После двухлетних колебаний американские силовики приняли волевое решение идти на разрыв отношений с Россией в космической отрасли.
В целях «восстановления технологического суверенитета» в оборонной сфере и избавления от зависимости от «агрессивной России» — проще говоря, от поставок российских двигателей РД-180 — генералы со «звёздно-полосатыми» шевронами заключили с компаниями United Launch Services (ULA) и Aerojet Rocketdyne контракты стоимостью $46,6 млн. и $115,3 млн., соответственно. Договоры предусматривают расширения линии финансирования до $536 млн. в случае «непредвиденных осложнений».
Впрочем, ведущие американские эксперты уже выражают сомнение по поводу того, что компания Aerojet Rocketdyne справится с порученной ей миссией — разработать прототип двигателя AR1 и к 31 декабря 2019 года передать его заказчику.
Не менее туманна перспектива производственного успеха и второго подрядчика — компании ULA. Контракт Пентагона с которой (первоначальной стоимостью $46,6 млн.) предусматривает разработку ракетного двигателя Vulcan BE-4 и ракетной силовой установки Advanced Cryogenic Evolved Stage (ACES). Можно предположить, что наличие «проекта-подстраховщика» свидетельствует об отсутствии уверенности среди американского военного истеблишмента в том, что «миссия выполнима».
Сенатор Ричард Шелби в своей статье, опубликованной изданием Wall Street Journal, призывает не торопиться с отказом от закупки двигателей РД-180 для запусков военных спутников США. Политик согласен с тем, что следует постепенно уходить от зависимости от России в столь чувствительной для национальной обороны сфере. Однако подчёркивает: если сделать это поспешно, можно поставить военных в опасное положение. Поскольку, несмотря на все усилия, американцам так и не удалось создать качественный и сопоставимый по цене аналог продукции российской космической отрасли.
Несерьёзность подхода американских «аналитиков в погонах» подчёркивает тот факт, что если ещё год назад Пентагон предполагал решить проблему за $1,5 млрд., то теперь предлагает обойтись куда более скромным бюджетом.
Американская аэрокосмическая отрасль, так же как и российская, в принципе, могут создать любой двигатель, если речь идёт о выводе полезных грузов на околоземную орбиту, утверждает ведущий конструктор советской многоразовой транспортной космической системы «Буран» Владимир Бугров.
— Вопрос упирается во время и в соотношение цена/качество. По большому счёту, тот же «Боинг», входящий с «Локхид Мартин» в совместное предприятие United Launch Alliance, уже производит ракету-носитель «Дельта», которая по своим ключевым характеристикам не уступает боинговскому «Атласу». Соответственно, заменить ракету с российским двигателем не составит большого труда. Да, пока пуски «Дельты» обходятся дороже, но это не станет непреодолимым препятствием. Пентагон, собственно, и вкладывает деньги в разработки, чтобы снизить себестоимость этого проекта. И к концу 2019 года он решит эту задачу.
По известным причинам в США стоимость рабочей силы, а значит, и вся продукция, дороже, чем в России. Так что, это был чисто прагматический выбор — Пентагону нужно было сэкономить, они этим и занимались.
А так, всё определяется теми целями, которые ставят перед собой американцы в космосе.
«СП»: — В чём они заключаются?
— Это коммерческая и военная тайна. Наши западные партнёры убедили нас продлить эксплуатацию МКС до 2024 года. На мой взгляд, это тупик. Мы уже сорок лет находимся на орбите и ещё собираемся провести там почти двадцать. Конечно, на станцию можно налепить ещё хоть 20 модулей и отсеков, но принципиально нового качества это не даёт.
Сейчас специалисты NASA продвигают идею вывести МКС на окололунную орбиту и ещё лет двадцать «доить» налогоплательщиков по обе стороны океана.
«СП»: — Вы хотите сказать, что российские и американские группы влияния, несмотря на санкции, легко находят общий язык?
— Конечно. Я знаю, кто занимается этой программой. Хватит «водить за нос» правительство и общество. Сегодня у нас есть умники, которые пробивают проект лунных баз.
«СП»: — Разве это не перспективное направление? Ведь создание постоянной базы — это качественно другой уровень.
— Если мы хотим идти на шаг впереди наших конкурентов в космосе, нужно продолжать идти по пути, намеченному Эдуардом Циолковским и Сергеем Королёвым. А именно, создавать корабль для полётов в межпланетном пространстве. Денег на это потребуется раз в 10 меньше, чем те, которые выпрашивают под лунную программу.
«СП»: — После того как американцы, несмотря на конфронтационную риторику, продолжили приобретать российские «движки», это спровоцировало лёгкую эйфорию. Дескать, без России никуда…
— Не стоит слишком обольщаться на этот счёт. Да, РД-180, действительно, считается одним из лучших и, что немаловажно, проверенных российских двигателей. В частности, по своей номинальной тяге (740 тонн, приходящихся на четыре камеры сгорания), надёжности конструкции. Но, например, у ракеты-носителя «Сатурн-5», разработанной ещё Вернером фон Брауном для лунного проекта, тяга только одной камеры сгорания составляла 700 тонн.
В своё время РД-180 стояли на каждом из боковых блоков «А» ракеты «Энергия», выводившей на орбиту многоразовый орбитальный корабль «Буран». Но сейчас такие амбициозные проекты не востребованы.
Вся наша космическая программа была определена постановлением советского правительства от 10 декабря 1959 года «О развитии исследования космического пространства». Первую задачу — осуществить полёт человека в космос, наша космонавтика выполнила довольно быстро. Вторая задача — построить корабли и ракеты для полётов в межпланетном пространстве. Третий императив — создать обитаемые базы на планетах.
Для решения первой задачи был создан корабль «Восток» и ракета-носитель Р-7. Для второй — ракета-носитель сверхтяжёлого класса Н-1 и тяжёлый межпланетный корабль. И всё это было реально осуществимо. Но после смерти Королёва в ОКБ-1 появилась новая команда, которая предложила переключиться на создание обитаемых орбитальных станций. Дескать, это можно сделать быстрее, выдав за мировое достижение.
В итоге, министр обороны СССР Дмитрий Устинов заставил преемника Королёва на посту главного конструктора и начальника ЦКБЭМ (ОКБ-1) Василия Мишина заниматься орбитальными станциями. В 1974 году его сняли с занимаемого поста, проект Н-1 был свёрнут. Хотя на конец года готовился пуск H1 № 8 с новыми многоразовыми двигателями, уже прошедшими ОТИ. С этим проектом были связаны создание лунной базы, экспедиция на Марс. Вместе с H1 мы утратили шанс совершить настоящий рывок в космос — на пилотируемые межпланетные перелёты и прочие многообещающие проекты.
«СП»: — Вы считаете, Россия в её нынешнем состоянии способна экономически потянуть амбициозные проекты Циолковского и Королёва?
— Не просто способна, но и должна. Пора слазить с орбиты, хватит, покатали зарубежных «друзей», заработали, надо идти вперёд. Необходимо вернуться к идее создания межпланетного корабля, который, если надо, может реализовать и лунную миссию, о которой так много говорят. Для этого необходимо разработать систему длительного автономного жизнеобеспечения. Опыт «Мира», МКС не приближает нас к решению этой задачи. Если руководитель созданной в прошлом году госкорпорации «Роскосмос» будет прислушиваться к «околоземному лобби», мы и дальше будем топтаться на месте.
Российская концепция лунной программы версии 2014 года предполагает высадку космонавтов в 2030—2040 гг. То есть, спустя 60 с лишним лет после американцев.
Вот сейчас планируют создавать шестиместный корабль. Но это не подходит для пилотируемого полёта на Марс (слишком большая масса). Полетят, максимум, три человека. Собственно говоря, корабли «Союз» и рассчитаны на это. Его спускаемый аппарат и так способен входить в атмосферу Земли на второй космической скорости при возвращении.
«СП»: — Вы считаете, что мы проигрываем американцам в «космической гонке»?
— У них своя система — есть не только госагентство по аэронавтике (NASA), но и частные компании, которые бьются за госзаказ или вкладывают собственные инвестиции. Например, SpaceX, которая создала, но ещё не «довела до ума» транспортный космический корабль Dragon.
Тем не менее, только у России есть пилотируемый корабль, который на протяжении полувека безотказно доставляет людей на орбиту. Зато у американцев та же SpaceX дальше продвинулась в создании ракеты-носителя с возвращаемой первой ступенью (Falcon 9). Есть реализованные проекты марсоходов («Opportunity» и «Curiosity»), ЕSА вместе с NASA осуществили первую в мире мягкую посадку автоматического аппарата на поверхность кометы. Американский спутник «Новые горизонты» пролетел в прошлом году мимо Плутона.
Но лично для меня слово «космонавтика» всегда означала пилотируемые полёты. Всё остальное уместнее называть «космической деятельностью».
Вице-президент Федерации космонавтики Олег Мухин согласен с тем, что космический разрыв с Россией американцы переживут относительно безболезненно.
— До 2020 года можно, если не создать новый двигатель, то уж точно «творчески переосмыслить» наш РД-180 по образцу китайцев. Просто раньше это было экономически нецелесообразно делать. Проще было купить. К тому же, наверняка, у компании «Локхид Мартин», которая сотрудничала с химкинским НПО «Энергомаш», были свои группы влияния в американском истеблишменте. Шла торговля — Пентагон выделил средства, значит, можно отказаться от кооперации с русским ради их более эффективного «освоения». Санкции санкциями, а американский прагматизм — это всепобеждающее явление.
«СП»: — Тем более, что США имеют запас российских «движков»…
— Если не ошибаюсь, они заказали не менее 101 двигателя РД-180 для использования в РН «Атлас 3» и «Атлас 5». Насколько я знаю, было поставлено 30. Учитывая, что всего было выполнено около 15 запусков с двигателями РД-180 в качестве первой ступени, этого должно хватить. К тому же контракт находится в стадии выполнения, его никто не разрывал.
Вообще, не стоит заниматься шапкозакидательством — американцы создали РН «Сатурн-5», челнок «Шаттл» и много чего ещё.
«СП»: — Мы теряем американский рынок, Индия и Китай используют собственные ракеты-носители, взяв за основу наши разработки. Нет ли опасности, что Россию потеснят на рынке космических перевозок?
— Я бы не стал драматизировать ситуацию. Индия пока ещё пользуется нашими услугами. Правда, не так давно Дели запустил собственную ракету.
«СП»: — Причём индийцы с первой попытки вывели свой спутник на марсианскую орбиту. В то время как «великая космическая держава» дважды не могла отправить космические аппараты за пределы орбиты Земли…
— Нужно готовиться к обострению конкуренции. Вопрос всегда упирается в целесообразность. Например, Бразилия не спешит обзавестись собственным космодромом. А ведь это одна из динамично развивающихся стран, входит в БРИКС. Но у неё нет такого количества аппаратов, которые необходимо вывести на орбиту, и соответствующих задач. Не думаю, что страны Африка и Юго-Восточной Азии в ближайшее время обзаведутся собственной инфраструктурой и средствами доставки. Более того, к услугам российской космической отрасли прибегают и европейцы.
У России есть навигационная система «ГЛОНАСС», спутники связи, мониторинга погоды и климата, аппараты двойного назначения. У нас есть развитая стартовая инфраструктура — «Байконур» в Средней Азии, Плесецк на севере страны, в этом году опробуем «Восточный» на Дальнем Востоке, поставили установку в Куру (Французская Гвиана) поближе к экватору.
Что касается перспектив НПО «Энергомаш», то объединение проживёт и без американских заказов. В частности, здесь разработали двигатели РД-191 для семейства ракет-носителей модульного типа «Ангара». Для неё же предназначена вся линейка двигателей — РД-170, РД-171, РД-180.
«СП»: — Чем «Ангара» отличается от предшественниц, за исключением принципа модульности для носителей четырёх классов — от лёгкого до тяжёлого?
— Это РН нового поколения — больше грузоподъёмность, в качестве топлива используются керосин и кислород. Это более чистое, с экологической точки зрения, топливо, чем азотная кислота в «Протоне». В своё время этот выбор был обусловлен тем, что боевые ракеты на гидразиновом горючем дольше хранятся.
«СП»: — Если проводить аналогию с наукой, нет ли опасности увлечься коммерчески самоокупаемой «прикладной» космонавтикой, отказавшись от требующего серьёзных госвложений фундаментального сегмента? Как выражаются экономисты, что может стать драйвером его развития?
— Я считаю, что только международное сотрудничество, которое сегодня переживает непростые времена. Одной стране не под силу, допустим, отправить пилотируемую экспедицию на Марс. В исторически короткий срок — даже американцам. Только совместное освоение космического пространства способно решить целый ряд назревающих проблем, связанных с перенаселённостью планеты, перегрузкой биосферы, нехваткой ресурсов
Кроме того, в кризисной ситуации космическая отрасль в России может стать «локомотивом», обеспечивающим экономический рост в стране. Учитывая, сколько высокотехнологичных смежников связано с ней (включая предприятия ВПК).