Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Миграция и внутренняя политика: европейский урок

Поток беженцев подорвал политическую и социальную стабильность стран ЕС

13047

Миграционный кризис в Европейском союзе напугал многих в России. Его традиционно считают следствием войны в Сирии, а также результатом ошибок ближневосточной политики США и ЕС. Однако реальная причина кризиса — внутри самой Европы. Парадоксальным образом более развитый в экономическом и институциональном отношении Европейский союз, объявляющий мультикультурализм одной из основ философии своего государственного строительства, проиграл в миграционной политике «традиционалистской» России. Как государства реагируют на миграционные потоки — зависит от них самих, а не от напора мигрантов. Устойчивость российской политической системы и социальной ткани позволила нашей стране избежать политического кризиса, вызванного миграционными потоками.

Современная Европа — яркий и наглядный пример того, как миграционные процессы кардинально изменяют жизнь государств, институты и экономические системы которых считались одними из лучших в мире. Состояние дел уже сравнивают с «великим переселением народов», некогда ослабившим Римскую Империю. Крупные террористические акты, приводящие к десяткам жертв, происходят в европейских столицах с периодичностью менее полугода: последняя серия терактов в Брюсселе, одной из политических столиц ЕС, унесла жизни 35 человек.

Обычной практикой наиболее развитых государств Западной Европы — Германии, Франции, Бельгии — стало формирование в крупных городах этнических гетто, жители которых не только отказываются от ассимиляции, но и навязывают коренным жителям собственные архаичные представления о добре и зле. Все эти события — один из результатов войны в Сирии, приведшей к резкому росту потока беженцев в благополучные страны Европы. Тем не менее, происходящее сейчас — не столько следствие ближневосточных конфликтов, сколько итог накапливавшихся системных проблем европейской политической, экономической и социальной системы.

Идеологической базой объединения европейских государств в единый союз стала лево-либеральная идея мультикультурализма: равенства в правах и возможностях между большинством и любыми национальными и культурными меньшинствами. Красивая идея, однако, в реальности предопределила отказ от ассимиляции и интеграции меньшинств в общества европейских стран, требуя от большинства коренного населения, а также от институтов национальных государств, минимизировать вмешательство в жизнь меньшинств. В результате внешне благая идея, направленная на объединение разнородных обществ и защиту прав более слабых, создававшая для мира красивую витрину общества взаимного уважения и равенства, заложила под здание Евросоюза бомбу замедленного действия. Она затормозила культурную ассимиляцию и объединение разнородных общин в единую политическую нацию. В итоге постоянно нараставшие в численности общины иммигрантов, объединявшиеся не только по национальному, но и по религиозному принципу (в рамках радикальных версий ислама), стали рассадником потенциальной угрозы.

Читайте также

Все это вызвало политическую реакцию в виде самых разных оппозиционных ЕС и европейским правительствам политических движений — от умеренных евроскептиков до откровенных неофашистов. В качестве примера воплощения этой тенденции в жизнь можно привести уверенное выступление «Национального фронта» Марин Ле Пен на местных выборах во Франции в декабре 2015 года — несмотря на то, что партии не удалось в итоге сформировать большинства в региональных парламентах Франции, во всех из них «Национальный фронт» получил сильные фракции.

Ещё более глубокие политические изменения под влиянием миграционного кризиса назревают в Германии — в этой стране растет влияние радикальных движений. Местные выборы в марте 2016 г. в Германии привели к поражению ХДС Ангелы Меркель в двух из трех германских земель, где проходили выборы. В ландтагах всех трех из них будут сформированы внушительные фракции националистической «Альтернативы для Германии». Превращаются в норму уличные выступления неонацистов, их столкновения с радикальными левыми. Как на дрожжах растет тираж недавно разрешенной к публикации в Германии книги Адольфа Гитлера «Майн Кампф» (книга является экстремистской и запрещена к распространению в РФ). Безуспешные попытки властей затушевать скандалы с массовыми преступлениями, совершаемыми мигрантами (например, массовое изнасилование женщин на новый 2016 год в Кёльне), настраивают общество против существующей власти и побуждают к протестному поведению.

Апофеозом этого «отступления Европы» стали уже упомянутые теракты в Брюсселе, к которым местная полиция и специальные службы оказались совершенно неподготовленными. Одного из главных подозреваемых в осуществлении терактов в аэропорту Брюсселя, Фейсала Шеффу (которого опознал водитель такси, подвозивший, как потом выяснилось, трех террористов в день взрывов), суд вынужден был отпустить на свободу из-за недостатка улик.

Таким образом, миграционный поток в ЕС полностью подорвал политическую и общественную стабильность, сделав предстоящие серьёзные изменения во внутриполитическом «раскладе» европейских государств неизбежными.

Как влияют миграционные процессы на внутриполитическую ситуацию в России?

С одной стороны, численность иностранных мигрантов в России очень высока — это более 10 миллионов населения. Большая часть мигрантов сконцентрирована в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках. Казалось бы, Россия должна была испытывать схожее по силе с европейским влияние миграционных процессов на внутреннюю политику. Однако реальность выглядит совершенно иначе. Миграционный процесс не привел к фундаментальным изменениям ни в политической, ни в культурной сфере. Главные причины — принципиальное различие общества и государственных институтов в России и в странах ЕС, а также готовность российского общества реально ассимилировать мигрантов и совершенно иной характер миграции в Россию.

Во-первых, миграция в Россию — это трудовая миграция. Россия, в отличие от государств ЕС, не выплачивает мигрантам и их семьям социальные пособия просто по факту прибытия. Мигрантов интересует в России возможность заработка, а также, в случае успешной трудовой карьеры, возможность обосноваться в нашей стране и стать её гражданами. Во-вторых, абсолютное большинство мигрантов в Россию прибывает из стран постсоветского пространства — государств Средней Азии, Закавказья (прежде всего из Азербайджана и Армении), а также из Украины и Молдавии. Эти мигранты (особенно люди старшего поколения) не являются чужеродными в культурном плане: они на среднем уровне или хорошо владеют русским языком, происходят из постсоветских стран со светской культурой и формой правления, им не требуется длительная адаптация к российской социальной среде. Исключение составляет лишь миграция из Китая и Вьетнама, доля которой в последнее время стремительно снижается. Таким образом, и в языковом, и в культурном, и в социальном отношении мигранты в России готовы к ассимиляции.

Наконец, Россия как единая страна, испытавшая период нестабильности 90-х и две военных кампании в Чеченской республике, обладает гораздо более мощными и скоординировано работающими специальными службами, способными погасить очаги терроризма и религиозного экстремизма. Небольшие по численности группировки религиозных экстремистов, оказывающих вооруженное сопротивление властям, сохранились только в нескольких регионах Северного Кавказа. Однако их влияние на ситуацию там в последние годы значительно ослабло. К счастью, за период с января 2015 года — времени первых терактов в Париже, когда произошло убийство сотрудников редакции Charlie Ebdo, на территории России не произошло ни одной серьёзной террористической вылазки — в то время как в центре Европы, в Париже и Брюсселе, произошло уже три крупных теракта, два из которых состояли в серии террористических преступлений.

Причина такого различия в уровне террористической безопасности не только в эффективности работы специальных служб, но и в гораздо большей однородности российского общества и намного более сильной интеграции этнических меньшинств в него. Это обстоятельство значительно облегчает агентурную работу спецслужб — не говоря о существенно более слабой мотивации представителей этнических меньшинств на совершение преступлений против этнического большинства на национальной или религиозной почве.

Тем не менее, крупные межнациональные столкновения в России все же иногда происходят. Последний серьёзный эпизод такого рода — столкновения на овощной базе в Бирюлево осенью 2013 года. Самый массовый эпизод, конечно же — выступление футбольных фанатов на Манежной площади в декабре 2010 года. Однако, если проанализировать причины националистических выступлений или межнациональных конфликтов в российских крупных городах, то на первый план выходит вовсе не национальная неприязнь. Как правило, главной причиной становится бездействие полиции в борьбе против криминальных группировок, сформированных по этническому принципу, или явное проявление несправедливости — как в случае освобождения задержанных по подозрению в убийстве болельщика в декабре 2010 года, ставшего причиной выступлений на Манежной площади.

Активная работа московской полиции против этнических преступных группировок последние два года практически свела на нет общественное недовольство действиями мигрантов в столице.

Политический итог — миграционные процессы в России не вызывают сильной политической ответной реакции. Попытки системных оппозиционных партий работать с националистической тематикой, эксперименты умеренных националистов по организации новых партий и движений (в частности, попытки освоить уже привычное для Западной Европы национал-демократического направления) пока не очень эффективны. Да, националисты присутствуют в публицистике и социальных медиа, националистическая субкультура очень сильна в движении спортивных болельщиков и военно-патриотических сообществах. Тем не менее, общественный запрос русского этнического большинства на системный политический национализм остается слабым. Фактически, он остается «упакованным» в гораздо более развитый патриотический и «левый» дискурс.

Относительно новую ситуацию в российской внутренней политике создал массовый приток беженцев из Украины после начала гражданской войны в Донбассе. С одной стороны, произошла миграция молодежи и высококвалифицированных кадров из восточных территорий Украины, с другой — возросла миграция из центральных и западных областей Украины в связи с ухудшением общей экономической ситуации в этой стране. В результате Россия столкнулась, с одной стороны, с появлением большого количества хорошо образованных специалистов, для которых не хватает квалифицированных рабочих мест, с другой — с появлением на собственной территории небольшого, но потенциально активного сообщества враждебно настроенных к российской власти украинских националистов. Регулярная демонстрация на крупнейших мероприятиях российской либеральной оппозиции украинских флагов и проукраинских лозунгов — новая, но не случайная тенденция.

Влияние украинской политической повестки дня на внутрироссийскую повысилось не только из-за деятельности российских телеканалов. Перед Россией встает проблема рационального использования новых трудовых ресурсов — в том числе, для развития российского Дальнего Востока и перспективных регионов российской Арктики. Квалифицированные профессионалы — беженцы из Восточной Украины могли бы быть задействованы в этих проектах развития в качестве кадрового ресурса.

Сохранение политической стабильности в России будет зависеть прежде всего от управленческих умений федеральной и региональных властей. Необходимо понимание властью общественных настроений — и, как следствие, умение избегать грубых управленческих и идеологических ошибок, вызывающих межнациональные конфликты. Но главное — необходимо укрепление складывающейся после Крымской весны тенденции превращения многонационального российского народа в единую сплоченную нацию. Если удастся добиться этого, межэтнические и межконфессиональные противоречия, вызванные в том числе и миграционными процессами, отойдут на второй план.

Читайте также

Очевидно, Россия нуждается и в разумном «демографическом протекционизме» — России нужно не привлечение экономически активного населения любой ценой, а разумная миграционная политика, учитывающей реальные потребности экономики в кадрах. При этом Россия не готова к «закрытию границ» и введению визового режима с постсоветскими странами.

Россия находится в выигрышном положении по сравнению с ЕС в умении противостоять миграционному кризису. Тем не менее, только реальное внимание государства к демографической и национально-конфессиональной проблематике позволит избежать копирования «европейского опыта».

Автор — Генеральный директор Бюро Стратегические Коммуникации, член Комитета РАСО по политтехнологиям

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня