9 января принесло для властей Украины пренеприятное известие. Оказывается, несмотря на подписание Соглашения об ассоциации с ЕС и все обещания безвизового режима уже в 2016 году, их страну в Европе не очень-то ждут. Согласно опросу, проведенному программой Een Vandaag голландского общественного вещателя, большинство жителей Нидерландов выступают против ратификации Соглашения об ассоциации.
Напомним, что референдум по вопросу ратификации соглашения состоится в Нидерландах 6 апреля. Причем, пройдет он не по инициативе правительства, уже подписавшего документ, а с подачи евроскептиков, которым удалось собрать необходимые для проведения национального плебисцита 400 тысяч голосов. Официальные опросы граждан еще не проводились, поэтому данные Een Vandaag стали первым серьезным показателем настроений голландцев.
В ходе исследования было опрошено 27 тысяч человек. Оказалось, что из них 53% «точно пойдут» на референдум и еще 17% «скорее всего» пойдут. Для того чтобы правительство признало волеизъявление состоявшимся и приняло его решение к сведению, необходима явка не менее 30%.
Правда, референдум носит консультативный характер, и теоретически власти могут проигнорировать его. Но практически это стало бы серьезным ударом по рейтингу правительства. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте в ноябре 2015 года заявил, что референдум сам по себе не остановит евроинтеграцию Украины, но правительство должно будет принять во внимание и учесть его результаты. Пока что соглашение вступило в силу во временном режиме с 1 января 2016 года.
Амстердам оказался в непростой ситуации. Ведь из тех, кто собирается пойти на референдум, более половины «уверены, что отклонят ратификацию документа», а еще четверть «скорее всего» проголосует против. Неудивительно, что правительство решило запустить кампанию в поддержку ратификации соглашения, чтобы показать гражданам, что оно выгодно и для Нидерландов, и для Европы.
Голландское издание NRC, комментируя результаты опроса, не исключает большую погрешность. Но даже если это так, порог 30-процентной явки почти наверняка удастся преодолеть. Один из организаторов опроса, Юп ван Хольстейн из института политологии Лейденского университета в интервью NRC рассказал, что главная надежда голландских властей именно на то, что на плебисцит не придет достаточно граждан.
По словам ван Хольстейна, на организацию референдума выделяются рекордно низкие суммы. Так, муниципалитеты получили только 20 миллионов евро, тогда как, например, на последние парламентские выборы им выделили более 42 миллионов. «Я считаю это детской мелочностью. Закон о референдуме существует, и люди имеют право его использовать», — заявил ван Хольстейн.
Серьезным ударом по имиджу Украины в глазах населения страны тюльпанов стала история с обнаружением похищенных из голландского музея картин на территории «незалежной». В конце прошлого года Первый телеканал Нидерландов сообщил, что коллекция из 24 произведений и большого количества серебра, похищенная 11 лет назад из Музея западной Фрисландии, обнаружена на территории Донбасса в руках «националистической группировки». Несмотря на то, что музей предложил боевикам 50 тысяч евро, они отказались возвращать коллекцию, затребовав не менее 5 миллионов. По сведениям канала, к похищению причастны лидер ВО «Свобода» Олег Тягнибок и экс-глава СБУ Валентин Наливайченко.
Украинские власти отрицают причастность к этому делу, и сейчас вопрос решается на уровне руководства стран. Но даже если коллекцию удастся вернуть, и все не совсем так, как представили голландские СМИ, такая криминальная история явно не добавит очков Украине на предстоящем референдуме.
Настроения голландцев вызывают все больше беспокойства не только в Киеве, но и в Брюсселе. Европейские политики уже не раз высказывали надежду, что население Нидерландов проголосует «как надо». А после обнародования результатов опроса, президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер даже заявил, что отрицательное голосование голландцев может привести к крупному континентальному кризису.
«Я хочу, чтобы голландцы понимали, что важность этого вопроса выходит за рамки страны. Я не верю, что голландцы проголосуют отрицательно, поскольку это может открыть дверь для большого континентального кризиса… Россия в случае отрицательных итогов референдума получит легкую победу», — заявил Юнкер в интервью голландскому изданию Handelsblad.
До референдума остается всего три месяца, и вопрос в том, удастся ли голландским и европейским властям убедить население Нидерландов, что Соглашение об ассоциации с Украиной — это хорошо и правильно. А если не удастся, примут ли они во внимание итоги референдума, или геополитическая повестка окажется важней хваленой европейской демократии?
— В принципе голландцы могут проголосовать против ратификации соглашения, — говорит руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Алексей Кузнецов. — В прошлом бывали прецеденты, когда страны ЕС высказывались против и по более важным вопросам. Достаточно вспомнить, что нынешний Лиссабонский договор появился только потому, что несколько стран ЕС не поддержали Европейскую конституцию.
Но население Голландии еще могут переубедить. Не сомневаюсь, что все силы будут брошены на то, чтобы уговорить граждан не голосовать против. Случаев манипулирования общественным мнением в Европейском союзе было очень много. Руководство ЕС умеет вести информационные войны против собственного населения.
«СП»: — Может ли голосование вызвать «континентальный кризис», о котором говорил Юнкер?
— Многие думающие люди на Западе, в том числе в ЕС, уже понимают, что поддержка государственного переворота на Украине стала большой ошибкой. Она привела к частичному развалу вполне стабильного на тот момент соседа Европейского союза. Сейчас эта страна фактически объявила дефолт, не платя по долгам Российской Федерации.
Ситуация достаточно тяжелая. Но так как Украина — не член ЕС, то вне зависимости от итогов голосования особого кризиса из-за нее в Европейском союзе не будет.
«СП»: — Что тогда значат слова Юнкера?
— Это и есть элемент информационной войны против собственного населения. Это запугивание граждан Нидерландов и навязывание им «правильной» с точки зрения руководства ЕС стратегии поведения. За этими словами не стоит ничего конкретного, если, конечно, мы не считаем всерьез, что Евросоюз в едином порыве стремится уничтожить Россию, как государство.
На самом деле все намного сложнее. Последние два года мы наблюдали череду глупых ошибок и серьезных просчетов со стороны руководства ЕС. Брюссель решил, что в своих стратегиях экономической экспансии может не считаться не только с интересами России на Украине, но и с интересами самого украинского населения.
«СП»: — Что будет, если Нидерланды все же проголосуют против? Ратификация соглашения будет заблокирована на уровне ЕС?
— Тяжело предсказывать, как будут развиваться события, пока не завершится вся официальная процедура. Если проблема будет только в Нидерландах, они могут объявить повторный референдум. Давление будет оказываться беспрецедентное.
На самом деле особой демократии в Евросоюзе уже нет. Его критикуют именно за то, что страны ЕС потеряли значительную часть своего суверенитета. Многое будет зависеть от исхода референдума, от того, какими именно будут результаты, как на них отреагирует парламент и так далее.
Заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелев убежден, что ратификации соглашения ничего не помешает.
— Запад в целом и лидеры ведущих европейских государств в частности вложили много усилий и политического капитала в формирование Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Для них отступление назад, то есть отказ от подписания или даже просто отсрочка крайне нежелательна. Это было бы мощным политическим поражением руководства ЕС, да и всей политики Евросоюза, которая проводилась последние годы в отношении Украины и постсоветского пространства.
Поэтому я думаю, что будет сделано все, чтобы это соглашение было ратифицировано и вступило в силу. Сейчас будут предприняты максимальные усилия, чтобы изменить настроения нидерландских граждан в отношении соглашения.
Но даже если результат референдума будет отрицательным, думаю, голландский парламент все равно его ратифицирует. В других странах-членах ЕС, скорее всего, будет развернута политическая и информационная кампания, чтобы не было никаких неожиданностей на пути ратификации соглашения. Слишком многое поставлено на карту, слишком велики ставки. Мне представляется, что не может быть никаких сомнений, что Европа это соглашения подпишет и ратифицирует. Брюссель доведет дело до конца.
«СП»: — Какие это будет иметь последствия?
— Что от этого реально получит Украина — вопрос, на который можно будет ответить только со временем. Ясно, что немедленных позитивных результатов для экономики Украины ждать не стоит. Нужно как минимум несколько лет, чтобы эти возможные позитивные последствия проявились. Можно посмотреть на пример Хорватии, которая два с половиной года назад стала полноправным членом ЕС. Пока что она имеет одни проблемы.
На Украине в пример обычно ставят Польшу, но это некорректно. В Польше была другая экономика, не так сильно связанная с российской. Кроме того, на Польшу действительно пролился «золотой дождь», туда были вложены немалые средства ЕС. Но сейчас Европа не сможет аналогичным образом инвестировать в Украину. Тем не менее, Киев уже ратифицировал соглашение. Думаю, что и со стороны Евросоюза с этим больших проблем не возникнет.