На Украине продолжает разгораться новая волна антироссийской истерии. Формальным поводом для обострения стал суд над Надеждой Савченко, приговор которой должны начать оглашать уже 21 марта. Украинские политики и активисты, равно как и российские «правозащитники» всех мастей резко вспомнили о «Надюше», подогревая истерию. Даже то, что 10 марта Савченко отказалась от сухой голодовки по просьбе Порошенко, который, якобы, предложил ей высокий пост в Министерстве обороны, и даже заявила в интервью, что готова стать президентом, никак не унял разбушевавшихся радикалов.
В итоге в разных городах Украины прошла серия атак на российские консульства и посольства, а в Верховную Раду был внесен законопроект о разрыве дипломатических отношений с Российской Федерацией. При этом никакого наказания за нападения на российские дипмиссии, которые начались еще 6 марта, вандалы не несут.
Так, 10 марта киевская полиция отпустила трех человек, которые прошедшей ночью бросали «коктейли Молотова» в посольство РФ. О том, чтобы задержать тех, кто, начиная с 6 марта, кидал на территорию посольства дымовые шашки и яйца, разбивал машины работников миссии речи и вовсе не идет. Более того, к нападениям подключились и, с позволения сказать, официальные лица. Так, депутат Верховной Рады Владимир Парасюк принял участие в акции возле консульства во Львове и даже лично сорвал, растоптал и сжег флаг РФ.
Как ни странно, волну агрессии осудила сестра самой Надежды Савченко Вера, заявив, что нападения на дипмиссии отвлекают внимание от главного — «освобождения политзаключенных». В то же время, западные политики старательно закрывают глаза на действия своих украинских подопечных, хотя недавнее нападение на консульство Саудовской Аравии в Иране громко и массово осудили. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью заявил, что Запад в этом случае, как обычно, проявляет двойные стандарты.
«В этом случае не видим какой-либо реакции со стороны наших западных коллег. Они сейчас больше озабочены требованиями не завершать судебный процесс, а освободить Надежду Савченко. Это отдельная тема. Но лицемерие и двуличность, конечно, здесь налицо», — сказал Лавров. Он также пообещал обсудить этот вопрос с госсекретарем США Джоном Керри и потребовать от Украины возмещения убытков.
Хотя нагнетание антироссийской истерии можно объяснить приближением срока оглашения приговора Савченко, заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин убежден, что истинная причина этой кампании совсем в ином. Вопрос только в том, к чему она может привести в итоге.
— Как всегда, здесь не одна, а целый комплекс причин. Во-первых, украинские власти очень заинтересованы в том, чтобы отвлечь население от внутренних экономических проблем этим угаром и призывами спасти Савченко из «московских застенков».
Вторая сторона вопроса обращена вовне. Украинская власть хочет отвлечь внимание не только населения, но и западного сообщества от ситуации в стране. Ведь западные кураторы недвусмысленно говорят о том, что политический кризис, которые устроили Порошенко и Яценюк своим боданием, им не нравится. Но выполнять рекомендации Запада и идти на мировую с Яценюком Порошенко явно не желает. Соответственно, ему нужно опять выставить Украину «жертвой агрессии», наглядным примером которой и является суд над Савченко. Глядишь, Запад и закроет глаза на то, что к нему не прислушиваются, и даст еще один транш.
Кроме того, этой ситуацией с Савченко очень удобно прикрывать невыполнение Киевом Минских соглашений. Мол, о каком соблюдении мирных договоренностей может идти речь, если устраивают «расправу» над их героиней.
«СП»: — И этого окажется достаточно, чтобы Запад забыл о своих претензиях и снова стал безоговорочно поддерживать Киев?
— Запад может повестись на эту игру только в том случае, если сам захочет это сделать. Там ведь не простачки сидят, а все эти ухищрения Порошенко шиты белыми ниткам. Но очень может быть, что на сей раз Запад согласится ему подыграть. Достаточно вспомнить заявление госсекретаря США Джона Керри о том, что суд над Савченко — это прямое нарушение Минских соглашений, хотя суд над убийцей российских журналистов не имеет к ним ни малейшего отношения. И сами США в таких ситуациях ведут себя совершенно иначе.
О том, что Запад может поддержать Порошенко, свидетельствует и то, что нет никакой реакции на нападения на российское посольство и консульства. Хотя обычно на подобные случаи они реагируют незамедлительно. Например, совсем недавно произошло нападение на посольство Саудовской Аравии в Иране. Тогда и Евросоюз в полном составе, и США сразу разразились гневными филиппиками в адрес Тегерана. Здесь же — полная тишина, хотя по всем международным законам, принимающая страна несет ответственность за безопасность дипломатических учреждений. Так что вполне возможно, что эта кампания по «спасению Савченко» будет использована Западом в полном объеме.
Но я бы хотел отметить еще один важный момент. Такие кампании, как эта, проводились бы и без Савченко. Киев мог бы найти любой другой повод, чтобы не выполнять Минские соглашения и отвлекать внимание от внутренних проблем страны и ее долгов. Но у украинского режима есть прямая заинтересованность в нагнетании такой истерической реакции на дело Савченко.
«СП»: — В чем она заключается?
— Дело в том, что Россия с самого начала заявила, что не оставит своих соотечественников без защиты. Следственный комитет РФ возбудил уже более 50 дел по военным преступлениям, совершенными карателями в Донбассе. Россия заявляла, что намерена довести эти дела до логического конца, и все, кто проливал кровь мирных граждан, ответят по закону.
Но раньше это были слова, которые можно игнорировать. А сейчас первый преступник из состава батальона «Айдар» оказался на скамье подсудимых и, очень может быть, получит реальный срок. А вот это уже прямая угроза всем этим порошенкам и яценюкам, которые отдавали приказ обстреливать мирное население. Это означает, что в любой момент они могут оказаться на той же скамье, где сидит Савченко. Отсюда и такая истерика.
Тем более что этот прецедент может повлиять на поведение украинской армии. Офицеры прекрасно знают, что так называемая «АТО» в Донбассе велась с грубейшим нарушением как внутреннего, так и международного права, и все участники операции ходят под уголовными статьями. Чтобы выйти из этой ситуации, уговорить Россию выпустить или обменять Савченко, и устроена эта кампания.
«СП»: — Но к чему эта истерика может привести, если она выйдет из-под контроля и приведет к новому обострению в Донбассе?
— Думаю, на новую операцию в Донбассе киевский режим не решится, точнее, ему не дадут «добро» западные хозяева. Сколько бы они не поставляли вооружений, есть определенная закономерность. Порошенко, придя во власть под мирными лозунгами, первым делом отдал приказ о масштабном наступлении на Донбасс. Но это привело к полному поражению украинских войск и заключению Минска-1, когда Западу пришлось договариваться о спасении своих подопечных.
Затем в январе 2015 года Порошенко сразу после большого мирного митинга отдал приказ о массированном обстреле Донбасса, который ознаменовал конец Минска-1 и начало нового наступления. Результат — Дебальцевский котел и Минск-2, когда господам Меркель и Олланду пришлось мчаться в Москву и уговаривать Россию хоть как-то повлиять на ополченцев.
Так что на Западе хорошо понимают, чем закончится третья такая авантюра. Сам Порошенко уже по уши в крови мирных граждан, ему терять нечего. Но Запад не хочет спасать его от очередного поражения, поэтому не позволит начать новую кампанию.
Но это не исключает того, что на Украине продолжат нагнетать антироссийскую истерию, будут забрасывать посольства и консульства «коктейлями Молотова». Что взять с радикалов? Они могут совершить любую подлость и любое преступление, и к этому нужно быть готовыми. Но начать крупномасштабную войну их хозяева не позволят.
Декан факультета «Социология и политология» Финансового университета Александр Шатилов считает, что у нынешней волны агрессии может быть еще одно объяснение.
— Мне кажется, что украинские политики и общество сейчас находятся в шоке из-за заявления главы Европейской комиссии Жана-Клода Юнкера о том, что вступление страны в ЕС и НАТО возможно не раньше, чем через 25 лет. Причем шоком это стало не столько для элит, которые ожидали, что путь в Евросоюз будет, мягко говоря, тернистым, сколько для рядовых участников Майдана, наивно полагавших, что разорвав отношения с Россией, разрушив собственную экономику и развязав войну в стране, они придут в светлое европейское будущее. Но оказалось, что это европейское будущее, напротив, отодвигается от нищих, расколотых и озлобленных стран. ЕС и так не горел желание брать на свое обеспечение Украину. А уж когда они довели себя до состояния истощения и полураспада, никто тем более не хочет связываться с этой проблемой.
Самое ужасное для Украины в том, что граждане никак не поймут, что чем больше они впадают в истерику и демонстрируют экстремизм, тем больше они отпугивают европейцев. Последние и хотели бы загребать жар руками украинцев, но разводить пожар в своем собственном доме никто не желает.
Эти налеты на российские диппредставительства, законопроекты о разрыве отношений и прочие нервные акции украинской общественности и политикума во многом вызваны именно этим отчаянием, порожденным заявлением главы Европы, которое указало Украине ее место в мировых раскладах. Вспомните, что почти два года новое руководство постмайданной страны убеждало граждан, как их любят в Европе, как желают там видеть, говорило, что Украина — некий европейский щит на пути «варваров-москалей». А тут такой, с позволения сказать, облом и недопонимание со стороны европейцев. Это породило болезненные реакции в украинском обществе. Пока Украина не осознает, что надо вести себя, как цивилизованная страна, никакого улучшения политической и экономической ситуации не будет.
«СП»: — Может ли эта агрессивная волна привести к новому обострению в Донбассе?
— Украинские военные уже используют тактику мелкого фола — захватывают серые зоны, обстреливают не только позиции ополчения, но и города, пытаются отрезать Горловку от Донецка и творят прочие не стратегические, но тактически бесчинства. Трудно сказать, до чего может дойти киевское руководство в своем отчаянном положении. Но если Украина нарушит мирные договоренности и пойдет напролом, думаю, что результат для украинской армии будет печальным. Зона Новороссии в результате такой агрессии только расширится.