18+
среда, 31 августа
Политика / Санкции

США грозят Москве «вечными санкциями»

Смягчит ли Брюссель ограничения в отношении России в обход Вашингтона?

  
15769
Барак Обама
Барак Обама (Фото: PA Images/ ТАСС)
Материал комментируют:

В ночь на четверг, 3 марта, президент США Барак Обама продлил на год санкции, введенные в марте 2014 года из-за событий вокруг Крыма. Об этом говорится в документе за подписью главы американского государства, размещенном на сайте Белого дома.

«Действия и политика, о которых идет речь в моих указах, продолжают представлять необычную и чрезвычайную угрозу интересам национальной безопасности и внешней политики Соединенных Штатов. Поэтому я продлеваю на один год режим санкционного чрезвычайного положения, объявленный указом 13660», — говорится в документе.

Напомним: указ 13660 был опубликован 6 марта 2014 года. В нем президент США оставлял за собой право вводить ограничительные меры в отношении российских официальных лиц и организаций, причастных, по мнению Вашингтона, к нарушению территориальной целостности и суверенитета Украины.

Первые санкции были введены 17 марта 2014 года. В «черный список» попали советники президента РФ Владислав Сурков и Сергей Глазьев, вице-премьер Дмитрий Рогозин, а также спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Активы этих лиц на территории США, если таковые имелись, были заморожены. Фигурантам списка также был запрещен въезд в США. Ограничения были наложены и на сотрудничество с предприятиями российского ВПК.

Позже Обама неоднократно расширял действие первоначального указа. Отдельные — в том числе секторальные — санкции в отношении России были введены из-за событий в Донбассе.

2 марта посол США в Москве Джон Теффт заявил, что целью американских ограничений в отношении Крыма является его возврат Украине. По сути, это означает, что американские санкции — бессрочные.

Вместе с тем, в Евросоюзе нарастают разногласия по вопросу продления экономических санкции против РФ. Об этом в среду, 2 марта, написала The Wall Street Journal.

«Учитывая, что в восточной части Украины насилия стало меньше, а правительство в Киеве сталкивается со всё более серьезными внутренними проблемами, целый ряд стран ЕС заявили, что хотели бы пересмотра решения об экономических санкциях», — говорится в статье.

Как отмечает издание, представители стран ЕС будут обсуждать вопрос продления санкций в июле. Брюссель, по всей видимости, продлит индивидуальные ограничительные меры в отношении российских физических и юридических лиц, однако решение по поводу широких экономических санкций против Москвы, «как ожидается, будет сопровождаться гораздо более горячими спорами».

О том, что Европа ищет предлога, чтобы отказаться от продления санкций, говорит и другой сюжет. 3 марта в Париже состоится заседание «нормандской четверки», одним из главных вопросов которого станет подготовка выборов на Востоке Украины. Как заявил спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик, выборы могут пройти уже в первой половине 2016 года. Возможно, в этом намерении формулируется условие: если окажется, что выборы не проводятся по вине Киева, это даст оправдание европейским властям не продлевать санкции против России.

Откажется ли Европа от санкций против РФ, или снова уступит давлению США?

— Для Штатов санкции — очень удобный инструмент давления на геополитического конкурента, на Россию, — отмечает заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков. — Причем, Вашингтон прибегал к нему задолго до событий на Украине. Американцы пытались ввести антироссийские санкции еще в «нулевые» в качестве ответа на события вокруг «ЮКОСа», и в ограниченном формате ввели в 2012 году в виде «закона Магнитского». В крымских событиях США увидели подходящий предлог для ужесточения санкционной линии. И, честно говоря, не думаю, что Белый дом будет рассматривать вопрос о снятии санкций с России в обозримой перспективе.

Именно об этом говорит заявление Джона Теффта. Понятно, что Крым ни при каком раскладе не вернется в состав Украины, поскольку является теперь территорией РФ. И раз американцы увязывают отмену санкций с возвратом Крыма — значит, они вообще не собираются их отменять.

Нам эта ситуация знакома по поправке Джексона-Вэника. Ее, напомню, приняли еще в 1974-м как ответ на ограничение эмиграции из СССР граждан еврейской национальности, а отменили только в 2012-м. Другими словами, уже давно не было ни советского государства, ни проблемы эмиграции из него, а поправка продолжала действовать. С нынешними санкциями будет точно так же.

Отмечу, что самим США санкции не мешают развивать сотрудничество с Россией в тех сферах, где американцам это действительно необходимо. Так, например, Вашингтон сумел обойти запрет Конгресса 2014 года на закупки российских ракетных двигателей РД-180, которые нужны Пентагону для вывода на орбиту военных спутников. Как заявил замминистра обороны США Фрэнк Кендалл, курирующий сферу военных закупок и технологий, «в данный момент, насколько можно сказать, американские санкции в отношении России не запрещают покупку РД-180».

«СП»: — Почему с европейцами ситуация иная?

—  Европа не ставит перед собой крупных геополитических задач, которые бы целиком оправдывали экономический ущерб, который несет Брюссель от санкционного противостояния с Москвой. Поэтому Европа хотела бы если не снять санкции, то переформатировать их в более мягкий вариант.

С точки зрения Брюсселя, в украинском конфликте есть две стороны, которые должны выполнить «домашнее задание». Не только Москва должна надавить на «сепаратистов», но и Киев должен пойти на оговоренные реформы. Между тем, сегодня украинская сторона, как теперь считают и в ЕС, уклоняется от выполнения взятых на себя обязательств.

Об этом в конце февраля заявили президенту Украины Петру Порошенко министры иностранных дел Франции и Германии Жан-Марк Эро и Франк-Вальтер Штайнмайера в ходе совместного визита в Киев. По сути, они отчитали — пусть и в мягкой форме — Порошенко и его правительство за то, что ничего не делается, и предупредили, что больше отговорки неприемлемы.

Причем, в ходе этой поездки наметился определенный компромисс: Европа не настаивает на немедленном внесении поправок в украинскую Конституцию, но выборы на Востоке Украины должны при любом раскладе состояться. По сути, Европа дала понять, что оставляет за собой право выставить Киеву «неуд» за срыв выборов — и такая оценка, действительно, может быть использована Брюсселем как повод для переформатирования санкций.

«СП»: — США будут теперь давить на Европу, чтобы та не смягчала позиций по санкциям?

— Для США самое главное — все-таки не жесткая позиция Евросоюза в отношении России, а его участие в Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП). Как раз на этом направлении — торга об условиях участия ЕС в проекте — и возможен компромисс. Думаю, США позволят Европе смягчить антироссийские санкции в обмен на ряд уступок в рамках ТТИП.

Другое дело, что такой компромисс не будет гласным — вряд ли широкой публике объявят, что ЕС идет на переформатирование санкций в обмен на то-то и то-то. Скорее, мы увидим очень постепенные шаги Европы в сторону смягчения. Причем, санкции против российских публичных лиц в любом случае останутся — это позволит Европе сохранить лицо.

А самым важным сигналом, что вопрос с переформатированием решен положительно, будет постепенная отмена российских контрсанкций в отношении ряда европейских стран. В конце концов, именно этого добивается Европа…

— Все громкие заявления со стороны европейских противников санкций до сих пор оканчивались ничем, — напоминает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Страны ЕС всегда дружно голосовали за продление санкционного режима и его ужесточение.

Да, очень многое в позиции Европы будет зависеть от общих отношений России и Запада, включая даже Сирию — хотя формально эти вопросы не увязываются. И все же снятие ЕС секторальных санкций против РФ выглядит маловероятным. Проблема в том, что ни сирийский, ни украинский кризисы так и не решены. А главное, в них нет реального взаимопонимания между Россией и Западом.

С одной стороны, в обоих случаях выработаны дипломатические форматы и общие подходы к урегулированию — это Минские соглашения в случае Украины, и Женевский мирный процесс в случае Сирии. Но с другой, в обоих случаях превалирует раздражение Россией, которая рассматривается как сторона, мешающая Западу и его союзникам разрешить эти конфликты на своих условиях. И это раздражение никуда не денется, пока причины, которые его вызывают, не будут исчерпаны.

В такой ситуации для США наиболее ожидаемой стратегией является пролонгация санкций. И надо понимать: Штаты не только могут надавить на европейских партнеров, но и спровоцировать события, в контексте которых продление санкций будет более вероятным.

Есть, кроме того, два фактора, которые будут воздействовать на Россию даже в отсутствие секторальных санкций со стороны ЕС. Первый — это дело «ЮКОСА» и претензии по нему, которые могут стать причиной ареста российских активов за рубежом. Такие конфликты могут вспыхнуть в любой момент, и носить самый серьезный характер. А второй фактор — США могут успешно поддерживать режим санкций в отношении России даже в одностороннем порядке.

Все крупнейшие мировые финансовые и промышленные организации зависимы от кооперации с США — от американского рынка и американской финансовой системы. Это значит, что при желании Вашингтон сможет успешно давить на Москву в одиночку: у него в руках достаточно инструментов для влияния не на позиции государств, а на позиции конкретных компаний. Эти компании будут старательно дистанцироваться от сотрудничества с РФ в случае, если такая линия со стороны властей США будет проводиться достаточно жестко.

Наглядный пример подобного поведения — история с попыткой размещения российских гособлигаций на внешнем рынке. В феврале стало известно, что Минфин отправил заявки на организацию размещения евробондов в 2016 году 25 иностранным банкам. Вскоре The Wall Street Journal сообщила: власти США рекомендовали крупным американским банкам воздержаться от покупки российских государственных облигаций. И хотя банки, понятно, Госдепу не подчиняются, рекомендация была тут же исполнена: Goldman Sachs и JP Morgan отказались размещать бонды РФ. Как говорится, что и требовалось доказать…

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Семен Багдасаров

Политический деятель

Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Комментарии
Первая полоса
Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-Юг
СП-Поволжье
Арест для ветерана надзора Арест для ветерана надзора

Суд в Нижнем Новгороде заключил на два месяца под стражу высокопоставленного сотрудника прокуратуры Саратовской области