Организаторы Международной конференции по безопасности в Мюнхене выпустили аналитический доклад о положении в мире. Напомним, что конференция пройдет 12−14 февраля — в баварской столице соберутся лидеры и главы правительств более 30 стран, а также около 60 министров. Российскую делегацию возглавит премьер Дмитрий Медведев. Доклад «Трансграничные кризисы, безрассудные деструктивные силы и беспомощные защитники» задает тон всему форуму.
Большая его часть посвящена ситуации в Европе. Авторы напоминают о цели, записанной в Стратегии по безопасности ЕС от 2003 года (действует и сейчас): «Необходимо добиться образования кольца хорошо управляемых стран к востоку от Евросоюза и со стороны Средиземного моря». И констатируют: «Вместо этого образовался огненный круг. Безопасность Европы вновь под угрозой. На Украине продолжается война. Война в Сирии ввергла в кризис целый регион и может поставить под вопрос существующие государственные границы на Ближнем Востоке. Она стала основной причиной самого масштабного с окончания Второй мировой войны исхода беженцев».
По мнению экспертов, членам ЕС — вопреки целям Лиссабонского договора — не удалось выстроить совместную внешнюю и оборонную политику, включая механизмы оперативного реагирования на кризисы. «Вместо этого Брюссель парализован сразу несколькими серьезными вызовами: шаткими договоренностями о необходимости поддерживать санкции в отношении России; продолжающимися спорами о Греции и судьбе евро; угрозой выхода Великобритании из ЕС и восстановлением границ; наконец, что опаснее всего, растущей популярностью правой и националистической идеологии», — отмечается в докладе
Много говорится и о России. Авторы документа считают внешнюю политику РФ и ее действия на мировой арене «непредсказуемыми и даже опасными». По их мнению, Россия стремится доказать, что является ключевой мировой державой, но «ее экономика говорит об обратном». Эксперты отмечают, что большинство западных государств готовы к сотрудничеству с РФ в борьбе с «Исламским государством» *, но не намерены ради этого идти на уступки по Украине.
Нынешняя конфронтация между Россией и Западом, по мнению экспертов, чревата двумя опасными последствиями. Первое — появление нового железного занавеса в Европе. Эксперты опасаются, что «образуется европейско-натовский „западный блок“ и „российский блок“, между которыми останутся несколько буферных государств с неясным статусом в сфере безопасности и экономических отношений».
Особую озабоченность вызывает «уже застрявшая между блоками» Украина. «Россия вряд ли ослабит хватку по отношению к Украине, а Евросоюз не готов предложить Киеву существенную экономическую или политическую поддержку», — сказано в документе.
Второй риск связан с возможными непреднамеренными столкновениями между Россией и странами НАТО. В целом авторы доклада считают, что «впервые с момента окончания Холодной войны перспектива эскалации насилия между крупными державами перестала казаться совершенно нереалистичной».
Что стоит за такими оценками Запада, и какие выводы следует сделать из них России?
— Доклад фактически констатирует: ЕС повела себя таким образом, что о проекте Большой Европы можно забыть, — считает заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков.
— Евросоюз переживает кризис из-за обострения внутренних противоречий. По сути, политика Брюсселя так и не позволила ему стать полноценным образованием — как в экономике, так и в сфере безопасности и обороны.
Отсюда такая нервная реакция на Россию. В глазах европейцев кто-то должен быть виноватым, и в этой роли привычно выступает Москва.
«СП»: — Насколько серьезно ЕС беспокоит ситуация на Украине?
— Беспокоит, поскольку Украина находится в Европе, и сейчас в «незалежной» вооруженный конфликт. Но, прямо скажем, европейцы мало что делают, чтобы этот конфликт разрешить.
Да, на Украине задействована ОБСЕ, но ни НАТО, ни ЕС — я сейчас не берусь судить, хорошо это или плохо, — фактически в разрешении кризиса не участвуют. Хотя в основополагающих документах ЕС и НАТО, касающихся позиционирования на международной арене, как раз четко записано, что эти организации берут на себя полномочия заниматься проблемами урегулирования конфликтов.
На деле, ЕС и НАТО всегда предпочитали создавать одну только видимость урегулирования. Гуманитарные операции, в которых они участвовали, проводились на периферии, вдали от Европы — в частности, на Ближнем Востоке. Именно поэтому европейский обыватель, которому мало что известно о реальном положении дел, до последнего верил в ближневосточное урегулирование. Но теперь до обывателя начинает доходить, — в том числе, на фоне потока беженцев, — что никакого урегулирования на Ближнем Востоке нет.
Нет урегулирования и на Украине. Напротив, партия войны, которая сейчас сидит в Киеве, и которую подпирают украинские националисты, неизбежно будет способствовать разжиганию конфликта. Плюс, Киев является сегодня оплотом еще и трансатлантической партии войны, которая выступает за усиление политики сдерживания по отношению к России.
Если такая политика будет продолжаться, если Украину будут провоцировать на агрессивные антироссийские действия — это действительно может привести к опосредованному конфликту Россия-НАТО.
«СП»: — В Европе понимают, что Брюссель сам спровоцировал конфронтацию с Москвой?
— Думаю, нет. Хотя, понятно, конфликт Россия-Запад начался не с воссоединения Крыма, а гораздо раньше. Началось с идеи США и европейцев о том, что надо провести разделительные линии. В результате, когда американцы угрожали нам своей ПРО, европейцы делали вид, что ничего не происходит. Зато они с готовностью участвовали в рамках НАТО в строительстве военной инфраструктуры вокруг РФ, и прикрывались риторикой о «перезагрузке». России, кроме того, было отказано в праве проецировать национальные интересы на ближайшие страны — территории, которые прежде входили в состав СССР.
Словом, накануне Мюнхенской конференции Запад реалистично описывает текущую ситуацию, но снимает с повестки главный вопрос: кто виноват в конфронтации, и какие уроки нужно из этого извлечь?
Как видно из доклада, вины за собой Запад не признает. И это заставляет, к сожалению, предполагать, что ЕС не будет пересматривать свою внешнюю политику.
«СП»: — Какие выводы нам следует сделать из мюнхенского доклада?
— Что вокруг России начинается неприятная игра. С одной стороны, НАТО и ЕС подают сигналы, что готовы идти на компромисс — например, возобновить работу Совета Россия-НАТО (забывая, впрочем, сказать, по чьей инициативе работа Совета была прервана). С другой, США заявляют о разворачивании в Европе военных баз передового базирования, а корабли НАТО патрулируют акваторию вблизи Крыма.
На деле, это означает, что в отношении России проводится более изощренная политика сдерживания и ослабления. Именно такая политика становится трендом в отношениях Россия-Запад…
— В «нулевые» годы, когда организатором Мюнхенской конференции выступал советник канцлера ФРГ Гельмута Коля по внешним и оборонным вопросам Хорст Тельчик, этот форум был объективным, и где-то даже симпатизировал России, — отмечает академик Академии геополитических проблем, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов.
— Но сейчас конференция находится под сильным влиянием США. Тем не менее, к докладу мюнхенских аналитиков стоит прислушаться, особенно в той части, где анализируются отношение США, ЕС и НАТО к России.
Беда в том, что в 1990-е Россия устремилась на Запад. Она пыталась встроиться в западную систему, усвоить ее ценности, перестроить экономику под западную модель, и эта попытка привела к трагическим последствиям.
Запад после развала СССР занимался исключительно тем, что выстраивал мир под себя, прежде всего — под интересы глобальных корпораций и финансового капитала. И, прямо скажем, интересы отнюдь не благородные. По сути, Запад вел шулерскую игру, и как любой шулер, был готов в нужный момент смешать карты и поменять правила.
В этой шулерской игре с Западом мы проиграли. И главный наш проигрыш — сдача Украины. Выстраивать отношения с Киевом нужно было не на условиях рыночной экономики — она всегда конкурента и опасна. Нужно было сближать наши народы, нужны были общие проекты, выгодные и Украине, и России.
Да, в мюнхенском докладе Россия вновь рассматривается, как едва ли не главный источник угроз для Европы. На деле, у нашей страны нет ни сил, ни средств, чтобы проводить агрессивную внешнюю политику. Сегодня Москва лишь пытается спонтанно защитить свои интересы…
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.