Эрдоган пытается заработать политические бонусы на своей «холодной войне» с Россией
Канцлер ФРГ Ангела Меркель обменялась со спецслужбами Великобритании разведданными о России. Об этом в четверг, 24 декабря, сообщила британская газета The Times.
По сведениям издания, обмен информацией состоялся в октябре 2015 года, когда Меркель находилась в Великобритании с визитом. Встреча прошла в присутствии премьера Дэвида Кэмерона в загородной резиденции главы британского правительства Чекерс. В ней приняли участие руководитель MI5 (контрразведка) Эндрю Паркер, глава MI6 (разведка) Алекс Янгер и начальник Штаба правительственной связи GCHQ (радиоэлектронная разведка) Роберт Хэнниган.
О содержании разговора, понятно, известно немного. Британцы передали Меркель данные об угрозе, которую представляют собой боевики «Исламского государства» *, а «лидер Германии, в свою очередь, поделилась информацией с главами MI5, MI6 и GCHQ о президенте РФ Владимире Путине, нестабильности на Украине и ситуации в Крыму», — лаконично сообщает The Times.
По данным британской газеты, подробные данные об ИГИЛ оказались «очень информативными» для Меркель, и касалась иностранных боевиков, воюющих в Сирии и Ираке, шла речь и об угрозе радикализации. «У них было длительное обсуждение Сирии и России», — сообщил изданию источник в канцелярии премьера.
Надо сказать, что Германия не входит в союз спецслужб «Пять глаз», который объединяет разведки Великобритании, США, Австралии, Канады и Новой Зеландии. Тем не менее, представители британских и немецких спецслужб обмениваются информацией вполне регулярно. Но встречи, в ходе которых главы британских спецслужб напрямую передавали информацию канцлеру ФРГ и получали данные от лидера Германии, — явление единичное, отмечает The Times.
Эрдоган пытается заработать политические бонусы на своей «холодной войне» с Россией
Кремль уже отреагировал на публикацию. «Это абсолютно естественно — обмениваться мнениями по наиболее актуальным вопросам международной повестки дня. А это самые актуальные вопросы — Россия, отношения ЕС с Россией, и борьба с международным терроризмом», — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. В то же время Песков подчеркнул, что в Кремле не располагают данными о лондонских переговорах.
Что стоит за встречей Меркель с руководителями британских спецслужб, какой эксклюзивной информацией может располагать немецкая разведка о «Путине, нестабильности на Украине и ситуации в Крыму»?
— Обычно для обмена разведданными между странами Запада используются стандартные каналы, которые имеются, например, в рамках НАТО, — отмечает заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков. — При этом соблюдаются все формальные процедуры, предусмотренные соответствующими двухсторонними и многосторонними договорами. Но в данном случае, как видим, эти каналы остались незадействованными.
Естественно, возникает вопрос: почему понадобился такой высокий уровень встречи? Прежде чем высказать свои предположения, отмечу во избежание кривотолков: я буду оценивать ситуацию как аналитик, который со спецслужбами никак не связан.
На мой взгляд, высокий уровень говорит либо о том, что Меркель передала какую-то серьезную политическую информацию, которая могла повлиять на принятие геополитических решений, либо уровень был продиктован возможным динамичным развитием обстановки.
Во втором случае могла возникнуть необходимость оперативно довести информацию, чтобы избежать обычных задержек при «стандартном» обмене разведданными. А главное — избежать возможного смещения акцентов при «стандартной» процедуре передачи, и довести информацию до глав разведслужб Великобритании под нужным Германии углом.
«СП»: — Почему именно немецкая разведка оказалась наиболее осведомленной о ситуации в Крыму и на Украине?
— Так сложилось исторически, что спецслужбы разных стран наиболее успешно действуют в определенных регионах. А Украина и Крым всегда были приоритетными зонами внимания для немецкой разведки. Немцы развертывали агентурные сети на этих территориях еще во время Второй мировой войны. Да и потом, в годы «холодной войны», ФРГ активно работала с украинско-крымскими агентурными сетями.
И надо понимать: у Берлина интерес к Украине и Крыму никуда не делся. Неслучайно у Германии, накануне «майданного» госпереворота 2014 года, были собственные проекты на территории «незалежной». У немцев, напомню, имелся даже свой кандидат в президенты Украины — Виталий Кличко, который позиционировался как наполовину украинский, а наполовину немецкий политик. Замечу, что до сих пор Кличко в ФРГ уважают даже больше, чем в собственной стране.
С другой стороны, у Германии традиционно очень крепкие связи с Турцией — наверное, самые крепкие среди союзников по НАТО. В ФРГ, напомню, имеются крупные диаспоры турок и курдов. Немцы дали им приют еще в 1960-е: крупномасштабная иммиграция турецких рабочих была вызвана, с одной стороны, высоким ростом населения и массовой безработицей в Турции, а с другой, потребностью в рабочих в Северо-Западной Европе.
Эти турецкие каналы, надо думать, позволяют немецким спецслужбам плотно работать с крымскими татарами — как в самом Крыму, так и вне территории полуострова.
Другими словами, Германия всегда имела не только интерес к Украине и Крыму, но и необходимые ресурсы для налаживания там разведывательной работы. У той же Великобритании широкой агентурной сети в этом регионе нет.
«СП»: — Почему немцы проявляют повышенный интерес к Украине и Крыму?
— Эти территории для ФРГ важны с точки зрения геополитики. Если немцы получают контроль над Украиной, они не только ослабляют Россию, но и увеличивают собственный потенциал. Такой контроль обеспечивает Германии выход к Черному морю, и создает геополитическую связку Балтика — Черное море, которая открывает серьезные перспективы перед ФРГ, и резко повышает ее статус и влияние.
«СП»: — В чем, предположительно, суть состоявшегося в Лондоне обмена разведывательной информацией?
— Чтобы это понять, необходимо проанализировать острые международные проблемы накануне визита Меркель в Лондон, и дальнейшее развитие этих проблемных сюжетов. Это, прежде всего, проблемы миграции и отношения с той же Турцией.
Напомню, что в начале 2013 года США, Германия и Нидерланды развернули шесть зенитных ракетных батарей с комплексами Patriot в провинции Газиантеп на юго-востоке Турции. Причиной размещения была названа защита турецкого воздушного пространства от вторжения сирийской авиации. В конце 2015 года мандат на пребывание систем ПВО в Турции истекал, и в октябре турецкие официальные лица могли через Германию настаивать на продлении их пребывания.
Кроме того, можно предположить, что на встрече обсуждалось, что дальше делать с Украиной. Стоит ли Европе вмешиваться в конфликт, или продолжать идти по так называемому «балтийскому пути», который как раз Германия активно продвигала. Смысл «балтийского» варианта сводится к тому, чтобы де-факто считать Крым территорией РФ, а де-юре этого не признавать. Точно так же Запад действовал в отношении стран Балтии в годы «холодной войны».
Отмечу еще важный момент. События последних месяцев наглядно доказывают, что идентичность Европы немыслима без США. Поэтому не думаю, что США стояли в стороне от встречи Меркель и британских разведчиков. Вашингтон, скорее всего, был заранее проинформирован о встрече, и дал на нее «добро».
Я не исключаю, что итогом встречи стало доведение до Меркель требования Вашингтона попридержать на Украине немецкие проекты, и предоставление в обмен особой роли Германии в большой геополитической игре. Возможно, именно на этой встречи Меркель дала согласие на участие ФРГ, пусть и символическое, в международной коалиции во главе с США в Сирии…
— Мы не знаем, какие данные передала Меркель на встрече в Лондоне, мы даже не знаем доподлинно, была ли такая встреча, — отмечает главный аналитик Национального антитеррористического фонда России, полковник КГБ в отставке Олег Нечипоренко. — Лично я не считаю, что публикацию The Times со ссылкой на источник в канцелярии британского премьера следует принимать как данность. Напротив, такая публикация вполне может быть работой британских спецслужб, а все изложенное в ней — развитием какой-то игры и дезинформацией.
Как вчерашние революционеры стали могильщиками народной демократии
«СП»: — В каких ситуациях может потребоваться, чтобы глава правительства лично встречался с руководителями разведслужб другой страны?
— На деле, ситуации могут возникать какие угодно, и каждая из них — уникальна. В данном случае я бы не стал искать исторических аналогий. Да, канцлер ФРГ встретилась с руководителями разведки другой страны, и тем самым создала прецедент. Но делать из этого выводы о содержании разговора Меркель — все равно, что гадать на кофейной гуще.
«СП»: — Немецкая разведка лучше работает по Украине и Крыму, чем британская?
— С точки зрения спецслужб, вопрос некорректен. Просто у разведки каждой страны имеется свой круг приоритетов, целей и задач, которые ставит перед ней высшее политическое руководство. В этом смысле, спецслужбы — просто исполнители заказов руководителей государства. И, видимо, эти заказы у руководства Германии и Британии разные…
* «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.