошел еще в практическую плоскость. Но к практике никто не перейдет. Просто продолжается давний торг с Мадридом, который пока не имеет конца.

«СП»: — Конституционный суд Испании разрешил парламенту Каталонии обсуждать декларацию о независимости.

—  Каталонским депутатам позволили выговориться. Есть 155 статья Конституции, которая позволяет центральному правительству в случае прямого неповиновения вмешаться в дела автономии и даже распустить правительство региона. Но думаю, что до этого не дойдет.

«СП»: — На что готовы каталонцы, чтобы отстоять свои идеи о независимости?

— Это может показать только жизнь. Но можно вспомнить, что год назад был назначен референдум о независимости, а Конституционный суд Испании запретил проведение голосования. Тогда активисты организовали массовый опрос, но на него пришло чуть меньше одной трети избирателей. Это значит, что две трети приняли решение Конституционного суда, и как законопослушные граждане не пошли голосовать.

На недавних выборах в регионе пришедшая к власти коалиция получила около 40% голосов. Я бы сказала, что за независимость выступает активное и влиятельное, но всё-таки меньшинство. Не было никакого голосования, которое бы дало карт-бланш сторонникам независимости, пока никогда они не получали более 50%.

Еще одна важная проблема — независимость должна быть признанной. В Шотландии был законный референдум, а в Каталонии такого не было.

Читайте по теме

— Движение каталонцев к независимости в целом отражает настроения Старого Света, идея «Европы регионов» довольно популярна, — говорит доцент кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО Андрей Байков. — И даже если Каталония получит когда-то независимость, это не повлияет на Евросоюз, как на консолидированное объединение. Тем более что подавляющего большинства нет даже среди каталонских депутатов. Значит, остается какое-то пространство для дискуссий.

«СП»: — По какому пути может пойти движение за независимость в Каталонии?

— Автономия очень плотно интегрирована в общую государственную структуру Испании. Понятно, что сторонники независимости будут действовать в рамках Конституции. Вряд ли можно сравнивать борьбу каталонцев с борьбой, скажем, жителей Донбасса. Всё-таки, языковые права каталонцев никак не ущемляются. А то, что центральная власть в Мадриде не хочет отделения региона, так этого не хочет любая власть. Отделение ослабит экономический потенциал страны.

«СП»: — Какой урок из каталонского опыта могут вынести другие страны?

— Нынешние государственные границы не есть что-то, не подлежащее изменениям. Скорее всего, дробление государств будет продолжаться, это естественный процесс, зафиксировать нынешнее положение вещей мы не в состоянии. Есть право наций на самоопределение, и это фундаментальный принцип.

Но надо смотреть, как соотносятся коллективные права той или иной народности и индивидуальные права. Если говорить про референдум в Шотландии, то право голоса было предоставлено не только коренным шотландцам, но и всем живущим в регионе, кто находился там по работе или на учебе. Если бы голосовали только коренные жители, то большинство было бы у сторонников независимости, но в Шотландии учли и индивидуальные права. Найти баланс интересов сложно в современном мире.

Но можно сказать, что стремление к культурной, национальной обособленности будет усиливаться в мире. Это естественное желание людей. И вот где нет единого интеграционного проекта, как Евросоюз, это стремление будет выливаться в борьбу за независимость, иногда и вооруженным путем.

Почему на просторах бывшего СССР не удается внедрить европейский опыт разрешения конфликтов, объясняет директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов:

— На постсоветском пространстве сторонники независимости регионов старались применять исключительно европейский опыт. В Приднестровье прошло шесть референдумов, в Южной Осетии — два, в Абхазии — один. Другое дело, что метрополии, вопреки жизненной логике и международному праву, настаивают на нерушимости границ. Но мы помним, что этот тезис о нерушимости границ в Европе был принят в Хельсинки как временный. С распадом Советского Союза на большое количество стран этот тезис перестал быть актуальным. В этом и заключается коллизия с непризнанием новейших государств. Получается, что в Европе практикуются демократические процедуры, а на постсоветском пространстве — нет.

Есть еще прецедент Косово. Там вообще никогда в истории не было собственной государственности. Тем не менее, мы видим процесс активного признания независимости края.

«СП»: — Почему Киев, Кишинев, Тбилиси не могут никак использовать опыт Европы?

— По большому счету, центральным властям Украины, Молдавии, Грузии не так и нужны новые государства, все привыкли жить без них. Другой вопрос, что двойные стандарты используют западные кураторы Киева, Кишинева и Тбилиси. Они активно запрещают использовать европейский опыт. Исходя из здравой логики, это выглядит странно. Но на практике сама Европа живет по одним правилам, а другим навязывает иные.

«СП»: — Сложилась бы ситуация иначе, если бы Тбилиси, Кишинев и Киев приняли результаты референдумов?

— Обратите внимание, на какой риск пошло британское правительство, позволив в Шотландии провести референдум о независимости. Лондон вложил много ресурсов, агитируя шотландцев сохранить единство страны, но голосование разрешил. С небольшим перевесом Шотландия проголосовала против независимости, и вопрос был на время снят. Великобритания имеет какие-то возможности для исправления причин. Внешне всё выглядит элегантно, демократично и цивилизованно.

И в то же время мы видим опыт Испании — запретить, не позволить. И вот парламент Каталонии провозглашает независимость. Что с этим будет делать Мадрид? Вопрос пока неясный. Вряд ли он начнет «антитеррористическую операцию», как Киев в Донбассе.

То же самое касается и постсоветских новейших государств. Стали бы народы отсоединяться, проводить референдумы и голосовать за самостоятельность, если бы их устраивала жизнь внутри бывших советских республик? Когда существовал СССР, была гарантия, что все территориальные и национальные противоречия будут решаться цивилизованным путем. Когда Советского Союза не стало, все противоречия обострились, полилась кровь.

Читайте по теме

Новейшие государства постсоветского пространства были сформированы именно для защиты жителей этих территорий. 2 сентября 1990 года в Приднестровье была провозглашена независимость, но это было возрождение автономии, которая была до 1940 года. Но Кишинев пошел войной, 19 июня 1992 года «комбатанты» расстреляли школьный выпускной вечер в Бендерах. И вместо того, чтобы прислушаться к людям, к народам, Тбилиси решил силой покорить осетин и абхазов. Последнюю попытку предприняли в августе 2008-го. Чем все закончилось, хорошо известно.

В 2014-м Киев наступил на те же грабли. Там тоже была иллюзия, что с помощью танков можно победить народ. Но история показывает, что невозможно победить сплоченный народ, даже немногочисленный.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня