Визит вице-президента США Джо Байдена на Украину оставил неоднозначные впечатления. С одной стороны, было видно раздражение посланника Обамы от «непробиваемой» позиции украинской власти по реализации реформ и борьбе с коррупцией. С другой — в очередной раз была заявлена официальная позиция госдепа по Минским соглашениям и противостоянию с Россией, а именно — всеобъемлющая поддержка.
Следует особо отметить заявление Д. Байдена относительно федерализации Украины: «Конституционные реформы, которые включают реформу судебной системы и децентрализации, что предполагает использование лучшей европейской практики, не является отказом от демократических принципов, это не подрывает суверенитет». Также он добавил, что такие изменения важны для «будущего Украины в Европе». При этом американский вице-президент сравнил план украинской децентрализации со становлением федеративного устройства в США. «Важно, чтобы были автономные, независимые штаты, которые решают свои собственные проблемы, которые определяют свою собственную образовательную систему, правительство в рамках объединенной Конституции». Данные рекомендации большинство украинских политических деятелей и основные СМИ Украины решили просто замолчать, сделав вид, что ничего подобного Д. Байден не говорил.
В кругах политической и экспертной элиты Украины наиболее значимой и обсуждаемой стало прощальное предупреждение вице-президента, основной смысл которого сводится к тому, что у нынешней украинской элиты есть не более чем полгода, чтобы исправить ситуацию в стране. Иначе они потеряют поддержку США и, как следствие, окажутся фактически в международной изоляции, один на один со своими проблемами.
К такому повороту украинская власть была явно не готова, поэтому сейчас следует ожидать целый ряд действий со стороны Киева, направленных на изменение ситуации как внутри Украины, так и в рамках конфликта на Востоке страны.
Во-первых, сейчас для всех очевидно, что официальный Киев не в состоянии реализовать взятые на себя обязательства по Минску-2. Петр Порошенко физически не имеет возможности «продавить» через Верховную Раду конституционную реформу по децентрализации (даже с учетом того, что она не согласована с представителями ЛНР и ДНР, как того требуют Минские соглашения). Также видится очень маловероятным законодательное закрепление особого статуса для территорий ДНР и ЛНР. Что касается выборов в Донбассе, известно, что переговоры в рамках минского процесса идут, однако к консенсусу стороны на данный момент не пришли.
Следствием неспособности реализовать свои обязательства по Минску-2, по-видимому, станет нагнетание напряженности на Востоке Украины и обострения противостояния с ЛНР и ДНР (есть информация, что Д. Байден намекнул П. Порошенко, что США не будут препятствовать такому развитию ситуации). Исходя из того, что киевской власти пообещали еще полгода поддержки со стороны США и их сателлитов, то за это время Порошенко необходимо постараться решить вопрос неподконтрольных территорий, либо реинтегрировать их силовым путем, либо окончательно от них отказаться.
Вероятнее всего, Киев пойдет на попытку силовой авантюры. П. Порошенко таким образом постарается решить несколько задач: а) направить представителей так называемых добровольческих батальонов, у которых наблюдается растущее раздражение ситуацией в стране, на фронт и отвлечь их внимание от внутриполитических проблем, тем самым обезопасив себя от внутреннего переворота; б) с помощью ряда провокаций создать в информационном пространстве видимость дестабилизации ситуации со стороны ЛНР и ДНР (это могут быть террористические акты в Киеве и крупных городах, захват в плен представителей ОБСЕ и др., в чем обвинят ЛНР и ДНР). Это в свою очередь даст повод США продолжать давить на ЕС с целью сохранения санкций по России, продолжать политику поддержки украинского режима.
Силовой сценарий тем более возможен, так как за время, прошедшее после государственного переворота на Украине, киевской власти частично удалось убедить значительную часть населения в своих пропагандистских лозунгах. Так, по данным Центра им. Разумкова, в настоящее время 64.4% населения Украины считают ДНР и ЛНР террористическими организациями, а 34.4% полагают, что конфликт в Донбассе можно урегулировать с помощью «продолжения „АТО“ до полного восстановления контроля Украиной над занятыми сепаратистами территориями».
Во-вторых, по окончанию визита Д. Байдена осталось устойчивое убеждение, что основной целью его визита на Украину была попытка сохранить хотя бы видимую политическую стабильность в стране и предотвратить «войну всех, против всех». Следует признать, что отчасти это ему удалось, в украинских СМИ моментально сократилось количество публикаций относительно отставки Арсения Яценюка с должности премьер-министра (Хотя никто не отменял цирковые представления в украинской политике Так, в пятницу во время то ли отчета, то ли демонстрации своей безнаказанности А. Яценюка с трибуны Верховной Рады в прямом смысле слова вынес депутат от «Блока П. Порошенко», чем спровоцировал очередную потасовку).
Очевидно, что для госдепа видимость политической стабильности на Украине является очень важным фактором убеждения своих партнеров в правильности принимаемых решений. Таких как давление на Россию и оказание помощи Украине. Но следует отметить и другой факт, США все сложнее добиваться выделения финансовой помощи для Украины, что подтверждают задержки в выделении уже согласованных сумм Киеву со стороны МВФ. Да и суммы эти по факту уже не способны поддерживать украинское государство в адекватном состоянии.
Как следствие, становится вопрос, как реагировать России и ЛДНР на подобное развитие ситуации?
Российской Федерации было бы логично уже сейчас проинформировать украинскую сторону, руководителей Франции и Германии о том, что в случае обострения ситуации в Донбассе и наступления украинских сил, Москве ничего другого не останется, как ввести свои вооруженные силы на территории ДНР и ЛНР и не дать возможность силовым путем захватить эти территории. Потому что по-другому нельзя. Если ВСУ, которые теперь представляют ряд неонацистских так называемых добровольческих батальонов, будут контролировать территории ЛДНР, то для всех жителей этого региона наступит страшное время. Весь мир знает, какие зверства совершали в Донбассе «доблестные"боевики из группировок «Торнадо», «Айдар», «Правый сектор"* и др. Допустить повторение такого, значит, предать людей, поверивших в Россию.
Необходимо решать вопрос с нормализацией жизни в ключевых прифронтовых городах ЛНР и ДНР. В этой связи было бы уместным в случае развязывания Украиной агрессивных действий в Донбассе отбросить Вооруженные силы Украины минимум к границам Донецкой и Луганской областей, что позволит стабилизировать ситуацию в Донецке и ряде крупных городов для дальнейшего восстановления инфраструктуры и стабильного развития.
*В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.